"Погибнут сами и погубят других": Мобилизация нуждается в повторении. Откровения военного писателя
-
Коллаж Novorosinform
Зампред Совета безопасности России Дмитрий Медведев заявил, что войсковые части СВО с начала года пополнили 336 тысяч контрактников и 28 тысяч добровольцев. Однако сигналы о падении качества мобилизационного ресурса раздаются все отчетливее. Об этом читайте в материале "Новороссии".
Известный военный писатель, участник боевых действий Алексей Суконкин обратил внимание на проблему, о которой официально не говорят: стремление военкоматов к выполнению плана по "валу" оборачивается трагедиями на передовой. И особую роль в этом играет возраст тех, кто подписывает контракт, – в войска массово приходят "старики-разбойники".
Писатель подчеркивает – то, что патриотизм "не имеет возрастных ограничений", – всего лишь удобный, но опасный миф. Суконкин напомнил, что война всегда была уделом молодых и сильных:
- Великую Отечественную вынесла на своих плечах молодежь. Афганистан и Чечню – тоже.
- В Афганистане лицам старше 35 лет уже не рекомендовалось выходить на боевые задачи в горы.
- В ЧВК "Вагнер" считалось, что 40-45 лет – это уже тот возраст, в котором воевать не совсем удобно, исключения делались лишь для очень ценных специалистов. В проект "К" Пригожин набирал с зон людей в возрасте до 50 лет – с редкими исключениями…
Коллаж Novorosinform
Даже в мирных гражданских профессиях существуют ограничения по возрасту – например, для профессиональных водителей и пилотов. Почему же на войну сейчас готовы брать всех – ведь боевые действия требуют еще большего соответствия человека физическим, интеллектуальным, психологическим и психическим нормам? Причем в погоне за цифрами "на контракт" массово берут не просто немолодых людей, но и тех из них, кто обладает, мягко говоря, деструктивным жизненным багажом.
Писатель с горечью отмечает:
На полигонах, в период их подготовки и на фронте я вижу очень много людей старших возрастов. Многие из которых вдобавок всю предыдущую жизнь активно дружили с этанолом и иными средствами приведения себя в "измененное состояние".
Обучить необучаемых
Алексей Суконкин предельно честно описал то, что видел лично: инструкторы, ветераны СВО бьются в бесплодных попытках обучить необучаемых. Возраст и многолетняя "дружба" с алкоголем не позволяют "старикам-разбойникам" усваивать даже самые элементарные знания, которые могли бы спасти им жизнь:
Я лично наблюдал ситуации, когда эти добровольцы, одетые в броню и снаряжение, шага не могли ступить, не то чтобы активно действовать. Инструктора их пытаются чему-то научить – без толку. Парни, которые тренируют добровольцев, в основном ветераны СВО, иногда просто опускают руки, когда видят полное нежелание осваивать азы военной науки...
Но самое страшное происходит тогда, когда подобных возрастных контрактников бросают в бой. Лишенные элементарных навыков и физической выносливости, "предпенсионеры" становятся не ударной силой, а обузой для подразделения. Как участник боевых действий, Алексей Суконкин предельно ясно видит – они погибнут сами и погубят других:
Они не ориентируются в обстановке, не способны делать что-то полезное для целей штурма и в итоге жертвуют своей жизнью без всякой пользы. А следом погибают эвакуационные группы, вытаскивая их тела...
Коллаж Novorosinform
Мобилизация лучше контракта?
Конечно, среди тех, кто пришел воевать уже в очень зрелом возрасте, есть и настоящие герои. Их действия осмысленны, а подготовка иногда лучше, чем у молодых. Но как бы то ни было, пенсионеры и предпенсионеры не могут составлять реальную конкуренцию молодым военнослужащим – хотя бы чисто физически. И плохое качество пополнения приходится компенсировать тем бойцам, кто и так воюет без отпусков и ротаций. Не зря на фронте в таком ходу горькая шутка: героизм одного – исправление роковых ошибок, допущенных другими.
Рассуждая о проблеме, Алексей Суконкин приходит к парадоксальному выводу: в период мобилизации 2022 года, когда в армии оказался "срез" всего общества, "процент толковых бойцов был куда как выше того, что мы имеем сейчас". Писатель говорит:
Понятие "100 новобранцев" давно уже не тождественно понятию "100 подготовленных солдат". Что-то мне подсказывает, что мобилизация нуждается в повторении, если мы хотим прорыва в этой войне.
