Михаил Якушев: В вопросе украинского раскола необходимо понять, что это театр, а не церковь
На сегодняшний день на Украине происходит «холодная война» между раскольниками, в частности между «патриархом» Филаретом и главой «ПЦУ» Епифанием. Каковы причины разногласий между раскольниками, еще вчера выступающими единым фронтом против канонической Православной церкви? Почему в целом именно на У
На сегодняшний день на Украине происходит «холодная война» между раскольниками, в частности между «патриархом» Филаретом и главой «ПЦУ» Епифанием. Каковы причины разногласий между раскольниками, еще вчера выступающими единым фронтом против канонической Православной церкви? Почему в целом именно на Украине произошла религиозная «революция»? Разобраться в ситуации ИА «Новороссия» помог руководитель восточного отдела центра «Катехон» Михаил Якушев.
ИА «Новороссия»: На прошлой неделе украинский раскольник Филарет отрекся от «томоса», который ранее вместе с украинскими властями активно «рекламировал» и поддерживал. Также он заявил, что намерен возобновить деятельность «Киевского патриархата». Как Вы считаете, эти события — раскол в расколе, с чем связаны? Каковы причины этого конфликта между раскольниками – духовные, материальные или какие-то еще?
Михаил Якушев: В семье православных народов несколько лет назад произошла проблема, конфликт, который на церковном языке называется отпадением. Когда был провозглашен неканонический, раскольнический «Киевский патриархат», то из лона Православия, лона Московского патриархата выпал уродец. Это образование ничего общего с церковью не имело и не имеет — только обрядность и одежды. Это театр. Церковью это уже считать нельзя, и мы изначально должны понимать, что это никакая не церковь. Это некая общественная организация, причем сомнительная, это театральные деятели, которые просто играют в церковь. Этим отпадением Украинская Православная церковь Московского патриархата очистилась, потому что эта мозоль постоянно натирала, постоянно зудила внутри и, наконец, произошел этот выброс.
То, что выпало потом из «Киевского патриархата», что сейчас на Украине называют «ПЦУ», также не имеет ничего общего с церковью — это проект, игра. Да, они попросили «томос», получили, но понимаете, если преступник будет просить светских властей признать, что он якобы не совершал преступлений и соответственно не преступник, то, получив соответствующий документ от властей, он не перестанет быть таковым. То есть, если власть сама преступная, то она может дать такой документ, но, поскольку она сама преступная, то и реабилитация более мелкого преступника юридически ничтожна. Поэтому любое подложное свидетельство не дает права считать этот субъект легитимным.
Когда Киев стал просить «томос» у Константинопольского патриархата, то долгое время Константинополь ничего на это не отвечал и не признавал лжецерковное образование. Только в последний год открыто официально было заявлено о намерении предоставить этот «томос», который уже автоматом нелегитимен, потому что, дав его незаконной организации, нецерковной организации, сам Константинопольский патриархат становится вне закона. Это вытекает из древнецерковных канонов. Фанар не считает, что это незаконно, он считает, что может делать все, что заблагорассудится, однако церковные каноны говорят о другом.
Сначала Филарет думал, что добился желаемого. Однако, получив этот документ, который в принципе не давал им полной независимости, он еще и вовлек раскольников в еще большую зависимость — от Константинопольского патриархата, от Фанара. Признав это и поняв, что ему ничего не светит, он начинает обвинять «ПЦУ», которая, собственно, выпала из лона «Киевского патриархата», начинает обличать ее во лжи, незаконности, заявляет о непризнании «томоса».
Православных людей Украины этот конфликт не должен беспокоить, потому что когда в церковные дела вмешивается политика, то всегда возникает такие уродцы, такие организации, которые пытаются представить себя церковными, но таковыми не являются. Поэтому православных верующих это не должно касаться — это конфликт не церкви, а попытка эпатажа со стороны некоей сомнительной организации. Эти лжеорганизации очистили лоно УПЦ МП от своего присутствия в ней, эти элементы были позором на теле украинского Православия. И вот через призму этой проблемы надо рассматривать сегодняшнюю ситуацию. Чем больше проблем между ними («Киевским патриархатом» и «ПЦУ». — прим.ред.) сейчас возникает, тем скорее закончится это шоу, которое, к сожалению, затрагивает не только интересы УПЦ МП, Русскую Православную церковь, но и всю семью православных поместных церквей.
Константинополь ведет свою политику так, чтобы вовлечь в эту проблему другие поместные церкви, замазать их признанием незаконного образования, лжецерковников и в этом смысле я вижу одну из угроз для будущего Православия. Но я надеюсь, что все-таки синоды православных поместных церквей не подадут положительного сигнал увещеваниям Фанара и будут верны принципам древних вселенских, православных соборов, которые не позволяют никакого общения с раскольниками. Помолившись с раскольником – сам становишься раскольником. В этой ситуации больше всего меня беспокоит, что для мирных чад Украинской Православной церкви эти темные дни пока еще не закончились: и захват церквей, и нападение на священников, и притеснение прихожан со стороны местных властей при попустительстве правоохранительных органов — эти проблемы сохраняются.
ИА «Новороссия»: Почему именно на Украине происходит это? Почему именно там происходит эта проблема раскольничества и для чего необходимо было официальному Киеву вмешиваться в церковные дела?
М.Я: Здесь все предельно ясно. То, что мы видим – это одна из частей спектакля, грандиозного, масштабного плана по борьбе с Россией. Эта политическая стратегия замешана и приготовлена Соединенными Штатами Америки — необходимо прямо называть, откуда исходит угроза миру.
Если мы посмотрим на Россию и ее бывшие республики в геополитическом плане и религиозном, то увидим, что исторически на территории Российской империи, в частности на тех территориях, которые мы называем Украина, Новороссия, Малороссия там были сильны были позиции униатства, греко-католиков — влияние Ватикана ощущалось очень сильно. Влияние тех исторических событий, которые были в средние века, сегодня также дают о себе знать. Запад, борющийся с Россией политически, видит, что именно здесь на Украине слабое звено, здесь позиции униатов исторически были достаточно крепки, хотя с ними и боролись. Например, во времена Николая I активно шло присоединение униатских общин к Православию и даже серебряная медаль тогда была в 1831 году выпущена в честь этой победы. Сталин после Второй Мировой войны упразднил униатские приходы, потому что их пастыри сотрудничали с нацистами в годы Великой Отечественной войны. Но до конца проблему униатов не удалось устранить. Униаты на Украине сейчас подняли голову, они активны, у них достаточно сильные позиции — современные политические власти Украины в последнее время их активно поддерживали, особенно Порошенко – он и причащался у них (поэтому мы не можем назвать его православным человеком — он утратил свое православие).
Рассматривая эти события как часть грандиозного антирусского политического проекта, направленного в первую очередь не против Украины, а против России, то становится понятно, что это слабое звено на теле святой великой Руси, через которое можно добиться ослабления позиций Русской Православной церкви, которая сейчас находится в противостоянии с Фанаром. Константинопольский патриархат давно уже, еще после Первой Мировой войны, перешел на службу Западу. Уже тогда он начал вести борьбу против Русской Православной церкви, а после Второй мировой войны, уже полностью попал под влияние ЦРУ и на перешел на содержание Госдепартамента — это уже не секрет, а опубликованные документы. Фанар, Константинопольский патриархат – это инструмент политики Вашингтона. Тогда по логике сразу становится все понятно.
ИА «Новороссия»: Ожидаете ли Вы от нового президента Украины каких-то действий, направленных на стабилизацию ситуации в стране в церковном плане — прекращение гонений священнослужителей УПЦ МП, прихожан и захватов церквей.
М.Я.: Сначала надо понять, кто такой Зеленский и какое отношение имеет к Православию. Впрочем, и так понятно, что никакого. Однако есть одно «но» — когда мы смотрели на Владимира Зеленского как на актера и человека, который претендовал на пост президента, он активно бил на тот момент действующего президента Порошенко именно темой «томоса», его театральными поездками по стране, публичными объятиями и целованиями с Константинопольским патриархом Варфоломеем, поездки в Фанар. Он активно над этим всем смеялся, показывая, что это никчемные дела. И вот сейчас, по сути, мы гадаем на кофейной гуще, когда думаем, как он себя поведет – поведет ли себя сразу так, как тот кандидат на пост президента, который высмеивает Порошенко, или же может скажет «нет, руки прочь от Украинской Православной церкви, не вмешивайтесь в церковные дела». Сейчас же мы видим, что он занимает выжидательную позицию, делая вид, что это его не интересует. Здесь надо понять, что в этом смысле он заложник позиции. В похожей ситуации оказался Трамп, который тоже много заявлял о необходимости сближения с Россией, о ведении переговоров и, в общем, это во многом, может быть, и привлекало тех избирателей, которые голосовали за него.
У Зеленского ситуация похожая – он не может себя вести иным образом и об этом говорит разница в его заявлениях в отношении Донбасса, которые он делал до выборов в ходе президентской гонки и сейчас, будучи президентом. Поэтому я не ожидаю пока резких телодвижений против той политики, которую начал Порошенко. Зеленский делает вид, что не замечает этих всех раскладов, а нацисты и радикалы продолжают вести свою агрессивную политику в отношении украинской православной церкви. Они как бы искушают, испытывают Зеленского проверками: «Ты кто? Второй Порошенко или новый президент, который ударит нам по рукам?». Поскольку Зеленский не чадо Украинской Православной Церкви, ждать от него поддержки я бы, наверное, все же не стал. Но люди, которые привели его к власти, а это около 73%, они-то видели в нем если не сторонника Православия, то его защитника по букве закона, эти люди в своем большинстве исповедуют Православие – они чада УПЦ Московского патриархата. И в этом смысле он активно испытывает давление со стороны своих избирателей, которые ждут от него конкретных шагов. Если он не учтет и не примет во внимание этих ожиданий, то у него могут возникнуть большие проблемы в ближайшее время, потому что народ все-таки ожидал, что политике Порошенко будет положен конец, а она пока еще продолжается.
Поэтому сейчас очень сложно сказать, надо посмотреть, насколько зависим Зеленский от своих кураторов в Вашингтоне, своего окружения. Я думаю, что эти кураторы пока не дадут ему проявить себя, даже если он этого и хотел.
ИА «Новороссия»: Оказывает ли Русская Православная церковь какую-либо помощь УПЦ? Может ли она это делать?
М.Я.: Мне кажется, что УПЦ может постоянно ощущать сестринскую, молитвенную, духовную поддержку со стороны РПЦ. Это должно проявляться всегда в молитвах, которые осуществляются постоянно в русских православных церквях. Мы знаем, что всегда в конце богослужений святейший патриарх молится за мир на Украине. И в этом смысле такая поддержка, наверное, одна из самых мощнейших, которую может оказать Русская Православная церковь.
Что касается материальной помощи, то здесь более сложно, ибо любая помощь такого рода будет расценена местными украинскими властями, как провокация, как попытка подкупить, спонсировать УПЦ, которая по-прежнему пока еще находится в осаде. Мы очень сильно переживаем за наших украинских братьев, я надеюсь и молюсь, чтобы скорее уже был мир на территории современной Украины, и чтобы прекратились гонения УПЦ, нападения на нее, на ее собственность, священников и чад. Я думаю, что РПЦ всецело и молитвенно, и душевно, и соборно на стороне УПЦ, и в этом смысле сомневаться не приходится.
Более того, не только Московский патриархат, но и остальные поместные православные церкви также оказывают поддержку — напомню о недавнем инциденте с украинской делегацией раскольников на Пасху в Храме Воскресенья Христова, когда не допустили раскольников, представителей «ПЦУ» к богослужению и они незаконным способом, получив пропуска, просочились туда, и это вызвало большой скандал. То есть все понимают, что ты их в дверь, а они в окно. С кем мы имеем дело? Со злой силой, с которой надо бороться открыто. Сейчас поместные церкви, особенно Сербская Православная церковь, стали активно выступать против такой политики, заявляет решительное несогласие с политикой Фанара, Константинопольского патриарха. Я думаю, что и у остальных поместных церквей есть возможность хорошо подумать и все-таки решиться на какое-то совместное действие для обсуждения сложившийся ситуации и вынести соборное решение по поводу того, что происходит в мировом Православии, по поводу гонений православных на Украине и вмешательства украинских политических властей в церковные дела.
ИА «Новороссия»: Существует ли опасность, что «ПЦУ» все же вытеснит Православие с Украины?
М.Я.: Гипотетически такая опасность существует, потому что, как изначально мы знаем, за всем этим стоят политические структуры, политическая воля, политический разрушительный план. Однако все же, когда политика вмешивается в дела духовные, то здесь политиков всегда ожидает какое-то фиаско. Даже приведу в пример недавнее — еще и года не прошло, как развернулись пляски вокруг «томоса», а посмотрите, где сейчас находится Порошенко? Что происходит с самими раскольниками, которые, слава Богу, отпали от УПЦ МП. Эта революция сейчас пожирает своих детей в лице лжепатриарха Филарета и его духовного чада, который назвал себя «митрополитом» Епифанием. Они сейчас испытывают со стороны православных людей, представителей УПЦ МП по меньшей мере сожаление – «актеры задумали такое «большое дело», но весь этот фарс превратился и в трагедию, и комедию». Со стороны православного, верующего человека, я верю, что политики здесь не одержат победу. Церковь — это все-таки не политический кабинет, в который сегодня приходят – завтра уходят. Церковь — это институт, который существовал на этой территории более 1000 лет (беру в пример Киевскую Русь, древнерусское государство) — столицы менялись, а Православие не менялось. Я думаю, что враг будет разбит, победа будет за нами, потому что с нами Бог.