Старушки пошли в атаку. Людей оставляют без квартир, а депутаты и суды молчат. Эксперты: "Можно начать с Долиной"
-
Фото: freepik.com
Мошенники грозят разнести судебную систему и обрушить рынок вторичного жилья. Сделки по продажам квартир отменяют по всей стране.
После инцидента с певицей Ларисой Долиной, которая продала квартиру, отдала деньги мошенникам, но потом вернула жилплощадь обратно, Россию накрыла волна "обманутых бабушек". Схема с каждым днём приобретает явно мошеннические черты, но суды исправно встают на сторону пенсионеров. Автор популярного Telegram-канала Fighterbomber, военный лётчик описывает ситуацию, как "Бабки пошли в атаку". По его словам, каждую неделю приходят подобные новости. Схему на вооружение взяли мошенники:
Обычные жулики решили: "А чем мы хуже?", и кладут пластом всю систему купли-продажи в стране.

Реальность такова, что выселяют семьи, честно заплатившие деньги за квартиру, сделавшие ремонт. Причём на улице они оказываются с детьми, ради которых и приобретались метры. В комментариях люди опасаются, что даже давние сделки отменят:
Мы купили квартиру в 2021 году, когда цены ещё не взлетели. А сейчас становится страшно, вдруг продавец передумает, отменит сделку.
Причём если ты под "внешним воздействием" совершишь какое-нибудь преступление, то это отыграть тебе не дадут. За это ты ответишь. А если квартиру продаёшь – то как бы а почему бы и не отыграть?
Мошенничество по плану
Есть и вторая версия – это спланированные акции, которые призваны запугать покупателей что-либо приобретать на вторичном рынке недвижимости. "Первичка" стоит, так как цены запредельные, а ипотека – неподъёмная. И за ту сумму, которую придётся отдать за "однушку" в черновой отделке, семья могла бы купить 2-3 комнатную квартиру в старом фонде. Но теперь появилась новая проблема.

Автор канала Fighterbomber задаётся вопросом – а где у нас депутаты, которые в трёх чтениях сразу готовы запретить всё, что угодно, но не могут справится с мошенниками? Да и к силовикам у него аналогичный запрос:
Я уверен, что проблему можно решить прямо сегодня. Прямо вчера её можно было решить. Для начала, например, можно начать с Долиной. Показательно показать на её примере, как делать не надо.
Деньги взял и конец
По его словам, в сделке Долина – Лурье, кроме очевидных моментов, которые должны были насторожить покупательницу (низкая цена, спешка в продаже), есть принципиально иное. Артистка, как следует из дела, денег на руки не получала. Покупательница отдала их сразу мошенникам. И тут решение суда было закономерно, исходя из чувства справедливости.

Но если покупатель деньги в руки взял – всё, это должно рассматриваться по-другому. Добросовестный покупатель не несёт ответственности за то, что потом с случилось с этими средствами.
По словам Галятина, суды просто не поняли, что надо разбираться, а не штамповать похожие решения, когда "новые Долины" стали пачками подавать иски. По его мнению, результат оказался катастрофическим. Добросовестный приобретатель, который заплатил свои кровные, не зная о подковерных играх, оказывался в правовой яме: он терял и квартиру, и деньги. Мошенники, как и прежде, в выигрыше. А правосудие из инструмента защиты превращалось в инструмент перераспределения убытков между двумя жертвами, окончательно стирая границу между добросовестностью и неосмотрительностью:
Дело Долиной было уникальным шансом научиться тонко взвешивать интересы. Вместо этого мы получили волну упрощенческих решений, которые наказали невиновных. Судьба института добросовестного приобретателя сегодня зависит от одного: поймут ли суды, что их задача – не карать одного потерпевшего в пользу другого, а восстанавливать справедливость, строго следуя логике права, а не сиюминутного сочувствия?
