Хищник становится дичью: В СВО вступает Ближний Восток
-
Фото: globallookpress.com/Iranian Army Office
База США Айн эль-Асад в западном Ираке вновь попала под удар. Назначая Иран главным виновным в этих событиях и пытаясь спровоцировать его на полномасштабную войну, Запад показывает непонимание происходящего. Возможно, это просто настолько масштабно, что западные стратеги не могут в это поверить. А ведь Путин говорил об этом – целью конфликта является построение на Земле свободного многополярного мира.
В отличие от предыдущих ракетных обстрелов и нападений беспилотников, в этот раз атака осуществлялась минометами. Военные базы США в Сирии и Ираке с середины октября подверглись ракетным атакам и ударам дронов более 40 раз. Число раненых американских военнослужащих в результате этих атак перевалило за полсотни. Нападения стали ответом проиранских шиитских группировок на всестороннюю поддержку США операции, проводимой Израилем в секторе Газа. В этой связи представители американского руководства неоднократно выражали опасения, что Иран попытается, используя конфликт Израиля и ХАМАС, масштабировать боевые действия на более обширную площадь при помощи своих прокси-структур. Дело лишь в том, что в их дома война пришла уже давно.
Кто есть кто на Ближнем Востоке
Более конкретное наименование нападавших на американские базы проиранских группировок – "Исламское сопротивление Ирака" (ИСИ) - коалиция шиитских милиций, атакующая опорные пункты ВС США еще с весны 2020 года в порядке возмездия за убийство генерала КСИР Касема Сулеймани и заместителя руководителя иракских "Сил Народной мобилизации" Абу Махди аль - Мухандиса.
В состав ИСИ входят полтора десятка групп, среди которых выделяются "Катаиб Хезболла", "Харакат Хезболла аль-Нуджаба (ХХН, не путать с ливанской "Хезболлой"), и "Бригада Абу аль-Фадль аль-Аббас" (БАФА). Первая возникла еще в 2003 году сразу после американского вторжения в Ирак и воевала с оккупантами до самого вывода их контингента. ХХН выделилась из состава другого шиитского подразделения еще одной группировки-ветерана (основана в середине нулевых) партизанской войны с США "Асаиб Ахль аль-Хак". БАФА (осн. в 2012) представляет собой одну из многих милиций, сформированных шиитами во время войны в Сирии.
Все они (и иракские, и сирийские проиранские шиитские группировки), в свою очередь, являются частью полуофициальной доктрины, т.н. "Оси Сопротивления", под которой обычно понимается Иран и его союзники в регионе. "Ось Сопротивления" - это многосоставная система из многих элементов. Помимо шиитских группировок в Сирии, Ираке, Ливане и Йемене, это также и часть суннитских в базисе групп Палестины (аббревиатура ХАМАС, например, расшифровывается как "Движение исламского сопротивления"), и вообще в целом все лояльные либо положительно нейтральные по отношению к современному Ирану силы.
Наиболее понятной аналогией ее функционирования является принцип исполнения джаза: импровизация и взаимодействие между музыкантами, но в рамках общей линии.
Сопротивление в этом контексте – это логическое продолжение и одно из воплощений на практике идеи экспорта Исламской революции. Ее распространение закреплено в Конституции Ирана и в ряде других базовых официальных иранских документов. По сути, практическая реализация этого началась еще в восьмидесятых с появлением "Хезболлы" в Ливане.
К слову, нынешний руководитель Ирана аятолла Хаменеи в официальных документах именуется именно как "лидер Исламской революции". За последнее время сложилась тенденция с иронией относиться к тону заявлений высокопоставленных руководителей Ирана или руководителя "Хезболлы" шейха Хасана Насраллы. Однако внимательно послушаем, что именно сказал иранский лидер 17 октября 2023 г.:
"Если преступления сионистского режима продолжатся, никто не сможет остановить силы Сопротивления. Пусть об этом знают те, кто обращается к Ирану с просьбой удержать некоторые силы Сопротивления и не просит этого у Ирана".
Сегодня и сейчас
Взглянув через эту иранскую оптику на события войны ХАМАС и Израиля, формируется интересная картина: операция "Шторм аль-Аксы" получается одновременно и точкой отсчета чего-то нового, и в то же самое время, если смотреть в общей динамике, частью борьбы союзных Ирану "сил Сопротивления". При этом для сочувствующих страданиям палестинцев в Газе уже становится неважным, стоял Иран за организацией "черного шаббата" или нет. Важно, как именно он поддержал Палестину после начала ответной израильской операции. А здесь проиранские силы региона получаются единственными, кто на деле, а не на словах выступил (и последовательно выступал еще с 1979 года) против Израиля и его союзника США. И как для них сначала пестование и взращивание различных джихадистских движений, а потом борьба с ними служит инструментом поддержания своего влияния в различных уголках мира, так и для Ирана формирование и поддержка своих группировок – это и противовес, и метод усиления своего авторитета на местах.
Конкретно сейчас это выражается в согласованных действиях иранских прокси на своих врагов вместе со стремлением к увеличению масштаба задействованных под это территорий. Такое ощущение, что американскую "теорию управляемого хаоса" взяли на вооружение и хорошо дополнили на оперативном и стратегическом уровне реальными познаниями жизни Ближнего Востока изнутри. В такт этому выглядит заявление министра иностранных дел Ирана, что расширение агрессии Израиля против Газы автоматически расширяет и географическое измерение войны.
Игра будет идти по правилам Ирана
Именно за Ираном и его союзниками остается инициатива в продолжении конфликта и определении его новых точек и формировании фаз противостояния. При этом проводимые мероприятия вполне укладываются под определение иранского варианта "стратегии непрямых действий".
И когда Иран назначают главным виновным в событиях, а затем всячески провоцируют его на полномасштабное участие в большой войне, то допускают большую ошибку, т.к. думают, что проиранские силы будут играть в рамках заданных правил. Однако забывается при этом, что они способны действовать в рамках своей собственной игры и со своими правилами.
Уже сейчас мы видим, что как только ЦАХАЛ втянулся в городские бои в Газе, то сразу постепенно начинает разгораться пламя войны на Западном берегу р. Иордан. В это же время шаг за шагом увеличивается интенсивность и частота ракетных атак в южном Ливане, восточной Сирии и Ираке. Охотники (США и Израиль), слишком привыкшие диктовать свои условия, сами постепенно становятся дичью, все более увязая в хитросотканной паутине. Ведь нынешний Ближний Восток с каждым днем все более подобен буквам арабского алфавита, начертание которых видоизменяется в зависимости от занимаемого места в слове. А неизменными остаются только правила грамматики, по которым пишется на наших глазах история региона.
Ближний Восток как один из фронтов СВО
Битва Ирана за права угнетенных и за справедливость (официальная риторика, звучащая со дня победы Исламской революции) получила новый импульс 24 февраля 2022 года вместе с началом СВО, когда Россия сказала решительное "нет" "миру, основанному на правилах".
Одной из главных стран-союзников проводимой Россией линии на формирование многополярного мира стала Исламская республика Иран. Военно-техническое и политическое сотрудничество за 1,5 года СВО неизменно расширялось. Как следствие, и сама специальная военная операция не просто стала комплексом сугубо российских военных усилий в восточной Европе, но и вместе с этим получила свое осмысление в Иране – не просто военно-техническое, а идейное.
Ранее Запад и его союзники неоднократно побеждали в разных конфликтах. Однако, как известно, мало выиграть войну – важно не проиграть мир. Поэтому разворачивающаяся сейчас борьба в разных регионах мира – от Авдеевки до Дженина – идет в одном общем ключе.