Шепот муз на фоне грохота пушек: В донецком драмтеатре – премьера

  • Шепот муз на фоне грохота пушек: В донецком драмтеатре – премьера
    Фото: Светлана Кисилева
Автор: Редакция Новоросинформ

В пятницу 15 декабря Донецкий музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна представил публике грандиозную патриотическую оперу-драму "Le prince André. Князь Андрей Болконский".

К сожалению, в связи со сложной обстановкой в по-прежнему прифронтовом городе, премьера прошла только в формате онлайн.

"Поход в театр в других городах: выбрать наряд, макияж, прическа, настроение, не забыть билеты и выключить звук на телефоне.

Поход в театр в Донецке: обложиться повербанками, найти в квартире место, где лучше всего ловит интернет, и никто не потревожит, включить долгожданную трансляцию… И пусть весь мир подождет!", - написала у себя на страничке в соцсетях Ольга, одна из зрительниц.

Ровно в 19 часов вечера погас свет на мониторах зрителей, и на авансцену поочередно вышли Наполеон Бонапарт и царь Александр I. Император Франции призвал своих солдат "уничтожить русских", российский царь обратился к своему народу с воззванием о том, что "враг угрожает нашей свободе". Следом взлетели смычки скрипачей, выстроившихся по всей ширине сцены, с экранов полилась неповторимая, чарующая музыка Алексея Рыбникова в стиле XIX века.

В этой постановке, к которой Алексей Рыбников шёл долгие десять лет, народный артист России выступает также автором либретто и режиссёром. Помимо текста Толстова в своей работе Рыбников опирался на мемуары Наполеона и манифест Александра I. Реализация проекта в Донецке стала возможной при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Фото: Светлана Кисилева

Эффект присутствия в спектакле полный. Мы без остатка погрузились в картины бессмертной эпопеи Льва Толстого "Война и мир", которые перемежались в фантастической феерии. Из гостиной мадам Шерер, где диалоги-речитативы исполнялись на невероятной смеси русского с французским, мы, как по волшебству, перенеслись на коронацию Наполеона. Зазвучала его ария, – тоже на французском – в которой император говорил, что живет исключительно "ради славы и могущества Франции".

При этом вокруг то и дело падали сражённые насмерть его солдаты. Следом мы оказывались на поле битвы в Аустерлице, в имении Ростовых в Отрадном, в сражении при Бородино… Постановка невероятным образом вместила все ключевые сцены великого произведения Толстого. И завершилась вселяющим надежду эпилогом, где мы увидели изменившихся, но счастливых Пьера и Наташу. Полтора часа пролетели незаметно.

Но, спросите вы, что за блажь ставить спектакли, когда кругом война? До искусства ли сейчас? Ведь всем известно, что " когда говорят пушки, музы молчат". Именно об этом я и поговорила перед премьерой с исполнителями главных ролей. А также о том, какие параллели видят они между знаковым для сегодняшнего дня произведением Толстого, и реальностью, в которой мы живём сегодня.

Валерий Дербуш – Князь Андрей

"Мы воюем на культурном фронте. Важно, чтобы между нами и зрителем не было преград,. И хотя сейчас мы не можем физически быть в одном здании, мы всё равно можем быть рядом и дарить свое творчество.

А параллель проста – даже под колоссальным давлением и сражаясь с превосходящим в числе противником, наш народ не терял веры в победу.

Мой герой, князь Андрей, на военную службу поступает адъютантом, так как хочет показать своим примером, что защита Родины – долг каждого человека.

И сегодня каждый должен стараться помочь своей Отчизне в трудный час. Наши предки победили, и мы победим!"

Дмитрий Кузнецов – Пьер Безухов

"Донецкий зритель силою обстоятельств оказался оторван от мирной жизни. Роль театрального коллектива в том, чтобы зажечь в людях живительную искру, которая зачастую гаснет, не выдерживая тягот военных проблем. Так как силу искусства победить нельзя!

Все мы как местные жители понимаем важность сохранять надежду на мирную счастливую жизнь.

Каждое слово актера в современной постановке созвучно сегодняшним событиям: "Москва загорелась" – и наша Родина опять в огне. Мы наполнены идеей и должны донести до наших зрителей, жителей нашей республики, величественность чувств, духа и единства русского народа

Герои спектакля – богатые и образованные аристократы, привыкшие к роскошной жизни, блеску, пышности и светским условностям. Они понимают, что происходит в России. Каждый из них раскрывает себя через призму отношения к опасности, нависшей над Отечеством

Пьер Безухов, близкий друг Андрея Болконского – добрый, и немного смешной увалень – далёк от армии. Но, видя опасность, нависшую над Родиной, он тоже решает, что не может оставаться в стороне. Тогда все объединились против общей беды. Это была настоящая народная война.

Каждый исполнитель, задействованный в сегодняшней премьере, видит её актуальность именно в том, чтобы укрепить дух сопротивления, охвативший нашу Республику перед лицом вражеского варварства".

Алексей Аносов – Император Наполеон

"Мы скучаем по нашему замечательному зрителю, а они скучают по нам. Чтобы поддерживать нашу культурную связь, пускай онлайн, мы продолжаем репетировать и выпускаем новые спектакли. Конечно, очень ждём очной встречи с нашими согражданами.

В период, который показан в спектакле, Российская Империя была в очень тяжёлом положении, но всё равно в конечном итоге одержала победу! Сейчас Россия находится в ситуации, когда большая часть мира против неё, но и здесь, несмотря на трудности, наша великая страна обязательно победит злые силы!

Актуальность моей роли в том, что не следует поступать так, как это сделал Наполеон. Не нужно недооценивать противника, иначе произойдёт то, что произошло в финале спектакля, когда он оказался разгромлен, а русские войска вошли в Париж".

И в завершении ещё немного впечатлений от уже упомянутой выше Ольги (с некоторыми сокращениями):

"Я плакала. Сначала – при узнавании уже давно родных актеров любимой донецкой муздрамы: сколько чудесных эмоций было пережито в ее стенах, после – от их невероятного исполнения вокальных партий и мыслей, когда же можно будет это все еще раз пережить уже в реальности…

Какая сцена Бородинского сражения! Нервы-струны и мороз по коже! Второй день в памяти звучат слова-завещание солдата своей молодой вдове, с которыми они шли в бой.

Очень воодушевляющая постановка! Новый формат, новый опыт, новое восприятие, новые эмоции. Музыка, вокал, танцы, костюмы – все это заслуживает, чтобы "Князь Андрей" продолжил свою жизнь в репертуаре театра.

Особую благодарность от лица всех зрителей хочется выразить тем, благодаря кому мы могли в деталях наслаждаться качественным видео: операторам и режиссеру монтажа! Ребята, ваша работа – это отдельные аплодисменты и крики "Браво!!!" по другую сторону экрана!

Из истории все мы хорошо помним, что и в блокадном Ленинграде музы не молчали – культурная жизнь не прекращалась и помогала выжить. Почему в Донецке, под обстрелами укро-нацистов, где перебои с водой, отоплением и подачей электроэнергии, должно быть иначе?

Автор Светлана Кисилева

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
"Пошлите меня в Донецк". Сбежавший актёр Назаров* записал покаянное видео

Стремительный взлет и золотые пистолеты. Сын Кадырова "засветился" в Донецке, но в дело ввязался вездесущий ЦИПсО

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров