Станислав Стремидловский: Политика Варшавы будет определяться на основании президентских выборов США, а не Польши

Автор: Редакция Новоросинформ

сайт Pixabay

сайт Pixabay
Действующий президент Польши Анджей Дуда обвинил в русофильстве своего основного конкурента в борьбе за кресло руководителя страны Рафала Тшасковского. По словам Дуды, его оппонент относится к Москве с симпатией, и поэтому является врагом Польши. Это звучит по меньшей мере странно на фоне того, что Тшасковский не раз призывал Европейский союз и НАТО к сдерживанию России. Оба политика уже прошли во второй тур президентских выборов. В первом раунде Дуду поддержали 43,50% избирателей, его оппозиционный конкурент набрал 30,46% голосов.

Шеф-редактор церковно-политической редакции ИА Regnum, эксперт по Польше и Восточной Европе Станислав Стремидловский в беседе с ИА «Новороссия» в преддверии второго тура выборов польского президента, который состоится 12 июля, оценил расклад сил между кандидатами. По его мнению, Дуда избрал не совсем выгодную для себя стратегию, решив повысить антироссийский градус.

«Дуда сделал это заявление по инерции своей предвыборной агитации, поскольку известно, что сейчас российская тема — не определяющая во внешнеполитическом компоненте избирательной кампании по выборам президента Польши. На самом деле, главная и самая острая тема — взаимоотношения в треугольнике Польша-Евросоюз-США. К тому же с учётом предстоящего второго тура Дуде сейчас нужен электорат своих оппонентов на выборах президента Польши — Холовни и Босака.

Поскольку ПиС позиционирует себя как самую непримиримую антироссийскую силу, то, соответственно, электорат Холовни и Босака в этой ситуации получаются менее антироссийскими. Дуда сейчас, по идее, должен был оставить эту антироссийскую тему. Тем более всем известно, что Тшасковский никакой не русофил, поскольку вся его политика по русскому направлению не покинет тех пределов, в которых находится политика Берлина.

Дуда получил 43,5% голосов, поэтому критики действующего главы Польши говорят, что против него проголосовало 56,5%. Это одна точка зрения. Другие считают, что прямую экстраполяцию делать нельзя. По их словам, электорат тех кандидатов, которые не прошли во второй тур может предпочесть Дуду, а не президента Варшавы Рафала Тшасковского, который выступает оппонентом действующего президента Польши на этих выборах. Есть и третья позиция — это люди, которые стоят над схваткой, оценивают избирательную кампанию в целом — они называют её очень грязной и считают, что сейчас решается более серьезный вопрос, чем то, кто станет президентом Польши и въедет в варшавский дворец Бельведер (резиденция главы польского государства — прим. ред.). Сейчас решается вопрос, станет ли Польша «полуавторитарной нелиберальной демократией». По их мнению, это произойдёт в случае победы Дуды», — высказал своё мнение Станислав Стремидловский.

«Право и справедливость», даже, несмотря на большинство в польском парламенте, лишится всех законотворческих полномочий, если президентом станет Тшасковский, — продолжает эксперт. По его мнению, новоизбранный оппозиционный политик наложит вето на любые законы ПиС.

«Если говорить о внутренней польской ситуации, о логике двух недель до голосования во втором туре, то и Дуде и Тшасковскому нужно найти способ привлечь на свою сторону колеблющихся избирателей. В Польше действует Сейм — нижняя палата, которая является главной. Когда выбирают депутатов Сейма, большинство создаёт правительство, которое проводит внутреннюю и внешнюю политику. Сейм принимает законы, которые может вернуть обратно Сенат (верхняя палата польского парламента). Чтобы преодолеть вето Сената, Сейму достаточно набрать большинство. Сейчас у правоцентристской коалиции во главе с партией «Право и справедливость» оно есть — из 460 депутатов Сейма ПиС контролирует 235. Ситуация резко меняется, если президентом Польши становится человек, который в оппозиции к правящей партии.

Чтобы преодолеть его вето на тот или иной закон, нужно набрать не менее 3/5 голосов депутатов Сейма. «Право и справедливость» не сможет этого сделать ни при каких условиях. Я даже не могу себе представить такой закон, чтобы в ответ на вето президента, ПиС могла бы договориться с оппозицией в Сейме.

Поэтому у Дуды и Тшасковского должны быть разные избирательные посылы — Дуда должен объяснить избирателям Холовни и Босака, что выбрать нужно его, ведь тогда ПиС сможет беспрепятственно принимать законы, которые пойдут на благо этим избирателям. Это очень сложная задача — так или иначе, «ПиС» уже правит с 2015 года. Если избиратели Холовни и Босака не выбрали Дуду в первом туре голосования, значит они не особо верят и ПиС», — подчеркнул собеседник агентства.

Итоги голосования сейчас напрямую зависят от мастерства кандидатов играть на публику, — отмечает эксперт. — Кто лучше донесёт свой посыл до электората и привлечёт массы, тот и победит.

«У Тшасковского ситуация в этом смысле более простая, поскольку он не должен говорить о том, что сделает, поскольку полномочия польского президента весьма ограничены — это же не лидер России, США или Франции. Даже если Тшасковский станет хозяином дворца Бельведер, он не сможет проталкивать в Сейме свои законы, он не может повлиять на внутреннюю и внешнюю политику. Тшасковский может объяснить, что нужно избрать его, поскольку он не позволит ухудшить жизнь поляков в социально-экономической сфере, он не даст ПиС наделать глупостей во внешней политике и не разрешит этой партии испортить отношения с ЕС. Он не позволит ПиС превратить Польшу в страну «полуавторитарную и нелиберальную».

Если выигрывает кандидат от оппозиции, то отношения с Россией будут колебаться в зависимости от отношений Берлина с Москвой. Если выиграет Дуда, то всё будет зависеть не только от него, но и от переизбрания Трампа в ноябре этого года на второй срок. Потому что политика ПиС, как сейчас показывает сложившаяся ситуация, выстраивает себя под фарватер даже не американской политики в целом (двухпартийного консенсуса), а именно в фарватер трамповской политики.

Напомню, что у нынешнего американского лидера сложные отношения с Москвой. Когда за четыре дня до голосования на выборах президента Польши Дуда прибыл в Вашингтон — визит был весьма загадочным и интригующим. Трамп говорил не столько о Польше, сколько ругался с немцами и предостерегал Берлин от сближения с Москвой. Соответственно, этот фактор будет во многом определять внешнюю политику Польши на российском направлении, если победит Дуда. Если Трамп переизберётся — политика будет одна, если в Белый дом попадут демократы, то полякам придётся перестраивать свой курс», — резюмировал Станислав Стремидловский.

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров