Павел Раста: Свой/чужой
Знаете, какая мысль приходит при беглом изучении геополитического пасьянса последних двух десятилетий? Она весьма крамольна, но, тем не менее, она всё же имеет место: а ведь американцы нас обыгрывают. Раз за разом, партия за партией, розыгрыш за розыгрышем. Балканы, Тбилиси, Киев, «арабская весна»,
Знаете, какая мысль приходит при беглом изучении геополитического пасьянса последних двух десятилетий? Она весьма крамольна, но, тем не менее, она всё же имеет место: а ведь американцы нас обыгрывают. Раз за разом, партия за партией, розыгрыш за розыгрышем. Балканы, Тбилиси, Киев, «арабская весна», теперь вот, возможно, Ереван. А что там в Минске замаячило? Ох, нехорошие предчувствия, с такой-то статистикой. Разумеется, у них продвинутые технологии политических диверсий и гибридных войн — один покойный Джин Шарп чего стоил, а ведь не он один работал на этом направлении. С середины прошлого века они вели такие изыскания. Всё это так. Но только нельзя сказать, чтобы у нас в этой игре тоже не было козырей. И против их технологий, теоретически, могла бы сработать наша укоренённость на данных территориях. Как минимум, там, где ещё не так давно была наша большая и великая страна. Но ведь нет — там российская геополитика тоже терпит поражение за поражением (снова извиняюсь за лютую крамолу). Так в чём же дело?
Что ж, к вопросу о той самой укоренённости, которая, теоретически, могла бы быть нашим козырем в этой игре без правил. Я вновь задамся вопросом: как именно мы обращаемся с лояльными нам людьми/силами/общественными группами, и как в аналогичной ситуации ведёт себя вероятный противник. Начнём с него, супостата: американцы снабжают «своих» грантами, предоставляют разнообразную поддержку — политическую, информационную, технологическую, инфраструктурную. Чужих же они просто изничтожают. Причём, всеми способами. Проще простого, казалось бы. Однако наши ведут себя абсолютно иначе: они предпочитают «договариваться» с «чужими», пытаться их подкупить (по факту, вкладывая в них весьма серьёзные средства), идя им на уступки, демонстрируя им лояльность. «Своих» же откровенно пинают в угоду тем же «чужим». И логика здесь тоже незамысловата — ну, эти «свои» ведь и так за нас, так что не нужно на них тратиться (не только материально), они и перетоптаться могут. Холопы, понимаешь! Вот, примерно так всё и происходит. И кто в итоге выигрывает при таком подходе? Вполне риторический вопрос.
Так вот, к чему я это вспомнил. В разгаре украинский выборный цирк. Я не стану комментировать его содержание (не могу сказать, что само по себе оно мне очень интересно), но занимает меня другое — как именно, при этом, ведут себя те, кто в России поставлен отвечать за данное направление. Ну, во-первых, на ум приходит дурацкий, безумный и откровенно оскорбительный для всех действительно пророссийских сил визит в Москву Медведчука и компании. При том, что уже практически абсолютно точно известно, что именно эти персонажи, во-первых, устроили Майдан, во-вторых, ещё и ухитрились сразу выпустить своё же «детище» из под контроля с известными последствиями. Блестящий шаг, ничего не скажешь. Но не менее прекрасно другое, в отличии от визита Медведчука, известное, в основном, в профессиональных кругах: то, что целому ряду российских информационных ресурсов просто запретили перед выборами говорить на тему Украины. Сейчас, правда, запрет сняли, но он был и подтвердить это могут очень многие. А сделано это было по фееричной причине: дабы потом никто не сказал, что мы вмешиваемся в украинские выборы… Граждане, вы хоть понимаете, до какой степени геополитически жалко и позорно это выглядит? Впрочем, это, скорее, попытка заигрывания с «чужими». А что в это же время происходит со «своими»?
А со «своими» всё, естественно, иначе. Ну, во-первых, сразу же вспоминается прозвучавшее несколько дней назад просто восхитительное заявление г-на Неменского о том, что Донбасс не был достоин пойти по пути Крымского полуострова, ибо донбасский референдум «был незаконным». А далее он и вовсе упрекнул восставших жителей Донбасса в том, что они продемонстрировали «украинское представление, что можно выйти на Майдан, скинуть власть – и будет новая реальность» (с). То есть, фактически, уравняв их с майданными фашистами. Мне интересно, он, хотя бы, понимает, до какой степени оно оскорбило людей? Миллионы людей, прошу заметить. Лояльных России, готовых за неё воевать. Всё ещё готовых. И прозвучало это не в сельском сортире и не в эфире какого-нибудь вражеского RTVI. Это прозвучало в ходе круглого стола в Совете Федерации РФ. И автор этих слов — один из ведущих экспертов «Института стратегических исследований». Надо ли говорить, какая государственная структура контролирует данный институт?
Одновременно с этим, лёгким фоном идёт история с попыткой выдачи в лапы СБУ очередного серьёзного пророссийского активиста — Екатерины Воронцовой. А ведь она — даже не Елена Бойко. Она — прямой участник событий Русской Весны, помогавший воюющему ополчению активнейшим образом. При этом она ещё и замужем за гражданином России, что придаёт вопросу дополнительной экстремальности.
Ну, и несомненная вишенка на торте в этом паноптикуме — история с обещанной выдачей российских паспортов населению ДНР и ЛНР. В которую, между прочим, это население поверило. Я не знаю, было ли назначение начала данной «выдачи» на 1 апреля случайным, или же это было намеренное проявление крайнего цинизма. С учётом того, что исходило всё, скорее всего, из той же структуры, окормляющей «Институт стратегических исследований», то я и такому не удивлюсь. Но даже без учёта этого очевидно, что паспорта — явная разменная карта перед выборами у врага. Мол, победит один — начнём выдавать. Победит другой — снова попробуем договориться. А на то, как себя почувствуют при этом люди, как-то даже и думать несолидно. Кто они такие, чтобы о них думать? Они же и так за нас, так что не облезут — потерпят. Они же патриоты, ведь правда? Так что давайте, ребята: за маму, за папу, за Родину.
А теперь приведите мне хоть один пример, когда Америка вот так унижала «своих».
Особо озабоченным «официальным патриотизмом» замечу, что говорю я об этом не для того, чтобы сделать комплимент врагу, а для того, чтобы получить некое осознание того, почему моя страна проигрывает этому врагу раз за разом. И это, как минимум, одна из причин.
И, знаете, вопрос здесь совсем не в стратегической импотенции нынешней элиты (хотя и в этом смысле всё просто замечательно). И даже не в том, что следом за стратегией уже вовсю начала валиться тактика. Дело здесь в психологии и менталитете. То, что демонстрирует данная элита по отношению к людям — это похабное барство. Причём, в худшем его проявлении. Люди воспринимаются, как холопы. Этим всё сказано. И в этом корень подобной линии поведения. Что ж, насколько я понимаю, им всем там очень нравится царизм? Ну, так у меня для них новость — он именно так себя и вёл. И лояльность к нему, в итоге, стала настоящим проклятием. А чем всё закончилось, полагаю, лишний раз пояснять не нужно.
Грустно всё это, друзья мои. Особенно с учётом того, что мы и так уже слишком многое проиграли на ровном месте. Там, где выигрывать были просто обязаны. Такое отношение к «своим», да ещё и в столь критический момент, может обойтись слишком дорого. Но я понимаю, что просто так здесь ничего не изменится. Менять ведь и в самом деле надо психологию. И делать это возможно только вместе с её носителями. Что уже становится вполне ультимативной необходимостью. Хотя бы на этом, особо важном и особо накалённом участке.
Потому, что в противном случае станет окончательно непонятно, кто на самом деле для них «свои» и с кем мы в итоге останемся.
Всего вам доброго.
(с) Павел Раста.