Павел Кухмиров: Черкассы. Пробный шар

Автор: Редакция Новоросинформ

Понятие «кризис» не всегда носит отрицательный характер. Это вам скажет любой медик, да и любой честный экономист тоже. Тот комплекс явлений, который характеризуют этим словом, чаще всего обозначает вскрытие накопившихся проблем и их сброс через тяжёлую, предельно обострившуюся борьбу организма — б

Понятие «кризис» не всегда носит отрицательный характер. Это вам скажет любой медик, да и любой честный экономист тоже. Тот комплекс явлений, который характеризуют этим словом, чаще всего обозначает вскрытие накопившихся проблем и их сброс через тяжёлую, предельно обострившуюся борьбу организма — будь то человеческий или общественный. Вот только не каждый организм может это вытянуть. Тем более тогда, когда комплекс тех самых накопившихся проблем слишком велик или же они несовместимы с жизнью. То, что происходит сейчас — именно такой кризис. Коронавирус стал всего лишь его катализатором. Появление которого привело к началу вскрытия очень многих вызревших гнойников в самых разных сферах жизни самых разных стран. В том числе и тех, к которым внимание приковано давно в силу весьма очевидных причин.

После майских праздников послабления в карантинных мерах начинают вводить очень многие страны. Не стала исключением и Украина. Вот только в её случае это выглядит не как плановая мера (даже если таковой она и является — всё может быть), а как некая игра на опережение. Причём, игра довольно отчаянная. Потому, что накануне там произошли мало заметные снаружи, но весьма интересные события. Замечу, что в отличии от той же РФ, нынешняя Украина — образование абсолютно унитарное. И местные власти там имеют полномочия в весьма ограниченном объёме. Тем более потрясающе смотрится произошедшее. А совершилось там вот что. Мэр города Черкассы ещё до принятия Киевом решения по смягчению карантина, объявил о таком решении сам — своей волей в своём городе. Казалось заявленное им целого перечня сфер общественной жизни, но, прежде всего, предприятий и учреждений малого бизнеса. И понять причины не сложно: экономика Украины и раньше особых звёзд с неба не хватала, а тут она и вовсе остановилась. Со всеми вытекающими последствиями в виде прекращения поступления налогов и роста общественного напряжения. Причём, ударило это, в первую очередь, по той самой местной власти, которую представляет оный мэр и которой во всеми перечисленными явлениями приходится сталкиваться лично и непосредственно. Надо отметить, что до Черкасс подобные действия очень аккуратно предпринимали и в других регионах: к примеру, в Днепропетровке, Житомире и Мукачево. Однако именно в Черкассах данный поступок носил наиболее решительный, радикальный и вызывающий характер. Реакция последовала незамедлительно.

Для начала, мэру Черкасс в видеообращении ответил целый президент Зеленский. Позже воспоследовал ответ от другого представителя киевской власти — г-на Авакова (которого многие считают самым влиятельным её участником). Оба они метали громы и молнии и сулили мэру «кару наказаниями яростными». После чего его даже вызвали на допрос в компетентные органы. Но внезапно данный мэр заявил, что подобные угрозы его не пугают и он будет сопротивляться киевскому режиму. При этом апеллировал к казацким вольностям и даже духу Богдана Хмельницкого. А говорил он предельно откровенно и припомнил действующей власти вообще всё, причём, открытым текстом. Он заявил, что сделанное им — вопрос справедливости. И что народ таки на его стороне.

В целом за такие заявления на Украине крайние несколько лет можно было поплатиться чем-то куда большим, чем должность. Но что в итоге ему за это было? Ничего. Почему так? Да просто стало очевидно, что, во-первых, население его действительно поддерживает в подобных действиях, причём, до такой степени, что тронуть оного местного главу, попросту, не решились. Ну, по крайней мере, пока. А, во-вторых, подкреплять его взлетающую популярность репрессиями киевской власти совершенно не выгодно. Население на глазах теряет кормовую базу, приличная его часть уже сейчас остаётся без средств к существованию. И дарить оному населению персонализацию его гнева вряд ли кто-то из них захочет. Таких запредельных дураков там нет.

Но если бы всё сводилось к одному отдельно взятому мэру, отбившемуся от рук, то повода волноваться у политического Киева бы не было. Однако дело ведь совсем не в этом. Демарш городского головы Черкасс лишь показал, что на Украине из-за наступившего кризиса начали вскрываться те самые застарелые гнойники украинской государственности, лечить которые там не хотят из принципа. Те самые, которые, не в малой степени, уже привели к событиям 2014 года. Та самая сверхцентрализованная унитарность Украины снова начинает играть с нею злую шутку. Так что же на самом деле показал нынешний коронавирусный кризис? И выразителем чего на самом деле выступил мэр Черкасс?

Во-первых, то, что украинской власти, на самом деле, нечего предложить украинской провинции. Что для неё эта власть не несёт ничего, являясь, по существу, лишь тяжким обременением. Которое только диктует и забирает, не давая ничего взамен, включая даже толковое руководство. Киевская власть отказывается от социальных обязательств. Она не поддерживает инфраструктуру. Она не помогает в трудный момент. Самой яркой иллюстрацией здесь служит та самая пресловутая медреформа им. Ульяны Супрун. Взамен же она только приказывает. Разумеется, это не может длиться вечно. И демарш в Черкассах показал, насколько упало влияние киевской центральной власти в регионах.

Во-вторых, местные власти совершенно очевидно задвигают Киев в вопросах борьбы с эпидемией. А в нынешних условиях это — главная государственная функция. И контролировать её — значит быть властью. Настоящей. Главной. Основной. Сейчас соотношение такого контроля означает соотношение власти. И сейчас местные элиты очевидно рванули властное одеяло на себя, опираясь при этом на полнейшую поддержку населения и демонстрируя беспомощность разваленного и всё менее функционального центрального госаппарата. На местности это проявляется в отодвигании избранными мэрами назначенных губернаторов от рычагов реального управления регионом. А происходит это не только в Черкассах.

В-третьих, становится очевидно, что тем, кто участвует в данном празднике непослушания скорее всего попросту ничего не будет. А сие, вдобавок, означает определённую степень паралича политической воли украинского центра, его неспособность или нежелание отстаивать собственный статус и собственные полномочия. Сигнал для местных элит весьма интересный.

Ну, и в-четвёртых. Лихорадочно сделанные заявления о смягчении карантина в таких условиях более всего похожи ни ту самую упомянутую ранее игру на опережение. Отчаянную попытку вернуть себе политическую инициативу. Потому, что пример Черкасс может оказаться слишком заразителен. К чему это может привести в дальнейшем — понять не трудно.

Как минимум, это чревато переходом кризиса украинской государственности в новое качество. В котором он запросто снова может перестать быть перманентным и вялотекущим. По сути, произошедшее в Черкассах — это некий пробный шар. Очень осторожная попытка, что называется, «попробовать, насколько вода горяча». О том, насколько удачно этот шар закатился в лузу, полагаю, судить можно будет уже очень скоро.

Вот такие дела. А тем, кто окружает данное государственное образование, тоже стоило бы задуматься. Ведь нынешний кризис — он один на всех. Хотя, разумеется, подобные проблемы с регионами имеет только Украина. Конечно, конечно! Кто же в этом сомневается, ведь правда?

Павел Кухмиров

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров