Станислав Смагин: У антисоветских собственная гордость
Фильм «Движение вверх» за неполные две недели проката получил прекрасную прессу от критиков, массовые восторги зрителей, аплодисментами встречающих ключевые моменты картины и ее финальные титры; наконец, солидные кассовые сборы, логически вытекающие, впрочем, из зрительских восторгов. Пос
Фильм «Движение вверх» за неполные две недели проката получил прекрасную прессу от критиков, массовые восторги зрителей, аплодисментами встречающих ключевые моменты картины и ее финальные титры; наконец, солидные кассовые сборы, логически вытекающие, впрочем, из зрительских восторгов. После просмотра и мне хотелось бы присоединиться к этой положительной реакции безоговорочно или с оговорками столь несущественными, что не заслуживают даже развернутого упоминания. Если говорить о сугубо спортивной и эмоциональной канве «Движения», такой подход был бы оправдан на 146%. Все, что касается непосредственно баскетбола, нервов, чувств — показано на уровне таком же высоком, как полет мяча во время решающего паса Едешко. Это своеобразный эффект «3D без 3D», когда тебе не нужны специально обученные очки, чтобы отдавать вместе с тем же Едешко, забивать вместе с Беловыми, рубиться против здоровенных чернокожих громил вместе с отчаянным Михаилом Коркия.
Но в фильме есть и четкая социально-политическая составляющая, где-то естественно сросшаяся со спортивной, а где-то вплетенная туда искусственно и сознательно. Ее качество, к сожалению, вызывает такие большие вопросы, что написать полностью положительный отзыв нет никакой возможности.
«Движение вверх» представляет собой апофеоз той проблематики, с которой сталкиваются деятели отечественной киноиндустрии, когда хотят снять фильм о наших достижениях, не суть, военных ли, дипломатических, спортивных или космических. Достижения обычно приходится брать советские, ибо других-то особо в наличии и нет, но ведь при этом, не дай Бог, нельзя лишний раз похвалить проклятый «совок». Противоречие снимается по формуле «победили не благодаря Системе, а параллельно ей, лучше — вообще вопреки». Поэтому в фильмах про Великую Отечественную простым героическим солдатам и офицерам противопоставляется тупоголовое и жестокое высшее руководство страны, фанатичные крикуны-политруки, кроваворукие особисты и смершевцы, генералы, беспробудно хлещущие водку, а в случае эвакуации сбегающие на комфортабельных самолетах и подлодках вместе со скарбом и любовницами, оставляя простому военному и гражданскому люду право яростно сражаться за последнее место на шлюпке или в телеге. Если речь о космосе или спорте — непосредственным исполнителям триумфа приходится пробивать стену непонимания, умственной ограниченности и порой чуть ли не намеренного саботажа чиновников.
Все бы ничего, но недостатки советской системы можно показать и художественно достоверно, и без особых противоречий с реальностью, благо недостатков этих хватало, некоторые были очевидны уже тогда, иные понятны с высоты прошедших лет. Порой — удается. Но создатели «Движения» выполнили свою ответственную художественно-политическую столь топорно (иногда кажется — нарочито топорно, в духе американской клюквы аля «Красная жара»), что дело дошло до судебных претензий вдов Владимира Кондрашина, нашего тренера на ОИ-72, и Александра Белова, автора победного броска. Я, после эпопеи с «Матильдой» сдержанно относящийся к такого рода регулированию кинематографической свободы слова, отчасти их понимаю.
Основная, помимо строго спортивной, линия фильма — судьба сына главного тренера нашей сборной Гаранжина (слепок с реального Владимира Кондрашина), подростка-колясочника. Отец собирает деньги на дорогую заграничную операцию, попутно пробивая сопротивление не желающих ее завизировать бездушных чинуш, и на лечение которого в итоге отдают все премиальные за победу в финале гаранжинские подопечные. Собственно, кажется, на 90% ради этого сюжета развернута тема смертельной болезни Александра Белова (еще на 10% — ради монолога его невесты, дескать, не так важно, сколько ты проживешь, и за три секунды можно делов наделать), которого в американской клинике Гаранжин паллиативно ставит на ноги, заплатив врачам из собственного кармана, из денег, накопленных для сына. Все бы ничего, но смертельную сердечную болезнь у Белова нашли уже после Олимпиады, сын Кондрашина Юрий действительно был инвалидом, но на момент Олимпиады уже не подростком, а восемнадцатилетним молодым человеком с диагнозом ДЦП и отсутствием показаний к операции. Поэтому если жертвование баскетболистами премиальных тренеру является просто выдумкой, то выздоровление мальчика в последних кадрах — почти кощунством.
Нет, просто «в вакууме», как сентиментальная сага о чистоте и высоте человеческих отношений, такой ход имел бы оправдания. Но безнадежно и намеренно политизированный, он выглядит бочкой меда, испорченной ложкой известной субстанции, точнее, бочкой субстанции, слабо скрашенной ложкой меда.
Ради тезиса «простые люди побеждают вопреки Системе и саму Систему заодно» авторский коллектив картины пошел и на другие фактологические подлоги. Капитан сборной Модестас Паулаускас, вполне лояльный СССР, а ныне продолжающий любить Россию, показан откровенным антисоветчиком и русофобом, в последний момент отменяющим побег к западным родственникам лишь из дружеских чувств к однокашникам. Русско-советские однокашники, к слову, из того же теста — Сергей Белов успокаивает Паулаускаса: «Мне Родина тоже не «эта самая» (читай — советская империя — С.С.), а родная деревня, родители и друзья». В общем, эдакая глубоко американская тема «простые ребята-закадыки собрались и отчудили что-то локально или глобально выдающееся трохи для сэбэ», особо причудливая в картине про матч с американцами. Нюанс лишь в том, что в киноискусстве США патриотизм узкого дружеского круга не противопоставляется «большому», а чаще подкрепляет и дает для него живительную почву. Кроме того, не совсем понятно, если СССР держался на низовом межнациональном братстве, противостоящем воле верхов, почему страна развалилась? Крушили-то ее изначально чиновники и властители, центральные и местные, каждый по своему уму или глупости и ради своих целей, энтузиастическое меньшинство эти процессы радостно поддерживало либо яростно им сопротивлялось, а широкие массы простых беловых, паулаускасов и коркия с разными эмоциями хлопали глазами.
Извращена и тема вмешательства партии и правительства в дела спортивные. Да, это вмешательство было, и было ощутимым. Но не было элитной боязни встреч со звездно-полосатыми мастерами рукомяча, а уж байка про готовившийся, но в последний момент сорвавшийся отказ наших от финала с американцами — именно что байка и есть. Не говорю уж о том, что и в лагере наших уже тогда уважаемых западных партнеров к спортивному противостоянию с соцлагерем относились как к околополитическому. Действительно удачный и смешной момент фильма — смущенные взоры, которыми обмениваются советский и американский кураторы своих сборных в перерыве матча.
Еще более подробно разбирать идеологическое наполнение «Движения» нет нужды, любому мало-мальски внимательному и критичному зрителю оно очевидно. У меня возникает лишь один вопрос, технический и риторический одновременно. Можно поддерживать запихивание такого рода начинки в фильме о советской эпохе, можно не поддерживать, можно считать необходимой, а можно вредной десоветизацию обывательского мозга. Но, именно с точки зрения технологии, нет ли у идеологов молодой Российской Федерации опасения, что развенчивание СССР, не просто бросающееся, а агрессивно нападающее на зрительский глаз, словно баскетбольный центровой на кольцо, вызвать противоположный эффект?
Не напомнит ли навязчивая демонстрация советских социальных язв, что сейчас у нас, даже по признанию президента, двадцать миллионов человек живут за чертой бедности, и это по самой либеральной трактовке данного понятия, а коэффициенты имущественно-доходного расслоения бьют все рекорды?
Сильно ли рассказ о советском мальчике-инвалиде, которого не выпускают за границу лечиться, да и нет на это у родителей денег, скрасит тот факт, что в современной РФ шанс единственный шанс простого человека профинансировать свое лечение — протянуть руку филантропам или дозвониться на «прямую линию» гаранту Конституции? Дети же олигархов да чиновников, равно как немалую часть времени и сами эти достойные люди, за границей не только лечатся, но и живут, и владеют небольшими домишками и нехитрым скарбом. Не вызовет ли в памяти хронописание ужасов сложнопроницаемого «железного занавеса» горестные сетования на дипломатический конфликт с США одной некогда выдающейся спортсменки, а сейчас не менее, уверен, выдающегося депутата: «Мы друг другу уже столько ответных мер наделали, у нас люди американскую визу получить не могут. Надо очень думать, всё-таки. Можно, конечно, сказать, что не нужно никому в Америку ехать, но у некоторых людей там и бизнес, и дела, и семьи. То есть нужно всё-таки взвешеннее подходить к ответным мерам, к каким-то реакциям. Они там болтанут что-то, какие-то свои предложения, а всё-таки, если делаешь ответные меры, надо понимать, что они должны быть адекватные, и не вредили своему же населению».
Не станет ли контрастом с экранными баскетболистами, сражающимися пусть не за Родину, но хотя бы друг за друга, нынешние олимпийцы, вообще бьющиеся лишь за купюры? Даже киношный Пауласкас-русофоб не поехал бы на соревнования, если бы туда не пустили его друзей. Тут можно мысль не докручивать, она и так понятна, а породившие ее события свежи в памяти.
Да, кстати, образ зловещей советской «тюрьмы народов», держащейся, однако, на дружбе простых ее заключенных — не напомнит ли между делом, что вместе с Литвой и Грузией от России отвалились Донбасс, Новороссия и Южная Сибирь, которые уж точно себя зэками не чувствовали?
Я читал мнение, что «Движение вверх» — глубоко советский по сути фильм. Отчасти верно, в том смысле, в каком все антисоветское — двойник советского с обратным знаком, его отражение. Вынужденные без конца доказывать, что в словосочетании «советские победы» первое слово сродни воспаленному и требующему удаления аппендиксу, творцы нынешнего идейного дискурса попали между спиц бесконечно вращающегося колеса Сансары. Есть два способа выбраться оттуда. Первый, самый очевидный, — антисоветить чуть талантливее, ловчее и между строк. Второй, требующий чуть больше усилий, — добиться своих побед, сопоставимых с советскими. Таких, о которых можно снимать киноэпосы здесь и сейчас, не говоря уже о будущих поколениях («Крым» Пиманова задался не очень). Но, как говорил герой одной советской — опять советской! — комедийной мелодрамы, комментируя любимые советским (да что ж это такое…) народом анекдоты про армянское радио: «Если бы задача так просто решалась — армянское радио бы этим не занималось».
А «Движение вверх» в любом случае посмотреть. Пас Едешко и бросок Белова скрашивают все нелепости, несуразности, выдумки и нечестности. Говоря более широко, в таком ключе можно оценить и советскую эпоху в целом.