От донбасского регионального патриотизма к России

Автор: Редакция Новоросинформ

На Донбассе, пограничном регионе с фронтирным сознанием, исторической многовекторностью в идейной сфере и еще совсем недавно робкой и неустойчивой в большинстве своем русской этничностью, стал активно набирать обороты поиск исторического мифа, родовой памяти, своего места в истории, характерный для

На Донбассе, пограничном регионе с фронтирным сознанием, исторической многовекторностью в идейной сфере и еще совсем недавно робкой и неустойчивой в большинстве своем русской этничностью, стал активно набирать обороты поиск исторического мифа, родовой памяти, своего места в истории, характерный для проявления развитого регионального патриотизма.

Надо сказать, что пристальное внимание к истории родного края – питательной среды исторического мифа с национальными героями и знаковыми историческими событиями, как известно, возникает при легитимизации любого государства. Посмотрите на страны той же Европы, и вы увидите, что возникшие национальные государства именно из исторических легенд выводили свое право на существование.

И в этом имеется глубокий смысл. Дело в том, что исторические мифы создаются там, где имеется внешняя угроза для народа. Именно тогда национальный герой или важное переломное событие выступают в качестве некой точки сборки, сплачивающей народ. Например, всем известный Вильгельм Телль был «создан» как борец за свободу и независимость Швейцарии для сплочения ее жителей общей национальной идеей. Мы видим, что и на Донбассе стал проявляться тот же феномен.

Сага о донецких пиктах

Недавнее открытие анонимных «археогенетиков», о котором оповестил приглашенный для этой миссии в ДНР американский актер Питер фон Берг в своем новом фильме «Нью-Йорк — Донецк и обратно», может вполне конкурировать с мифической темой шумерского происхождения «украинцев».

Согласно его изысканиям, жители Донецкого кряжа – создатели гигантских мегалитов, старше Стоунхенджа и египетских пирамид. Настоящее имя этого народа – пикты. Те самые, из баллады про вересковый мед, которую многие читали в детстве. Где-то 5 тысяч лет назад грянул малый ледниковый период и донбасские пикты –творцы мегалитов (прим. в Донбассе мегалитические постройки, охраняемые ЮНЕСКО, найдены в Амвросиевском районе), отправились осваивать новые земли на Запад. Шли пешком, потому что Северного моря еще не было. Так и дошли до Оркнейских островов. Для тех, кто не в теме – Оркнейские острова – архипелаг на севере Шотландии, состоящий и 70-ти островов, из которых только 20 являются обитаемыми. В наше время острова являются настоящим раем для исследователей неолита, обнаруженные там камни, по предположению ученых, на 800 лет старше знаменитого Стоунхенджа.

Суровая природа безлюдных островов (прим. там до сих пор нет никакой растительности), видимо, чем-то напоминая донбасские степи, побудила их разбить первую неолитическую стоянку, позднее переросшую в поселение – Скара Брей, вновь отрытое учеными из-под толщи земли только в 1850 году. Большинство историков-исследователей поселения до сих пор «гадают», кто были строители поселения и куда ушли. Но американский актер знает точно, что неизвестные оркадианцы-пикты, на самом деле, предки жителей Донбасса.

Для подтверждения исторической достоверности, этот любитель древностей нашел группу ученых-генетиков из Кембриджа, которые в 2006 году подтвердили, что население ныне проживающее в шотландском Оркни имеет ярко выраженную донецкую митохондриальную (материнскую) линию. Другими словами, прибывшие донецкие «амазонки» брали в мужья местных аборигенов, которые видимо уже проживали на этих островах. Поэтому, по словам фон Берга, каждый оркнеец – донбассовец, а каждый донбассовец – окрнеец, он же пикт.

«Донецкие» и тут утерли нос укрошумерам! Если серьезно, такое пристальное внимание к своим предкам, говорит о том, что на Донбассе происходит глубокий процесс развития этнического самосознания народа, пусть в несколько чрезмерной гипертрофированной форме. А иначе и не могло быть. Ведь, согласно формуле, известной еще с древности, «народ, не имеющий национального самосознания, есть навоз, на котором произрастают другие народы». Именно поэтому киевские власти, подвергая Донбасс ассимиляции, делали все, для того, чтобы превратить русских в этот «народ-навоз». Но, русский Донбасс выстоял. Он сохранил национальные традиции, русский язык и религию – православие. Более того, лингвисты Донбасса даже принялись исследовать донбасский «язык».

Донецкий «региолект»

Недавно образованная группа по изучению донецкого региолекта при кафедре русского языка ГОУ ВПО «Донецкого национального университета» решила, что существует так называемый «донецкий» язык. По их мнению, это явление нужно изучать, и начать надо, как и положено, с составления словаря и методических пособий. Тем более, под этот проект фонд «Русский мир» предоставил солидный грант. За реализацию проекта «донецкий» язык взялся профессор филологии Вячеслав Теркулов.

«Мы хотим составить словарь донецкого региолекта. Не секрет, что у нас есть огромное количество слов, которые не понятны жителям других территорий, в частности «тремпель», «тормозок». Нас также интересуют неофициальные городские наименования, например, Щетинино — Щетка, Южный вокзал – Яма», — заявил профессор.

Именно этому вопросу, кстати, будет посвящен будущий V Международный лингвистический интернет-семинар «Лингвистическая регионалистика», проводимый в рамках того же проекта.

К слову, авторство так называемых региолектов Донбасса по праву принадлежит довоенной кафедре украинской филологии и прикладной лингвистики. Именно специалисты этой кафедры первыми составили словарь «донецкого» языка, «доказывая», что жаргонизмы, вроде, «умывашки», «лаве» (денег), «базара» (процесса общения) и прочих – исконно донецкие.

Конечно же, никакого открытия донецкие «новаторы»-языковеды не сделали. То, что каждый город и даже село имеют определенные особенности языка, уже давно доказано. Есть отдельные специфические слова и названия, но даже диалектом это нельзя назвать. Если в Москву или в Вологду приедет житель Донецка, Макеевки или Луганска – все они будут говорить на одном и том же русском языке.

Что же касается особенных «донецких» терминов, то его основатели будут «приятно» удивлены, когда узнают, что «тремпель» — это белгородское слово для вешалки-плечиков, а «тормозком» с удовольствием пользуются шахтеры даже в далекой Караганде» – поясняет российский лингвист Светлана Крутакова.

Но создателей нового «языка» это не смущает. Задача по сбору языковых объектов для исследований пока возлагается в основном на студентов. Они будут общаться с людьми разных возрастных категорий для сравнения динамики развития «донецкого региолекта».

Уместно, в связи с этим, вспомнить высказывание Владимира Даля о языке в «Напутном слове» к своему словарю: «По нашему мнению, дело это просто и ясно: за исключением, на юге и западе, ближайшаго соседства Малой и Белой Руси, у нас, на всю ширь Великой Руси, нет наречий, а есть разве одни только говоры. Говор отличается от языка и наречия одним только оттенком произношения, с сохранением нескольких слов старины и с прибавкою весьма немногих, образованных на месте, речений, всегда верных общему духу языка».

Донецкий региональный патриотизм – путь через тернии

Развитие регионального патриотизма – бесспорно, заслуга русских людей Донбасса, русских активистов, которые сумели противостоять этноциду и насильственной ассимиляции, проводимой украинскими властями (прим. из 13 млн. русских сейчас на Украине считают себя русскими только полтора миллиона). В 90-х годах, когда украинский национал-шовинизм уже заявлял о себе, получает второе рождение идея Донецко-Криворожской Республики, изучением и пропагандой которой занимается Интердвижение Донбасса. Появляется флаг Донецкой Республики, впервые поднятый в Бахмуте в начале прошлого века. Донбасс обретает свой гимн, созданный в 1965 году, изучаются труды и личность Артема – основателя Донецко-Криворожской Республики.

Тем не менее, история развития донецкого регионализма, к которому еще при Союзе, относились сдержано и даже насторожено, шла через тернии. До сих пор в запасниках донецкого краеведческого музея находится несколько не выставленных на общее обозрение бюстов Артема (прим. просто боялись лишнего напоминания о нем). Партийное руководство пыталось размыть региональную патриотическую активность бунтарского региона различными посулами (прим. именно Донецк был министерским городом по углю, а не Киев).

После «обретения» Украиной независимости, этот процесс принял катастрофический для русского Донбасса характер. Еще немного времени, и ассимиляция киевского режима принесла бы свои плоды – русские забыли, что они русские.

От малой родины к великой России

Переломная весна 2014 год пробудила заблокированные тайники бессознательного и русская этничность донбассовцев вырвалась на свободу. Вначале в качестве ответной реакции на действия украинских неонацистов. На самом деле, это был голос крови Донбасса, которым он крепко связан с русской цивилизацией.

Только так Донбасс и надо воспринимать – как часть России. Одна плоть и одна кровь. У нас общие корни, общая история, общие герои. Космонавты, Герои Советского Союза: Георгий Береговой, Александр Волков, Леонид Кизим. Герои Труда: Прасковья Ангелина, Никита Изотов, Алексей Стаханов. Деятели культуры: Павел Беспощадный, Борис Горбатов, Всеволод Гаршин, Александр Ханжонков, Леонид Быков, Сергей Прокофьев, Анатолий Соловьяненко, Иосиф Кобзон, Юрий Богатиков, Пётр Кончаловский, Архип Куинджи и многие другие.

Сейчас дети Донецкой Народной Республики учатся любить свой край, свой дом, свою улицу. Они постигают основы регионального патриотизма с самых азов, с детского сада, со школы. С малых лет у них уже идет закладка любви к малой Родине. Но надо помнить, что региональный патриотизм, позволивший выживать во фронтирном регионе, обороняться и противостоять киевскому режиму – только первая ступень.

Перейти в русскую этничность, находясь хоть и формально на территории унитарной Украины, минуя региональный патриотизм было бы просто невозможно. Поэтому попытки создания «языка» и поиски предков, естественные для донбассовцев на первом этапе, должны плавно эволюционизировать в сторону русской цивилизации, Русского Мира.

Мы должны всяческими и любыми способами заявлять, что мы русские, подчеркивая историческую перспективу и истинное место нашего региона в истории России. На данном этапе изоляционное вотчинное сознание – «сам себе голова», которым грешит административная элита ДНР, недопустимо. Более того, духовное и идеологическое обособление даже гибельно в условиях вялотекущей войны. В связи с этим совершенно непонятно, почему местная власть опасается российских триколоров, которые вывешивают многие жители Республики на своих домах, балконах. Наоборот, важно чаще вспоминать, под какими флагами в 2014 году выходили на улицы и площади своих городов жители Донбасса и за что они, выступали. Важно вывешивать российскую символику в населенных пунктах Республики, важно называть улицы в наших городах и селах именами русских героев, погибших за то, чтобы никто и никогда не диктовал Русскому Миру свои условия «мира».

Наталья Залевская специально для ИА «Новороссия»

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров