Игорь Юшков: «Нафтогаз» пусть и нехотя, но идет на уступки «Газпрому»

  • Игорь Юшков: «Нафтогаз» пусть и нехотя, но идет на уступки «Газпрому»
Автор: Редакция Новоросинформ

25 ноября исполнительный директор украинской государственной компании «Нафтогаз» Витренко заявил, что украинская сторона заключит транзитный контракт с «Газпромом» только по европейским правилам. Он настоял на варианте транзитного договора, который ранее озвучил заместитель председателя Европейской

25 ноября исполнительный директор украинской государственной компании «Нафтогаз» Витренко заявил, что украинская сторона заключит транзитный контракт с «Газпромом» только по европейским правилам. Он настоял на варианте транзитного договора, который ранее озвучил заместитель председателя Европейской комиссии Марош Шевчович. Также Витренко отметил, что Украина готова принять от «Газпрома» выплату по Стокгольмскому арбитражу в газовом эквиваленте.

Изначально «Нафтогаз» выдвигал совершенно невыполнимые условия — теперь же ситуация резко изменилась. Киев фактически соглашается с требованиями «Газпрома» и  речь идет о краткосрочном контракте и списании долгов. Такое мнение в беседе с ИА «Новороссия» высказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Они говорили об обязательном 10-ти или 15-тилетнем  долгосрочном транзитном контракте с условием «качай или плати» (причем в поставках больших объемов — порядка 190 млрд кубометров). Изначально было понятно, что «Газпром» на эти условия не согласится. Сейчас мы видим, что «Нафтогаз» меняет свою позицию и де-факто соглашается с тем предложением, которое выдвигала российская сторона. Это краткосрочный (годичный) контракт на транзит и скидка на продажу самого газа.

Плюс ко всему «Газпром» обозначил главное условие — отказ от взаимных претензий. Мы видим в заявлении Витренко примерно те же самые тезисы — единственное, их сформулировали иначе для того, чтобы сохранить лицо — согласиться на условия «Газпрома», но подать нынешний расклад выгодным для Украины. Киев по факту соглашается на годичный контракт вместо долгосрочного. Второй момент: «Нафтогаз» соглашается на транзитный договор с учетом контракта на поставку газа. И, наконец, «Газпром» говорит об отказе от взаимных претензий (в том числе о списании долга в 2,6 млрд долларов).

Киеву и раньше предлагали скидку на газ в обмен на списание долгов. Витренко уже интерпретировала это по-своему — якобы «Газпром» будет отдавать часть газа в счет погашения этого долга (чтобы показать, что Киев не сдает позиции и не отказывается от него на словах). «Нафтогазу» нельзя открыто соглашаться на условия «Газпрома». Иначе их обвинят в госизмене (тогда они подвергнут себя риску уголовного преследования, за что их могут посадить). Мы помним, что на Украине за подписание газовых договоров уже сажали — за это отсидела, в том числе, Тимошенко. Понятно, что нынешнее руководство «Нафтогаза» этого боится и пытается представить свою адаптированную точку зрения и преподнести эту историю как собственную победу», — высказал свое мнение специалист.

Позиция «Нафтогаза» изменилась из-за давления Евросоюза, главная задача которого — обеспечить стабильный отопительный сезон, — продолжает эксперт. — Мы видим, что Америка ослабила свою хватку, а в это время ЕС воспользовался ситуацией.

«Тем не менее, сейчас позиции действительно изменились: если раньше стороны шли на четкую конфронтацию, и вероятность подписания договоров стремилась к нулю, то теперь появилась возможность для обсуждения. Вскоре они проведут трехсторонние переговоры в Брюсселе — это можно назвать почвой для конструктивной беседы.

На «Нафтогаз» активно воздействует Евросоюз. К тому же уменьшилось давление со стороны Соединенных Штатов, которые хотят сорвать транзит газа в Европу. Давление сократилось, ведь беседовать сейчас — значит подвергать себя риску. Трамп этого делать не может, потому что его обвинят в злоупотреблении должностными полномочиями и используют этот факт для начала процедуры импичмента. Демократы не могут надавить — их обвинят в участии в коррупционных схемах. Поэтому хватка американцев ослабла, а нажим европейцев — усилился. Возможно, из-за этого позиция Украины и поменялась», — подчеркнул Игорь Юшков.

Требование «Нафтогаза» подписать транзит по европейским стандартам — это лукавство. Правила, о которых он говорит, запрещают ему участвовать в переговорах, — отмечает спикер.

«Единственный проблемный вопрос: «Нафтогаз» говорит, что договор должны подписать в соответствии с европейским законодательством, которое отвергает участие «Нафтогаза» в транзитном контракте (потому что транзит там должен быть отделен от добычи и сбыта). Он должен отдать трубу независимому оператору, который и сможет подписать договор. Вот в чем проблема. Они по идее должны были давно выделить эту трубу. Тем не менее, реформа никак не продвигается. По идее, 1-го января неплохо было бы подписать договор уже с новой компанией. Поэтому пока что непонятно, как это все будет происходить.

По сути, подписывать договор пока не с кем — новой компании нет. Она существует на бумаге, но не владеет газотранспортной системой (а подписывать договор с «Нафтогазом» невозможно, поскольку он с 1-го января перестанет владеть ГТС). Тем не менее, на переговоры в Брюсселе поедут как представители «Газпрома», так и «Нафтогаза» (хотя с ними вести переговоры о транзите нет никакого смысла). По-прежнему есть много странных моментов, которые никак не урегулированы. Если «Нафтогаз» займет более-менее конструктивную позицию — это для нас хорошо. Однако на предыдущих раундах переговоров он занимал деструктивную позицию — из-за этого любое обсуждение сводилось к нулю», — резюмировал специалист.

Подписывайтесь на канал "Новороссия" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Новости партнеров