Павел Раста: ОБЕЛИСК. Герои Донбасса и их враги
Тема продолжающейся войны на Донбассе, в последнее время, обсуждается в информационном поле большой России крайне неохотно. С одной стороны, не обсуждать нельзя, потому, что война идёт и к самой нашей Родине она имеет непосредственное отношение — от развития маленького конфликта зависит будущ
Тема продолжающейся войны на Донбассе, в последнее время, обсуждается в информационном поле большой России крайне неохотно. С одной стороны, не обсуждать нельзя, потому, что война идёт и к самой нашей Родине она имеет непосредственное отношение — от развития маленького конфликта зависит будущее большой страны. С другой стороны, обсуждать эту тему сейчас опасаются по целой куче причин, перечислять которые у меня сейчас нет ни малейшего желания. Равно, как и оценивать это с моральной точки зрения. Но жизнь всегда своё берёт, и правда тоже. И то, о чём не хотят говорить официальные "говорящие головы", не забывается людьми. А раз так, то и на официальную поверхность оно выступает упорно и всё более активно. Какой бы спокойной ни была океаническая поверхность — если на дне идёт вулканическая активность, то, рано или поздно, будут и острова. И их будет всё больше и больше. Вот только, вместе с появлением этих островов, на поверхность всплывает токсичный шлак. На который многие не обращают внимания. Который многие считают привычным и безобидным. Но вот только он ядовит. И вполне может убить государство, которое с ним мирится. Ведь токсины имеют обыкновение накапливаться в организме.
Впрочем, это всё метафоры. Поговорим по существу вопроса.
На днях в моём родном городе Ростове-на-Дону был установлен памятник "Героям Донбасса". Первый в России. Словосочетание это, на самом деле, надо писать без кавычек, но таково его название и таковы правила русского языка. Установлен он в честь русских добровольцев, отправившихся на эту войну защищать свой народ. Построен он в форме строгого воинского обелиска, без архитектурных изысков, с минимальным количеством декоративных деталей. Сразу оговорюсь: не сказать, чтоб я был сторонником его установки. Как минимум потому, что война ещё продолжается и краёв ей пока не видать, если уж говорить откровенно. С моей точки зрения, это слегка преждевременно. Ещё раз — это моя личная точка зрения, которую я никому не навязываю. НО! Если уж было принято решение его установить, то это, в любом случае, событие важное, значимое и положительное. И с моей стороны не прозвучит ни слова неодобрения. Но вот только моя сторона, как выяснилось, не единственная. В том числе и в моём родном городе.
Практически сразу же после установки обелиска из Ростова-на-Дону стали приходить сведения о том, что вокруг памятника героям Донбасса начинается неприличная возня. Бюрократическая, которую устраивают местные чиновники, и политическая, исходящая от т.н. "либеральной оппозиции" местного пошиба. И мне даже трудно сказать, которая из них более прекрасна.
С самого начала установка памятника бюрократически торпедировалась неким органом муниципалитета, носящим длинное и монументальное название: "межведомственная комиссия Ростова-на-Дону по наименованиям общественно значимых мест, установке памятных знаков, увековечиванию имен выдающихся людей и памятных событий". Знаете, когда-то, в первой половине 70-х годов, в аналогичной комиссии ростовского горисполкома работал мой покойный дед. Повторюсь — я коренной ростовчанин, ребята. Так вот, он был боевым офицером и ветераном Великой Отечественной Войны. И, вероятно, он с большим интересом пообщался бы с гражданами, занимающимися мелким саботажем установки военных мемориалов. А ещё велика вероятность того, что для оных граждан это могло закончиться очень плохо. Впрочем, это лирика. А реальность состоит в том, что данной "комиссии" категорически не понравилось название "Героям Донбасса". Нет, публично чиновники об этом не заявляли. Но сделали классический аппаратный вброс в средства массовой информации от "источника в комиссии". Который анонимно сообщил гражданам, что называть героев героями нельзя. Во-первых, потому, что это может вызвать некие осложнения с "киевской стороной", а, во-вторых, по безусловно авторитетному мнению данного чиновника, эти герои героями не являются вовсе. Ну, потому, что, опять же, с его уважаемой точки зрения, на Донбассе идёт "гражданская война", на которой героев вообще быть не может. Заметьте: "гражданская", а не национально-освободительная. И вообще, по их мнению, неплохо было бы вовсе изменить концепцию памятника, посвятив его защитникам Донбасса времён Великой Отечественной Войны.
Потрясающе. Это просто праздник какой-то.
Особую прелесть ситуации придаёт то, что решения о даче подобным вещам "правильных названий": а) политические, b) идеологические. То есть эти господа из непонятно какой комиссии взялись, ни много, ни мало, определять политический и идеологический вектор государства. Муниципальные чиновные особи даже не третьего, а десятого разряда взяли на себя высокую миссию решать, кто является, а кто не является героями. И они так увлеклись, что даже делают "анонимные намёки" через СМИ о том, что могут потребовать снять "несогласованную табличку" с памятника. Сильно удивляться этому не следует: перед нами классические бюрократические персонажи, которым абсолютно наплевать на всё, кроме собственного "кабы чего ни вышло". Чиновник всегда ведёт себя именно так. За исключением тех случаев, когда над ним стоит кто-то очень злой и брутальный с кувалдой, доходчиво доносящий до него "линию партии". Но ведь у нас нет "линии партии", вот в чём дело. Государственная идеология в большой России запрещена (как была запрещена она и на бывшей "украине"). А когда такое происходит, то, рано или поздно, безраздельно править начинают те самые чиновные особи. Любого уровня. Даже самого пресмыкающегося. К чему это ведёт? На бывшую "украину" посмотрите.
Но если бы возведение обелиска героям Донбасса пытались обнулить только местные бюрократы — это было бы ещё пол-беды. Однако саботажем памятника занялись не только они. Как стало известно, в прокуратуру моего родного Первомайского района города Ростова-на-Дону поступило заявление от "активистов" местного отделения уже порядком подзабытого либерального движения "Солидарность". Того самого, которое когда-то основали Немцов, Каспаров, Яшин и Буковский. И вот местные последователи этих персонажей пытаются заявить, что сам памятник является незаконным. Основываясь на том, что установили его "без общественных слушаний". Ну, здесь у меня только один вопрос, никак не относящийся к юридической процедуре. Общественные слушания предусматривают общественный диалог. Так я хочу спросить: между кем и кем? Между патриотами и фактическими сторонниками бандеровцев? Ну, по моему скромному мнению (которое я, опять же, никому не навязываю), такой диалог, в принципе, возможен только в двух форматах — нарезном и гладкоствольном. Нет, серьёзно: а о чём можно с ними дискутировать? Предмет разговора какой? Вообще-то, идёт война, а они предатели. И то, что война эта не приграничная, а касается большой России напрямую, очевидно всем. Так какого, я прошу прощения, лешего подобные персонажи вообще имеют возможность разевать пасть? Или для тех самых чиновников, которым не нравится название "Герои Донбасса", подобные персонажи — отнюдь, не враги? Возможно. Вот только они — враги для всей остальной страны и всего остального народа. Как, впрочем, и сами эти чиновники.
Да, друзья мои, именно так. Потому, что подобными действиями и те и другие саботируют страну. И на примере этого, в общем-то, небольшого, но знакового события обнажились две очень большие и очень токсичные проблемы, которые для этой самой страны могут иметь весьма далеко идущие последствия. Потому, что когда выродившаяся и занимающаяся только собственными чиновными интересами бюрократическая система действует в синхроне с откровенным внутренним врагом — это никогда ни чем хорошим не заканчивается. Просто ответьте мне на один простой вопрос: удар какой силы может выдержать подобная государственная архитектура? Какой у неё ресурс прочности?
Вопрос, к сожалению, риторический.
И что самое печальное: единственными, кто в экстремальной ситуации может встать между этой государственностью и её судьбой, являются те самые русские добровольцы, памятник которым вызывает у её чиновников столь очевидную аллергию.
Парадокс.
Павел Раста (позывной «Шекспир»)