Стеван Гайич: Россия отстаивает интересы сербов вопреки позиции президента Вучича
29 сентября, в Косово албанский спецназ ROSU заняли позиции вблизи аккумуляционного озера ГЭС «Газиводе» и вошли в центр экологи и спорта вблизи плотины на севере края. В ответ на действия албанцев президент Сербии Александр Вучич отдал приказ привести Вооруженные силы в состояние высшей боевой гото
29 сентября, в Косово албанский спецназ ROSU заняли позиции вблизи аккумуляционного озера ГЭС «Газиводе» и вошли в центр экологи и спорта вблизи плотины на севере края. В ответ на действия албанцев президент Сербии Александр Вучич отдал приказ привести Вооруженные силы в состояние высшей боевой готовности. Вэтот же день албанский спецназ покинул стратегический объект, но экспеты заговорили об очередном обострении вокруг Косово. Президент Сербии Александр Вучич оперативно прибыл в Москву, где провел закрытые переговоры с Владимиром Путиным. Специально для ИА «Новороссия» ситуацию вокруг очередного обострения конфликта в Косово прокомментировал доктор политических наук, научный сотрудник Института европейских исследований (Белград) Стеван Гайич.
ИА «Новороссия»: Стеван, расскажите, насколько серьезный инцидент случился в Косово 29 сентября?
Стеван Гайич: На самом деле там происходило «реалити-шоу» с участием Александра Вучича, Хашима Тачи («президент» Косово» — прим.ред.), Александра Сороса (сын Джорджа Сороса, который посредничает в переговорах Балграда с Приштиной) и Тони Блэра, советника Вучича, который также часто в Приштине бывает.
Несмотря на военную риторику, оказалось, что дело не очень серьезное, так же, как и в случае с прошлыми другие обострения. Но Вучич это умело использовал и обратился за помощью к России. Но в отличие от мужественного президента Сирии Башара Асада, который просил военную помощь, Вучич требует от Путина, чтобы Россия согласилась со всеми действиями Белграда по Косово, поддержала бы любое решение сербских властей.
То есть, если Белград признает Косово, на чем Вучич настаивает фактически со времени своего прихода во власть, чтобы Россия с этим согласилась. До недавнего времени Вучич говорил, что надо сделать разграничение, то есть фактически признать независимость Косово и еще часть приграничных районов отдать албанцам, а в ответ получить лишь небольшую территорию на севере Косово. А значит большинство сербов Косово и Метохии при таком раскладе останутся именно в албанской, по мнению Вучича, части.
Хорошо, что такая идея, которую разделяют Вучич и Тачи, не обладает поддержкой в сербском обществе. Сербская Православная Церковь вообще открыто пошла на конфликт с Вучичем. В майском заседании собора СПЦ был принят документ, в котором написано, что они против разделения Косово и против легализации сецессии. То есть против того, чтобы албанцы получили кресло в ООН. До последнего времени церковь была сдержана и постоянно говорила, что Вучич сражается за интересы Сербии и т.д., но когда уже стало понятным, что он движется либо к разделению, что называется «компромиссом», то уже сказали четкое «нет».
И даже в албанском обществе – оппозиция, народ и даже премьер-министр Рамуш Харадинай, который сам был боевиком, он также выступил против. Албанцы против любых уступок сербам.
Поддержку по вопросу раздела Косово Вучич и Тачи на получили даже от европейских стран. Причем не только от тех, которые не признают Косово, а и от Германии. Ангела Меркель четко заявила, что она против такой сделки. То есть кроме Китая и России, традиционно не признающих Косово и признающих международное право, против «компромисса» выступают и другие европейские страны.
На самом деле, скорее всего, за этим стоит Великобритания. Роберт Купер, известный британский дипломат, который написал книгу «Тhe breaking of nations», учебник по неоколониализму и доминированию англосаксов над всеми народами, особенно над Россией. Так вот Купер был первым посредником в так называемых переговорах в Брюсселе между Белградом и Приштиной. И он заявил буквально недавно, что не страшно, если есть воля в Белграде и Приштине на то, чтобы «немножко скорректировать границы», чтобы Сербия признала Косово с небольшим изменениями границ.
Дело в том, что сейчас идет усиленная НАТОлизация Балкан. Главное, по их сценарию, что когда Косово станет независимым и сразу объединится с Албанией, то так как Албания уже часть НАТО, эта территория юридически также станет НАТО. То есть Косово войдет в НАТО.
Одновременно Македонию также тянут в НАТО. В этой связи все слова Вучича и обещания Путину о том, что ни в коем случае Сербия в НАТО не войдет, звучат не убедительно. В определенной ситуации Вучич сказал бы «Ну мы не можем уже держать такую позицию. И поэтому Сербия пойдет в НАТО».
Для Запада главное, чтобы НАТОлизация Балкан прошла до конца этого года. То есть до весенних выборов в Европарламенте 2019 года. Тогда уже из-за подъема национальных, суверенных европейских партий все может измениться. Наверняка изменится состав еврокомиссии и Европарламента – Федерика Могерини покинет свой пост, а сделка с Косово и НАТОлизация «по-быстрому» не пройдет.
«ИА «Новороссия»: Что вы можете сказать о встрече Александра Вучича с Владимиром Путиным в Москве?
С.Г.: Вучич требовал поддержку у России. Но он очевидно не получил ту поддержку, которую требовал – чтобы Россия согласилась со всем, что он придумает. Но Россия осталась на своих позициях. То есть, что Косово — это не только вопрос сербов и албанцев, а важнейший геополитический вопрос международного права, что Россия будет придерживаться резолюции ООН 1244 и что переговоры, которые провалились в Евросоюзе, должны вернуться на уровень ООН. Это все противоположно той политике, которую продвигает нынешнее сербское руководство.
На последнем съезде Сербской прогрессивной партии Вучич даже сказал, что его идея о разграничении провалилась, потому что сербский народ «только любит ныть». Буквально так и сказал. «Любит ныть и поражения».
Так что можно сказать, что его планы окончательно распались, после того, как и в Москве он получил холодный душ.
ИА «Новороссия»: То есть по итогам встречи можно сказать, что Вучич не достиг своих целей в Москве?
С.Г.: Да. Мы, конечно, не знаем, что происходило на переговорах с глазу на глаз, потому что встреча была закрытой, а Путин фактически ничего не сказал по итогам. Вучич же отметил, что очень долго говорили о НАТО и что он убеждал Путина, что Сербия никогда не войдет в НАТО. Но он настолько много врет и в нашей стране, что понятно, что эти слова ничего не стоят.
На днях стартуют большие военные учения в Сербии с участием 40 стран НАТО. На следующей неделе в Сербию на форум по безопасности прибывает генсек альянса Йенс Столтенберг. И он будет, естественно, и с Вучичем встречаться. Так что не стоит строить иллюзии, — Вучич находится полностью в цепи атлантических лидеров Балкан.
ИА «Новороссия»: Какую позицию представила Сербия на прошедшей генассамблее ООН?
С.Г.: Сербия фактически направила две делегации в Нью-Йорк. Одна – это премьер-министр Брнабич, которая ведет политику атлантизма. Она вообще не говорила о резолюции ООН 1244, не благодарила страны, которые не признают отделение Косово и т.д. Вторая – это глава МИД Сербии Ивица Дачич, который вел ровно противоположную политику – он встретился с Сергеем Лавровым и Марией Захаровой, он продолжил лоббировать отказ от сецессии албанцев. Так что и в самой власти существует разногласия по вопросу Косово.
Официально «разграничение», как называет это Вучич, не поддерживает ни одна страна, но мы видим, что из Англии идут голоса, которые бы это поддержали. Роберт Купер, Тони Блэр…
Бывший глава МИД Сербии Вук Яремич недавно публично сказал, что у него есть данные, что Тони Блэр с мандатом Вучича и правительства Сербии лоббирует в Нью-Йорке идею разграничения. В частности, он уже встретился с Меркель, а также рядом дипломатов, чтобы они согласились с признанием Косово и коррекцией границ. Яремич добавил, что Блэр каждый месяц получает из арабских стран 150 тысяч долларов, а если удастся добиться продвижения идеи разделения Косово — получит солидный бонус. Яремич предложил Вучичу опровергнуть эту информацию, но пока Вучич ни слова не сказал по этому поводу. Предполагаю, что у Яремича есть серьезные доказательства, если бы он врал, Вучич привлек бы его к ответственности, но пока он молчит.
ИА «Новороссия»: Неудачный для атлантистов референдум в Македонии и неудача Вучича в Москве пока оттягивают антисербское решение по Косово?
С.Г.: Оттягивают. Но сейчас идет юридическое давление и насилие против воли народа Македонии. Потому что сразу после голосования Столтенберг, Йоханнес Хан и ряд других западных политиков сказали, что на референдуме из тех, кто голосовал, 90% проголосовали за сделку с Грецией, что это прекрасно, «победа демократии» и т.д. На самом деле это просто страшно, потому что по Конституции Македонии, если явка на референдуме составила менее 50% и одного голоса, референдум считается несостоявшимся.
А так как вопрос был не только по изменению имя страны, но и чтобы Македония из-за этого стала членом НАТО и ЕС, получается, что народ проголосовал против НАТО и ЕС. Но это не тревожит ни власти Македонии, которые прямые вассалы натовские, ни функционеров НАТО.
Несмотря на результаты референдума, Столтенберг и министр обороны Македонии Шакиринска уже заявили, что надо продолжить сделку и т.д. Таким образом, Запад насильственно настаивает на своих идеях и прямо плюет в демократию и волю народа.
ИА «Новороссия»: Как ты считаешь, насколько шансы большие, что удастся протащить вариант с разделом Косово и НАТО на Балканах?
С.Г.: Я считаю хорошо, что уже тревога есть большая не только на востоке, но и на западе по поводу раздела Косово. Германия против этого. Испания из-за Каталонии и еще 4 страны ЕС. То есть, нет единства на самом Западе. Америка даже непонятно что поддерживает. Она очень амбивалентная и не высказывается сильно по этому вопросу.
При этом нет ни одного официального лица на Западе, которое поддержало бы эту идею. Мы имеем теневую политику. Даже Британия официально это не поддержала, хотя данную идею и продвигают дипломат Роберт Купер, бывший премьер-министр Тони Блэр и такие личности, сын Джорджа Сороса Александр. То есть мы видим до конца, что это за силы, потому что они стоят в тени. И только судя по этой страсти, с которой Вучич и Тачи эту идею продвигают, можно судить, что их кто-то их толкает и что у них есть поддержка.
С другой стороны мы имеем четкое государственное мнение России, и Китая и Германии и других стран, которые против сделки. Может быть насильственно это и произойдет, трудно это предугадать сейчас, но видно, что они очень спешат, так как понимают, что это должно закончиться в этом году или в январе следующего. Потому что пройдут выборы в Греции, выборы в Македонии, выборы в ЕС. Все может измениться и будет для них поздно. Поэтому им сейчас каждая секунда важна.
Сейчас в Македонии идет давление на оппозиционных депутатов. Уже некоторые из них находятся в тюрьмах, несмотря на то, что у них есть неприкосновенность депутатская. ЕС это вообще не тревожит. Депутатов будут шантажировать, чтобы парламент проголосовал даже после референдума за сделку и открыл дорогу Македонии в НАТО. Им нужно 2/3 голосов парламента. Я думаю, что они не наберут столько и пойдут на досрочные выборы, которые, на мой взгляд, только уменьшат число атлантистов в македонском парламенте.
ИА «Новороссия»: То есть можно сказать, что время пока работает против них?
С.Г.: Да, время играет на нас, но ни в коем случае руки не надо опускать. Они сейчас как человек, умирающий в агонии или как наркоман, который требует героин, в адской спешке и с адским желанием хотят продвинуть свою идею. Так что это все еще может у них получиться, ни в коем случае не надо расслабляться.
России надо конечно поддержать сербское общество и Сербскую Православную Церковь (СПЦ), которая, кстати говоря, наиболее активно среди православных церквей защищает позицию РПЦ по вопросу украинской автокефалии. И это очень важно, потому что СПЦ написала даже письмо официальное остальным православным церквам о том, что нужно соблюдать каноническое единство и что Константинополь абсолютно не прав в вопросе украинской автокефалии. Церковная дипломатия тут тоже очень важна и я думаю, что Русское государство должно это видеть. Раз Сербская церковь поддерживает Россию в таком важном вопросе, я думаю, что и Россия должна поддержать церковь против того, чтобы Косово, где находится центр СПЦ – город Печ, принадлежал бы «Великой Албании», так как его Вучич бы отдал им. Напомню, что именно в Печ святой Савва получил автокефалию и именно там находится первая кафдра Святейшего Патриарха.
Вучич говорит о нейтралитете, но мы уже фактически не находимся в нейтралитет. Если у нас НАТО может передвигаться, если мы проводим совместные учения, причем более многочисленные, чем учения с русской и белорусской армией. Тогда о каком нейтралитете можно говорить?
То есть Москва наконец-то после очень долгого времени и многого терпения поняла ситуацию и судя по тому, что мы от Путина не услышали ни одного слова, а Вучич заявил, что главный вопрос – это вопрос НАТО, можно сделать вывод, что он не получил поддержку проекта «Великой Албании», если говорить открытым текстом.