Федор Гайда: Старой Европе важнее Россия, а не исторический ревизионизм отдельных стран
Президент Украины Зеленский в погоне за расположением Евросоюза ориентируется в своей риторике на Польшу — можно говорить какую-угодно чушь, лишь бы она была против России. Об этом в комментарии для ИА «Новороссия» заявил доктор исторических наук, доцент кафедры истории России XIX — начала XX веков
Президент Украины Зеленский в погоне за расположением Евросоюза ориентируется в своей риторике на Польшу — можно говорить какую-угодно чушь, лишь бы она была против России. Об этом в комментарии для ИА «Новороссия» заявил доктор исторических наук, доцент кафедры истории России XIX — начала XX веков исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Федор Гайда.
«О чем говорят заявления Зеленского касательно истории и роли СССР в ней, в частности, что «сговор тоталитарных режимов привел к началу Второй Мировой войны и запустил маховик Холокоста»? О том, что он торгуется за внимание Европейского союза.
Президент Украины на самом деле хочет покровительства со стороны Евросоюза и в связи с этим он ведет себя так, как ведут представители Польши.
До этого главным форпостом Европы на Востоке были поляки, которые могли говорить любые глупости, главное, чтобы эти глупости были антирусскими. Точно такую же стратегию выбрал и Зеленский — он считает, что, говоря любые антирусские глупости, он тем самым вырвет у Евросоюза покровительство, поддержку, финансирование и так далее. Он считает, что таким образом сможет полностью расположить ЕС к Украине. Собственно, Зеленский отрабатывает именно эту стратегию — он смотрит на поляков и делает так же», — сказал эксперт.
На вопрос корреспондента о том, какие цели преследуют остальные страны, проводящие русофобскую политику, пытаясь переписать историю, Гайда отметил, что одна из основных целей — это не допустить сближения России и Старой Европы.
«Такую антирусскую политику проводят те силы в Европейском Союзе, которые крайне не хотят никакого сближения Старой Европы, в частности Франции и Германии с Россией.
То есть им нужно сделать все для того, чтобы вбить клин между этими странами. Соответственно, перед ними оказывается задача — максимально скомпрометировать Россию и российское прошлое такими подобными заявлениями. Какой может быть максимально яркий «компромат»? Конечно, в первую очередь — Холокост. Вот, соответственно, получается: «давайте обвиним Россию как правопреемника Советского Союза во всех грехах и сделаем ее ответственной за все гитлеровские преступления». А как это можно сделать? «А вот у них пакт Молотова-Риббентропа был заключен в 1939 году, а раз заключили пакт о ненападении, раз нарисовали для себя сферы влияния в Восточной Европе (что, кстати говоря, тогда было абсолютно нормальным делом, это были тогдашние правила игры абсолютно для всех), значит приняли на себя все гитлеровские преступления».
Сегодняшняя стратегия антирусских сил в Европе именно к этому и сводится — обвинить Россию, как правопреемницу СССР в преступлениях гитлеровских нацистов, уравнять в этом смысле нацистскую Германию и СССР. Совершенно понятно, что такие заявления не имеют никакого отношения к тогдашним историческим реалиям», — сказал собеседник агентства.
Гайда исключил вероятность успеха государств с антирусской риторикой в переписывании истории на мировом уровне.
«Нет, я не думаю, что странам, придерживающимся антирусской риторики, удастся переписать историю на мировом уровне. Такую стратегию в отношении России пытаются выстраивать те люди, которые на самом деле действуют абсолютно не в интересах Европы. Мотивы этих людей разные и действуют они в таком русле по разным причинам: одни отстаивают интересы своих небольших государств, которые не хотели бы русско-германского или русско-французского сближения, другие являются агентами американского влияния и отрабатывают заданную им линию, потому что Соединенным Штатам, конечно, также невыгодно сближение России и старой Европы.
Однако, поскольку базовый интерес Старой Европы все-таки заключается в сближении с Россией, в нормальных отношениях с ней, то, на мой взгляд, подобная линия не станет преобладающей. Переписать историю на мировом уровне у них не получится», — подытожил эксперт.