Реинтеграция Донбасса
Главная цель закона о реинтеграции Донбасса — легализация обстрелов провозглашенных республик. Закон предлагает введение ручного президентского управления военным положением. Ручного потому, что президент не столько реализует свои полномочия в рамках существующего законодательства, сколько для
Главная цель закона о реинтеграции Донбасса — легализация обстрелов провозглашенных республик. Закон предлагает введение ручного президентского управления военным положением. Ручного потому, что президент не столько реализует свои полномочия в рамках существующего законодательства, сколько для него выстраивается некая новая законодательная надстройка, вводящая дополнительные инструменты и расширенные полномочия для прямого управления в зоне военного конфликта. Если состояние военных действий между Украиной и Россией и легализировано, то тогда в законе должны быть правовые последствия — это может быть введение визового режима, блокада экономических отношений, разрыв дипотношений и т.д.
Лидер движения «Украинский выбор» Виктор Медведчук сказал, что «парламент, давно ставший заложником остающихся безнаказанными радикалов и политиканов из «партии войны», своими руками ставит крест на попытках мирного урегулирования ситуации на Донбассе. Вместо этого – широчайший, фантастический, бредовый и абсолютно нереализуемый набор мечтаний о насильственном возвращении территорий. Именно территорий – не людей». Он отметил, что «изъятие из текста законопроекта даже упоминания о Минских соглашениях продемонстрировало всему миру, что Украина не намерена выполнять взятые на себя в Минске обязательства».
Представители партии «УКРОП» в Верховной Раде заявили, что принятие парламентом проекта закона №7163 выгоден, прежде всего, власти и олигархам, но не украинскому народу. В политсиле подчеркнули, что в конечном варианте закона не были учтены принципиальные правки, без которых документ «лишь усугубит ситуацию – как на востоке Украины, так и в стране в целом». В качестве примера «УКРОП» приводит расширение полномочий президента, которые могут быть использованы им «не только для отпора вооруженной агрессии, но и для вмешательства в политические процессы и для массовых нарушений прав человека». Кроме того, в документе нет ни одного упоминания о необходимости определить уголовную ответственность коллаборантов. Также не учтена поправка о запрете торговли с временно оккупированными территориями, фактически узаконенной депутатами.
Глава организации «Майдан иностранных дел» Богдан Яременко заявил, что «Закон о деоккупации содержит один огромный негатив – положение о незаконном делегировании или отбирании полномочий у Верховной Рады и передаче их президенту. Президент в плане ведения войны получил право бесконтрольно принимать ряд решений, применять ВСУ, определять периоды начала кампании, границы зон, где проводятся боевые действия. Это может иметь серьезные последствия для внутренней политики в Украине». Кроме того, дипломат считает, что закон сомнительный и с точки зрения конструктивности различных подходов к оккупированному Крыму и части Донбасса. Если государственная политика Украины по деоккупации территории Донбасса заключается в создании институтов, то в ситуации с Крымом этого не предусмотрено. Тем самым, украинская власть фактически дает сигнал, что у нее нет планов по деоккупации полуострова.
Кроме того, депутат от «Оппозиционного блока» Юрий Бойко заявлял, что проголосовавшие за законопроект о деоккупации Донбасса могут сорвать обмен пленными. Депутат партии «Самопомощь» Оксана Сыроед заявляла, что данный закон противоречит Конституции. «Согласно Конституции Украины, ограничивать права человека мы можем только на основе закона о военном или чрезвычайном положении. Здесь же предлагается без введения военного положения, военной администрации вдоль линии соприкосновения предоставить полномочия вмешиваться в права человека».
Таким образом возложить «ответственность» на другое государство может только суд, но никак не парламент другого государства. Это может быть или Международный суд ООН, или Международный Уголовный суд, но уж точно не наша дискредитировавшая себя Рада.
Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции