Павел Шипилин: Победители пандемии окажутся на острие глобализационных процессов

Автор: Редакция Новоросинформ

Тема коронавируса стала самой обсуждаемой в мире за несколько последних десятилетий. Пандемия, которая охватила все континенты и практически все страны, заставила идти их на радикальные меры, начиная от закрытия границ и заканчивая ограничением работы общественного транспорта. Некоторые специалисты

Тема коронавируса стала самой обсуждаемой в мире за несколько последних десятилетий. Пандемия, которая охватила все континенты и практически все страны, заставила идти их на радикальные меры, начиная от закрытия границ и заканчивая ограничением работы общественного транспорта. Некоторые специалисты предполагают, что активная фаза коронавируса пойдет на спад в течение ближайших нескольких месяцев. Другие призывают готовиться к новым волнам и мутации инфекции, которая продлится в течении года два. ИА «Новороссия» обратилось к ведущим политическим экспертам с целью получить прогноз по трем пунктам: 1) как происходящее скажется на долгосрочные мировые тенденции и процессы, типа глобализации 2) как коронавирус повлияет на мировую политику, жизнь разных государств и их граждан здесь и сейчас, в краткосрочной перспективе 3) что будет с донбасско-украинским конфликтом и его урегулированием.

Павел Шипилин, политический аналитик

1) Коронавирус показал шаткость Европы как основного столпа современной глобализации. Порабощённый Соединёнными Штатами ЕС, сейчас, можно так сказать, лежит в руинах. Недоверие между странами сегодня похоже на то, которое было после войны, когда они перестали доверять друг другу и прочертили между собой границы. По сути, члены Евросоюза разрушили Шенгенское соглашение и робкие попытки восстановить европейское единство сегодня терпят крах.

Великобритания продемонстрировала свое отношение к Евросоюзу, выйдя из него. Я думаю, что на очереди Италия, Испания и другие, поражённые коронавирусом страны. Как всегда, пока что остаётся непонятной позиция Германии. А все остальные предоставлены сами себе. Это, конечно же, очень здорово нарушает то единство, которое было продемонстрировано и тот глобализм, который тщательно выстраивался. Европа должна была иметь общую границу, общее законодательство. Всех их «закормили» едиными европейскими ценностями, стали называть европейцами, хотя абсолютно очевидно, что Евросоюз состоит из итальянцев, испанцев, французов, немцев, венгров и так далее. Почему это разрушает проект глобализации? Чего добивались глобалисты? Глобалисты добивались, чтобы в странах было единое законодательство, для этого создавались Трансатлантическое и Тихоокеанское партнёрства с арбитражами в Соединённых Штатах Америки, которые должны были регулировать все эти процессы.

В своё время Трамп внёс свои коррективы, а сейчас разрушаются остатки фундамента, на котором это всё держалось. Сегодня европейского единства нет, поэтому о глобализации с доминированием США сегодня можно забыть. Но сама глобализация овладела умами — Китаю она выгодна, он этого не скрывает. Америке она тоже выгодна, но в том случае, если она руководит всеми процессами. Сегодня на вершину забирается как раз Китай и сейчас посматривает на всех свысока. Россия, на самом деле, тоже на пути к этой вершине. Мы и Китай выглядим достойно в борьбе с коронавирусом. А кто победит инфекцию, тот и будет претендовать на руководство глобализационными процессами. Китай уже объявил о победе над коронавирусом — он явно претендует на то, чтобы устанавливать правила посткоронавирусного мира.

2) Я не думаю, что будет разрушена Организация Объединённых Наций. Я полагаю, что она всем удобна. Мы должны понимать, почему в конечном счёте всем выгодна Организация Объединённых Наций. Потому что её уставные документы (устав, декларации, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН) — это и есть международное право. Переписывать его особого смысла нет, поскольку оно достаточно хорошо выверено за 75 лет. В этом смысле правила сосуществования стран меняться не будут. Другое дело, конечно, экономика. Экономические изменения, я думаю, грядут очень серьёзные — возможно и доллар потеряет своё значение. Естественно, в след за экономикой, пойдёт и слом политики. США с приходом Трампа стали замыкаться в собственных границах. Сегодня благодаря коронавирусу они стараются отгородиться от внешнего мира. Поэтому в глобальной политике изменения будут. Другой вопрос, в каком виде.

Полагаю, во многом это зависит от самой пандемии. От того, как долго продлится борьба с новым мором — чем дольше, тем разрушения будут основательнее. Если продлится еще месяца три, или чего хуже — шесть, то тогда это будет полная разруха в Европе, сопоставимая даже с разрушениями после Второй Мировой войны. Я имею в виду разрушения основ человеческих взаимоотношений, тотальное недоверие. Возможно, население будет вооружаться и это, мне кажется, приведёт даже не к Вестфальской системе, которая закладывала основы международного права, тем более не к Венскому конгрессу, который их узаконил, а в более ранний период, в Средневековье. Будем надеяться, что коронавирус будет гулять не так долго и Европа сохранит свои очертания, к которым мы привыкли, что не будут меняться границы, а каждая из стран станет больше отвечать за собственных граждан, как, собственно, и было изначально.

Евросоюз немного сбил прицел и всех дезориентировал. Многие в таких тепличных условиях решили, что действительно возможно жить единым европейским субконтинентом. Эти иллюзии были развеяны в течение одной-двух недель, и сегодня тенденция к разобщению усугубляется.

3) Что касается Украины, то у меня нет никаких иллюзий. Мне кажется, что там всё будет плохо. На сегодняшний день власть демонстрирует полную неспособность управлять какими бы то ни было процессами. Она фактически умыла руки, хотя кто-то из них пытается барахтаться. Фактически, сейчас на Украине нет власти. Правление олигархов — не является властью. В тепличных условиях, когда страну можно тихонечко дерибанить, эта конструкция как-то может существовать, однако, как только приходит какое-то серьезное испытание, как например пандемия, сразу нитки начинают вылезать, а ткань — расползаться. Она оказалась гниловатой.

Когда дороги плохие — можно быть этим недовольным. Деньги разворовываются — вот их и не ремонтируют. Это одна ситуация. А когда система здравоохранения выглядит как украинские дороги — в условиях пандемии это угрожает жизням миллионов людей, включая олигархов. Это и произошло на Украине. Когда в этой стране было мирное небо над головой — всех всё устраивало. Сегодня всё изменилось. Люди пытаются апеллировать к власти, которая не в состоянии ничего сделать. Все государственные институты разрушены, вплоть до того, что у них исчез Санэпидемнадзор. Поэтому олигархи будут вынуждены лежать в тех же больницах — они не смогут быстро построить себе индивидуальные хоромы насыщенные техникой, которая необходима. Это не только аппараты искусственной вентиляции лёгких, а огромное количество диагностического оборудования. Это всё не шутки. Олигархи ещё не поняли, с чем столкнулись — они привыкли, что, если у них насморк, то можно слетать поправить здоровье в Израиль или Германию. Коронавирус всё расставил по своим местам — придётся лечиться дома. У них лозунг «оставайся дома» носит интересный характер, ведь людям некуда деваться. Теперь олигархи вместе с теми, кого они нещадно эксплуатировали — в одной лодке.

Противоположная ситуация в Донбассе. Мне кажется, что всё будет нормально — там русские люди, на которых распространяется российское законодательство. Я совершенно не исключаю, что Донецкой и Луганской Народным Республикам предстоит ещё оказывать гуманитарную помощь — помогать остаткам Луганской и Донецкой областей, а может и всей Новороссии. Россия не оставит в беде своих людей даже если они живут, условно говоря, на Украине.

Я считаю, что на Украине остаются силы, которые подают голоса и пытаются настаивать на решении проблемы Донбасса на своих условиях. Однако Минские соглашения являются, по сути, актом капитуляции, который Порошенко подписал в 2015 году. Киев сразу же попыталась его переиначить — там постоянно делают вид, что они победили. Это несоответствие реальности, процветающее на Украине. Поэтому не стоит удивляться тому, что Украина никак не соглашается на те условия, которые находятся в «акте капитуляции». Ей они по понятным причинам не нравятся, и она будет настаивать на том, чтобы переиграть договорённости.

Мы и дальше будем наблюдать за этими вялыми трепыханиями,будем слышать голоса ультрарадикалов. Однако, мне кажется, что по мере того, как Украина закупает тесты для определения коронавируса, их квазипатриотизм будет постепенно угасать. Перед страной будут вставать более глобальные проблемы. Киеву будет не до Донбасса и уж тем более не до «нормандского формата». Неизвестно, когда этот саммит соберётся. Задача России — сделать сносной жизнь Народных Республик Донбасса. Им будет оказана соответствующая гуманитарная помощь. ДНР и ЛНР включены в российское распределение. Туда будут поставляться и маски, и аппараты искусственной вентиляции лёгких — своих мы не бросим.

Я совершенно спокоен за Республики, ведь они находятся под крылом России. А вот под каким крылом Украина? «Незалэжная держава» предоставлена самой себе. Сейчас обнажилась её гнилая сущность, и мы наблюдаем за всеми этими неприятностями — за тем, как людей забрасывают камнями, как люди становятся на колени, умоляя, чтобы не сожгли их дома и пощадили детей. Это всё признаки угасания проекта «Украина». Вполне возможно, что коронавирус её добьёт. Я бы сейчас не вспоминал о «нормандском формате». Никому на данный момент до этого дела нет. Это прежде всего проблема Украины, а не Республик Донбасса — у них всё хорошо. Пускай Украина разбирается со своими проблемами. Когда пандемия останется в прошлом, мы вернёмся к этому вопросу. Однако тогда это будет уже другая Украина, другая Россия, другие Германия с Францией и Республики Донбасса.

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров