Политический фарс вместо спорта, или Как украинские фанаты пробили дно на Евро-2020
Феномен политизации спорта всё ярче проявляется в новейшей европейской и американской истории. На Украине же это явление приобрело особо гротескно-уродливые очертания. Когда такая жовто-блакитная харя с коричневым макияжем и искажёнными ненавистью к России чертами вылезла аккурат в ходе Евро-2020, т
Феномен политизации спорта всё ярче проявляется в новейшей европейской и американской истории. На Украине же это явление приобрело особо гротескно-уродливые очертания.
Когда такая жовто-блакитная харя с коричневым макияжем и искажёнными ненавистью к России чертами вылезла аккурат в ходе Евро-2020, то обратила на себя внимание не только российской, но даже международной общественности. Впрочем, ожидаемо вялое и точечно-локальное…
Всё началось с презентации новой формы украинской футбольной сборной, которую украсили контуром Украины с Крымом и Донбассом в составе, а заодно и бандеровскими лозунгами.
Отметим, между прочим, что слова «Слава Украине — героям слава» представляют собой точную кальку с известного немецкого национал-социалистического приветствия Heil Hitler! Sieg Heil! («Слава Гитлеру! Победе слава!»). Оно было распространено у активистов УПА (Украинская повстанческая армия) и особую популярность в украинском обществе приобрело после госпереворота 2014 года и последовавшим за этим разгулом неонацизма.
Примечательно, что УЕФА (Союз европейских футбольных ассоциаций) поначалу не увидел никаких нарушений в символике новой формы сборной Украины. И лишь на четвёртый день Зоркий Глаз заметил, что стены у сарая нет, и с российской подачи велел вторую часть лозунга убрать.
Российская политическая и спортивная общественность «картографическую» выходку Украины оценила снисходительно. Так, наверное, уставший родитель реагирует на непутёвое чадо, которому уже семь лет, а оно из чистой вредности не желает приучаться к горшку.
«Крым — наша земля, и точка. Всё равно, что они там намалюют. С ластиком мы к ним подбегать не будем. Подойти и закрасить их форму тоже никто не может. В первую очередь нам надо болеть и поддерживать свою команду», — написал российский спортивный комментатор Дмитрий Губерниев.
Тем контрастней смотрелась истерика украинского политикума после вердикта УЕФА.
Депутат Верховной рады из фракции «Европейская солидарность» Алексей Гончаренко показал себя дерзким и отважным в собственных глазах политиком, предложив дополнить карту Украины Кубанью и рядом российских регионов.
Посол «незалежной» в Германии Андрей Мельник, в принципе известный своим недипломатическим поведением, фактически обвинил Союз европейских футбольных ассоциаций в коррупции:
«Тот факт, что УЕФА удовлетворяет жалобу России на нашу форму к чемпионату Европы всего через несколько дней после подписания спонсорского контракта между Европейской футбольной ассоциацией и российской государственной компанией «Газпром», является более чем подозрительным», — заявил он.
Апофеозом национального протеста стало утверждение Украиной бандеровских лозунгов в качестве официальных футбольных символов страны.
«Крымская» часть ребрендинга, впрочем, логично вписывается в украинский инструментарий по отстаиванию своего видения границ. В одном ряду с этим мелким политическим пакостничеством и постоянные ноты протеста по поводу проведения на полуострове российских выборов, призыва крымчан в российскую армию, закрытия границ для видных деятелей культуры и искусства, которые «замарали» себя посещением бывшей формально украинской территории и не смогли дать правильный ответ на вопрос «Чей Крым?»
Кстати, про точечные реакции извне. Во вполне себе европейском Бухаресте полицейские жёстко пресекли попытку украинских болельщиков пронести в фан-зону флаг страны с очерченным Крымом. Причина — политический подтекст происходящего, которому на спортивной площадке Румынии делать нечего. Спорт вне политики, помните?
На выручку изумлённым фанатам, которые отказывались верить в происходящее, прибежал их соотечественник — работник полиции диалога, который помогает местным представителям охраны правопорядка во время Евро-2020, но и его доводы румынские коллеги не нашли убедительными.
Отдельного пункта заслуживает история с западноукраинскими болельщиками накануне и во время игры Россия — Бельгия. Организаторы львовской фан-зоны пообещали во время матча против «оккупанта» наливать всем желающим пиво за каждый гол бельгийцев. И даже сдержали обещание.
Учитывая, что на петербургском стадионе бельгийцы, по традиции и не напрягаясь, забили трижды безответно, парадоксальное преломление старой украинской идеи «да москали тильки за наш счёт живут», скорее всего, вышло ой каким накладным для организаторов.
Ещё один премерзкий инцидент произошёл во время матча Украина — Северная Македония, когда украинские фанаты решили поддержать свою сборную оскорбительной для российского президента песней. Потом ещё долго в соцсетях глумливо хихикали: дескать, отчасти благодаря такому мощному музыкальному сопровождению их игроки одержали победу.
Подобных эпизодов более чем достаточно: здесь и растоптанный укрофанатами российский флаг перед матчем Украины и Австрии (тут магия против «агрессора» засбоила), и раздача денег всем пользователям такси, принадлежащему вышеупомянутому нардепу Гончаренко, и «кремлёвский» антисептик в подарок за проигрыш российской команды, и флешмоб юных полуголых барышень с нацистскими лозунгами в Instagram. Словом, эпизодов массовой ненависти с бандеровским отливом хоть отбавляй.
Причём очевидно, что успехи собственной сборной интересовали украинское общество гораздо в меньшей степени, чем поражение российской. Будем объективны: их футболисты по сравнению с нашей командой продемонстрировали более качественную игру и даже сохранили маленький, но всё же шанс выйти из группы. Вот только все хорошие моменты и победы заслонила одна, но пламенная зрада — игроков национальной сборной уличили… в любви к русскому рэпу и незнании «ридной мовы».
«Не смотрю все эти матчи, как-то отбивает желание та команда с одиннадцатью русифицированными ценителями русского рэпа. Я так понимаю, что на полях чемпионата Европы по футболу Украина — единственная сборная, игроки которой вообще не знают языка страны, за которую играют», — заявил скандальный львовский журналист и лютый русофоб Остап Дроздов.
Кстати, если вы думаете, что вызывающее поведение украинских болельщиков имеет место только на этом чемпионате и только по отношению к России, то вовсе нет.
Например, в 2015 году на трибунах центрального киевского стадиона украинские фанаты избили темнокожих болельщиков (BLM тогда на них не было).
В 2019 году на столичных трибунах прозвучала песня «Убиј србина!» («Убей серба!») в честь хорватских националистов. Один из лидеров киевской группировки через мегафон объявил:
«Довожу до вашего сведения, что к нам приехали друзья из Хорватии, болельщики клуба «Динамо» из Загреба, чтобы поддержать нас в противоборстве с этими шлюхами, которые очень близкие друзья с сербами, с москалями, с этими <…>. Очень прошу вас поддержать меня, повторяя за мной: «Убей серба!».
А в официальном паблике белградской команды «Црвена Звезда» появилась запись:
«Если бы это сделали мы или россияне, всегда бы играли при пустых трибунах. УЕФА, разве это не двойные стандарты?»
А что УЕФА? И тогда, и сейчас? А ничего… Там отлично всё понимают и про саму Украину, и про нацизм как государственную идеологию, и про ренессанс «коричневой чумы» с молчаливой поддержки властей.
Вправить мозги заигравшимся радикалам можно только одним способом — дисквалифицировать клубы и сборную Украины.
Но УЕФА бездействует. И складывается впечатление, что на футбольный союз (спорт вне политики?) давит именно политика в лице её западных представителей, настоятельно рекомендующих не обижать Украину, вставшую «на путь истинной демократии».
Вся эта история, безусловно, гадкая, но она в свете нынешних украинских реалий ожидаемая, предсказуемая и вызывает лишь брезгливость, но не удивление.
А вот то, что чистый спорт, который состязание сильнейших, а не политическая война, в очередной раз замарали грязными руками фашистов, действительно очень и очень грустно…
Автор: Анна Смагина