Технология развала
За три с лишним года после победы Майдана в Киеве, после протестных стояний и палаточных лежаний, маршей, блокад и манифестаций украинское общество до мозга костей пропиталось культурой протеста. С устойчивостью государственных институтов, культурой труда и производственных отношений дела обстоят н
За три с лишним года после победы Майдана в Киеве, после протестных стояний и палаточных лежаний, маршей, блокад и манифестаций украинское общество до мозга костей пропиталось культурой протеста. С устойчивостью государственных институтов, культурой труда и производственных отношений дела обстоят намного хуже, но это никого не волнует. Признак устойчивого политического прогресса для Украины — не прекращающиеся стачки и митинги, уличные процессии и факельные шествия. Упорным и организованным трудом «российского агрессора», ясное дело, не победить и не переплюнуть — «нерабы» должны постоянно митинговать и бороться со «злочинной владой». Иначе какая же это свобода?
Анонсированный накануне вечно бывшим президентом, губернатором и гражданином Саакашвили «Марш на Киев» — продолжение тех же протестных конвульсий, устойчивое отторжение к которым в украинском обществе еще не выработалось. Напротив, признанный мастер политтехнологических разводок с грузинскими корнями и неопределенным гражданством способен реально мобилизовать значительные человеческие массы против действующей власти.
«Мы решили присоединиться к инициативе гражданских активистов и собраться в Киеве 17 октября с тремя требованиями: создание антикоррупционных судов, отмена депутатской неприкосновенности, принятие нового избирательного закона. А остальные требования мы будем собирать по всей Украине до 17 числа», — заявил Саакашвили на своей странице в Facebook в минувшую субботу.
Что ж, марш на Киев анонсирован, а Порошенко осталось только наблюдать за разыгранной как по нотам технологией ненасильственной смены власти, поделать с которой фактически ничего невозможно. При нынешней гипертрофированной политической активности украинцев запихнуть грузинского джина обратно в бутылку уже не получится. Активные репрессии, как и полное невмешательство, будут для Порошенко и компании одинаково губительны. В первом случае это приведет к еще большей мобилизации самых буйных украинствующих субъектов, во втором — к фактическому отказу от проявления властных полномочий.
Запущенная технология кажется простой и даже банальной. Она была многократно описана во множестве американских методичек по госперевороту и ненасильственной борьбе. Реальных прототипов, когда «марш» еще не стал политтехнологией, всего два. Первый — так называемый Соляной поход 1930 года в Индии, когда многотысячная процессия во главе с Махатмой Ганди прошла многотысячным маршем почти 400 километров к берегу Аравийского моря. Колониальные власти ничего не могли с этим сделать, а арестованный на год Ганди тут же стал национальным героем, возглавив национально-освободительное движение и не произведя ни одного выстрела.
Еще одним успешным прототипом был известный Поход на Версаль, непосредственно предшествовавший Великой французской революции. К походу возмущенных парижан к королю Людовику XVI по ходу движения присоединилась национальная гвардия и многочисленные политики. «Утром 5 октября огромные толпы женщин, напрасно простоявшие в очередях у булочных всю ночь, заполнили Гревскую площадь в Париже и окружили ратушу. Одна молодая девушка забила в барабан, и это послужило призывным сигналом. Затем ударили в набат. На Гревскую площадь хлынули мужчины из предместий, вооруженные пиками и палками. Конная охрана пыталась оттеснить народ от ратуши, но толпа смяла охрану и ворвалась в здание», — описывают события 1789 года историки. Ничего не напоминает?
И женский образ в лице Юлии Владимировны, и массовый пролом через границу с наплевательством на все законы, и сбор с народа челобитных для предъявления их потом в Киеве, и вовлечение угнетенных масс по городам и весям… Для короля Людовика все закончилось тогда печально — на гильотине. Для не сумевшего ничего противопоставить толпе Януковича — чуть радостнее. Чем закончит Порошенко при попустительстве новых американских хозяев и завидном энтузиазме Саакашвили — одному Богу известно.
Вряд ли госпереворот произойдет именно 17-го октября, но вызов режиму Порошенко явно брошен, и все может закончиться еще до парламентских и президентских выборов. Массовым линчеванием дело вряд ли закончится, но вот варианты с запасными аэродромами в европейских столицах Петру Алексеевичу самое время проработать.
Будем надеяться, запущенные на Майдане процессы вскоре приведут к логическому итогу — полной аннигиляции остатков уродливой украинской государственности.