Почему донбассовцы идут в храм?

Автор: Редакция Новоросинформ

В недавний Праздник Преображения Господнего, названный в народе «Яблочным Спасом», главный храм Донецкой епархии Спасо-Преображенский кафедральный собор, был заполнен прихожанами, и на подворье было очень людно. Надо сказать, что заполненные храмы столицы, и других населенных пунктов ДНР –

В недавний Праздник Преображения Господнего, названный в народе «Яблочным Спасом», главный храм Донецкой епархии Спасо-Преображенский кафедральный собор, был заполнен прихожанами, и на подворье было очень людно. Надо сказать, что заполненные храмы столицы, и других населенных пунктов ДНР – характерная черта донбасского времени.

Безусловно, абсолютная их заполненность более типична в дни крупных храмовых праздников, но и в будни ручеек верующих не иссякает. И это несмотря на введенные профилактические меры: рекомендовано всем прихожанам приходить в храмы в масках, соблюдать социальную дистанцию, проводить всяческую дезинфекцию, проветривание помещений и так далее.

Как сказал местный священник храма, который находится на самой окраине северной обстреливаемой части Донецка, в его приходе даже в связи с коронавирусной инфекцией «люди только немного меньше стали посещать церковь».

«В общем-то, в моем храме верующие и к войне, и к пандемии относятся достаточно спокойно, уповая на волю Божию. Понимают, что ни один волос не может упасть с головы человека, все совершается по воле Господа, и по Его воле мы можем заразиться любым вирусом, а можем вообще ничем не заразиться. Как говорил святитель Николай Сербский, случайных пуль не бывает, каждая пуля летит точно в цель», – подытожил он.

Что приводит в храм тех, кто проживает в эпицентре вялотекущей гибридной донбасской войны? Попробуем разобраться.

Донбасс – земля множества православных святынь                 

«До революции донецкую землю украшало множество православных храмов – рассказал старожил города, краевед Николай Самойлов – Поскольку  его населяли выходцы из Курской, Смоленской, Белгородской губерний, люди православные, то и духовной сердцевиной в Донбассе всегда было и есть Православие. А первая в нашем крае Николаевская церковь была построена на территории нынешнего Ленинского района (бывшее помещичье село Григорьевка) еще в начале XIX века. Ее строили русские люди, переселенцы. В 1842 году благодаря меценатству нашего местного помещика Мандрыкина был возведен первый собор, Свято-Александро-Невский храм в поселке Авдотьино. Хочу отметить, что архитектура храма этого необычна, в России есть только один храм, построенный в подобном стиле. Кстати, сейчас Свято-Александро-Невский храм восстанавливается потомками Мандрыкина, которые проживают в Донецке», – добавил он.

Православные храмы в Донбассе росли вместе с увеличением численности населения края. В том же Свято-Александро-Невском храме в 1858 году община состояла из 1687 прихожан, а в 1896 — 2321 человека. За короткий период были возведены также Свято-Николаевский кафедральный собор (поселок Ларинка). Свято-Успенский храм (поселок Рученково), Свято-Николаевский храм (поселок Шахтостроитель, Калининский р-н). Свято-Успенский храм (поселок Буденновка. Пролетарский р-н). Свято-Вознесенский храм (поселок Петровка. Петровский р-н). Эти храмы выстояли в лихие годы революций, и к 1925 году в Донбассе уже было зарегистрировано 640 православных приходов.

К сожалению, Донбассу выпало пережить несколько жесточайших волн атеистических репрессий, когда уничтожали храмы, репрессировали священников, повергая регион в хаос безверия. По словам местной жительницы, родившейся в 1938-м, в то время в Сталино (Донецк) нельзя было найти священника, чтобы окрестить ребенка. «Такое время было. Большинство священников было сослано, а кто остался – прятались. Моя мать рассказывала, чтобы окрестить меня священника искали почти месяц. Пришел потом один в штатском, поздно ночью, окрестил, а на следующий день мои родители должны были поехать к нему, взять грамотку. Но узнали, что на другой день он был уже арестован», — вспоминала женщина.

От превращения региона в духовную пустыню спас Иосиф Сталин, к которому в Донбассе особое отношение. В 1939 году стало исполняться его известное указание о признании нецелесообразным проведение прежней практики арестов служителей РПЦ органами НКВД. Отменялось также указание Лунина от 1 мая 1919 г. «О борьбе с попами и религией», касающееся служителей РПЦ и ее прихожан. И церковь в Донбассе действительно начала восстанавливаться. К 1948 году в одном только городе Сталино (впоследствии — Донецк) было зарегистрировано 235 приходов Русской православной церкви и 13 религиозных православных общин.

Но с приходом к власти Хрущева и усилением атеистической пропаганды, духовная жизнь в Донбассе опять стала замирать и уходить в подполье. То есть православная традиция не исчезла, люди все равно крестились, шли в храмы, но тайно. По словам местного жителя, бывшего в годы религиозных репрессий дьяконом православного храма, Донбасс становится оплотом Православия на востоке УССР. «У Донбасса своя специфика — рассказывает этот человек, – в безбожные времена сюда съезжались люди со всех областей Советского Союза для того, чтобы работать на шахтах, поскольку труд шахтера в то время ценился высоко. Работа эта опасная, без веры тяжело под землю идти, и многие крестились тайно, шли в храмы. Много фронтовиков также крестили своих детей, потому что война меняет людей, выживших. Это на метафизическом уровне ощущается. Я помню своего дядю, который вернулся с войны и первым делом окрестил двоих своих сыновей. Он исходил из того, что так должно быть, потому что так делали его дед и прадед», – добавил мужчина.

Ростки духовного возрождения во время Донбасской войны

«Я нечасто хожу в храм. Когда представляется возможность, – рассказывает Светлана Ют-ва, педагог одной из донецких школ и прихожанка Спасо-Преображенского кафедрального собора. Постою перед образами, вспомню тех, кто ушел, поставлю свечи за здравие тем, кто еще жив. И так легко становиться на душе. И я вижу, что многие тоже приходят… и молодых немало, ставят свечи. Я молюсь не за себя, за детей, немощных близких, за раненых. За то, чтобы закончилась эта проклятая война, которая уже унесла столько жизней», – вздыхая, говорит женщина, но глаза ее светятся надеждой. Во время войны, когда стремишься выжить, и все чувства обострены, надежда чаще всего приводит в храм людей. А еще нужда в защите, и то, что делает нас людьми, то дуновение Бога, которое называется совестью.

Как сказал мне Виктор С., прихожанин маленького поселкового  Свято-Успенского храма на Рученково, «Слава Богу за все!» Я стараюсь во время обстрелов почаще обращаться к высказыванию святителя Макария Великого, который  сказал такие слова: «Поверь мне, если бы ты знал того, Кто с тобой, ты бы не боялся ничего в мире». И я вспомнила, макеевский блокпост, известный как «4/13», на котором стояли мои знакомые и маленькую иконку Христа, прикрепленную к балке с флагом Новороссии.

А еще некоторые люди, проживающие в Республике, приходят в церковь за радостью, которую находят не только в общей молитве, но и в совместной работе. В Буденновском районе Донецка над поселком Алексеевка возвышается прекрасный храм в честь великомученика Пантелеймона Целителя. Многое по благоустройству храма и прихрамовой территории делается руками самих прихожан. В своей недавней проповеди в день Пантелеймона целителя на этот простой объединяющий аспект обратил внимание благочинный Троицкого округа г. Донецка протоиерей, отец Алексей. «На себе испытал: переодеваюсь после богослужения в рабочую одежду и вместе с прихожанами начинаю выполнять работу по благоустройству храма и прихрамовой территории, сажать деревья, поливать цветы, красить забор, заниматься уборкой храма. И даже в этом деле, деле труда, мы с вами становимся едины. Мы забываем, что и в древние времена и сейчас в Церкви все трудились вместе. Не смотрели на чины и дорогую одежду, не смотрели на социальные различия. Наша задача – делать общее дело, но в том числе и своими руками. Рукоделие и молитва – это два столпа, которые призваны к объединению».

И когда человек находит время и силы делать что-то в храме, ничего не ожидая за это, он в прямом смысле этого слова трудится для Царствия Небесного, потому что находит в этом утешение, красоту, добро, любовь. Так мне объяснила это одна из прихожанок. Поэтому несмотря на все тяготы военного времени, в Донбассе восстанавливаются храмы. Можно ли в таком случае говорить о кризисе Православия, о котором пишут многие СМИ?

Строительство храма как символ новой жизни

За годы донбасской войны ВСУ повредили 72 православных храма и 10 разрушили. Но многие из них уже восстановлены. Более того, несмотря на то, что обстрелы продолжаются, возводят новые храмы. Ибо есть люди, которым это нужно и которые принимают участие в этом благотворном для души процессе, помогающем им забыть о повседневных делах, соприкоснуться со спасительным и духовным. Это объединяет людей, очищает их души, учит любить Бога и ближних.

Еще в 2015 году это отметил основатель ДНР, донецкий политик Андрей Пургин. Он заявил представителям делегации из Кронштадта, прибывшей с миссией  вручить одному из сожженных храмов Республики иконостас, о возвращении ощущения духовности на донецкую землю.

«Издревле церковь была, есть и будет неотъемлемой частью нашей жизни. Ваш визит вселяет надежду на то, что начнется духовное возрождение: начнут восстанавливаться храмы, разрушенные войной, и вернется ощущение той духовности, которую мы сейчас должны вернуть на наши земли», – сказал тогда Пургин.

Безусловно, это еще малый ручеек, восстановление храмов идет медленными темпами, но уже говорит о многом. Ведь стройки если и замирают, то лишь на время, а потом снова возобновляются, как стойкие донбасские растения, которые могут пробить себе дорогу и через асфальт. Только в Донецке сейчас ведется строительство больше десятка храмов. Из новых храмов следует отметить Алексеевский храм возле больницы Вишневского, на пересечении проспекта Панфилова и улицы Розы Люксембург. До этого рядом со строящимся храмом стоял вагончик, в котором размещалась одноименная часовня. Храм назвали в честь наследника российского престола цесаревича Алексея, расстрелянного сто лет назад вместе с другими членами царской семьи.

Еще один новый храм строится на Боссе, на улице Пухова. Два года назад там был установлен вагончик, в котором временно размещалась часовня апостола Иоанна Богослова. В данный момент там продолжаются работы по подготовке фундамента храма, и впереди еще много дел.

В донецком парке кованых фигур силами творческой группы единомышленников-членов Гильдии кузнецов Донбасса сооружена самая необычная в городе часовня. Проект сооружения  возник в 2018 году, как творческая тема ХХ фестиваля кузнечного мастерства. Поэтому первоначально часовню хотели назвать в честь святых покровителей кузнецов Космы и Дамиана, но в последний момент переименовали в «Умягчение злых сердец» – так называется самая заметная из установленных в ней икон. Теперь каждую среду в 16 часов в часовне служатся молебны, на которые собираются прихожане.

В микрорайоне Текстильщик, рядом с небольшой бревенчатой Свято-Введенской церковью, которая была открыта несколько лет назад и уже с трудом вмещает всех желающих помолиться, идет строительство храма в честь иконы Божией Матери «Знамение».

Медленно, но верно идет строительство или ремонт еще нескольких храмов в разных районах Донецка.

Так, отделали фасад храма святых новомучеников, расположенного на Партизанском проспекте, неподалеку от Щегловского кладбища. В нижнем его приделе, где совершаются службы, установили новые иконы в иконостас. Не прекращаются ремонтно-строительные работы в разрушенном храме Иверского монастыря, расположенного с другой стороны аэропорта. Установлен иконостас в храме святого Александра Невского, что в поселке Авдотьино.

Завершаются внутренние отделочные работы в храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица», который построен возле Донецкого онкологического центра. Его начали возводить летом 2012 года. И строили не только в мирное время, но и все годы войны.

Среди тех, кто трудится на восстановлении храмов, немало молодых людей. Один из них Александр, корреспондент ИА «Новороссия», который уже около года служит в донецком храме апостола Андрея Первозванного в качестве алтарника. «У нас  небольшой приход, сейчас это около 50 человек, и много прихожан знают друг друга лично. Поэтому когда возник вопрос о том, чтобы помочь  в благоустройстве храма, (ремонт не делался уже 7-8 лет), многие люди откликнулись. Краску купить помогали спонсоры, а строительные леса воздвигали сами», – рассказывает Александр.

По его мнению, большинство тех, кто ходит в храмы, воспитаны были в православной традиции, вера прививалась в семьях. «У многих бабушки ходили в храмы. Они правильно воспитали внуков, передав им правильный смысл (жизни). Другие пришли в храм после каких-то жизненных проблем, неудач. Некоторых привели в храм близкие, которые ходили ранее…», – размышляет молодой человек. Отрадно, что все большее количество молодых людей, понимают, что без духовного роста на самом деле трудно добиться социального и экономического развития.

Храмы строятся не только в Донецке, но и в других населенных пунктах Республики. Например, в поселке Рассыпное Шахтерского района также завершают работы по восстановлению храма. 5 августа там состоялась торжественная установка купола, который был разрушен в результате обстрела ВСУ. Снаряд уничтожил кровлю и разорвался в храме, имущество которого, впрочем, не слишком пострадало, что было расценено прихожанами как чудо. Один из осколков потом нашли в иконе у ног Почаевской Божией Матери, словно символ смирения смертоносного оружия перед силой Духовности и Веры. Новый купол был предоставлен российским Волгодонском. По словам настоятеля храма—протоиерея отца Олега, теперь, возведенный на благотворительные пожертвования  в 1997 году храм, снова обрел свой прежний вид.

Ведутся строительные работы и по восстановлению Благовещенского собора, одного из красивейших храмов Горловки, почти полностью уничтоженного в 2014 году в результате обстрела со стороны ВСУ. В восстановительных работах принимают участие мастера из Архангельской области, которые используют в строительстве достаточно редкий материал – архангельскую сосну. Уникальностью данного храма является то, что он возводится без единого гвоздя.

Духовный вакуум страшнее войны

Конечно, все герои данного повествования входят в пока еще небольшой в ДНР круг активных воцерковленных людей разных возрастов, которые поняли, что в период нестабильности стабильным остается только храм, что его восстановление – это еще и забота о людях, и возможность изменить жизнь в Республике к лучшему.

По словам прихожанки одного из храмов, в прошлом библиографа донецкой центральной библиотеки Крупской, «люди идут в церковь, потому что они там получают утешение. Все мы знаем горький опыт, полученный от советской власти: чтобы вложить в головы людей коммунистические идеи, было объявлено гонение на Православие… Но самое страшное случилось гораздо позже – после распада СССР, когда рухнули идеи коммунизма, внушаемые в головы людей семь десятилетий, и душа человека, отвращенная от веры, снова оказалось пустой. Кто-то ударился в пьянство, а кто-то в секты, вновь став ярым приверженцем, но уже религиозных лжеучений. Сейчас в Донецке и окрестностях активно ведется восстановление разрушенных и строительство новых храмов, но отстроить материальное легко, а вот как возродить храмы в душах людей, мало кому известно», – заключила женщина. Но если есть такие люди, как наши герои остается надежда и на духовное обновление жизни в Республике, которая остро в этом нуждается. Ведь как ответил Святейшей патриарх Алексий II на вопрос, зачем строить храмы, когда вокруг множество людей, нуждающихся в помощи? Чтобы очистить потом в церковных таинствах, совершаемых в них, тысячи сердец. Потому что, чем больше в нашей стране храмов, тем меньше больниц и приютов.

И сейчас в ДНР все больше людей понимает это. Во всяком случае, все больше не воцерковленных людей стало посещать церковь. Такого явления не было при Украине. Безусловно, частично это связано со стремлением обрести большую защищенность во время войны, но в большей степени, это связано с внутренним стержнем нестяжательства, характерным для жителей Донбасса.

Донецкий философ Андрей Коновалов считает, что именно в Донбассе очень мало было «почвы» для формирования так называемого потребителя, как это произошло на Украине и в Белоруссии. «Там ставку сделали на формирование потребителя, адаптации этого потребителя к рынку.  Но… Чтобы быть человеком – надо быть цельным, а потребитель – это функция, то, что называют одномерный человек, которым легко управлять.  Есть такое выражение: «Чтобы победить своего врага, воспитай его детей». Все это привело к тому, что майданы стали возможны в постсоветском пространстве. Я хочу еще отметить, что те, кто организовывает эти майданы, учитывает множество факторов. Мы знаем, что в 2004 году в Киеве не позволили пролить кровь во время противостояния по одной простой причине – слишком много было людей, в том числе фронтовиков, которые еще не утратили свои человеческие качества. А в 2014 году этого уже не было, поскольку обновилось поколение, много фронтовиков ушло в иной мир. Поэтому и в Белоруссии, и на Украине осталась эта одномерная публика, которая на вопрос, что ты хочешь, кроме кружевных панталон, ничего не может сказать. Они утратили целостность, а в Донбассе она сохранилась еще. В свое время Тимошенко цинично, но очень точно определила свой электорат – «биомасса». А о жителях Донбасса она сказала по-другому. Изменить нас невозможно, надо оградить колючей проволокой и сбросить ядерную бомбу. Т.е. она прекрасно понимала, что Донбасс в отличие от других территорий, в силу своей истории, в силу доминирующих профессий шахтеров и металлургов, другой. Он еще не получил тот торгашеский окрас, который в значительной мере проявил себя в Харькове и Одессе в 2014 году. И это обеспечило то, что Донбасс не только восстал, но и победил, как бы кто ни говорил несмотря на наши трудности. Огромную роль сыграли в этом наши Православные скрепы. Это наши враги понимают, и будут бить именно по Православию. Но я знаю то, что именно Православие – тот краеугольный камень, то основание, которое делает нас фактически неуязвимыми. Просто надо понимать, что процессы изменения системы – это процессы не одного дня. На все требуется время».

На этой оптимистической ноте мы и закончим.

Наталья Залевская

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров