Дорогами «невойны»: Пенсионеры на КПП
Тысячи людей ежедневно пересекают условную «границу» разделяющую Донецкую Народную Республику от временно оккупированных территорий Донецкой области. Только за один день КПП, а в ДНР их четыре – «Еленовка», «Майорск», «Октябрь» и «Александровка», проходит и проезжает около 5000 лиц и до 700 транспор
Тысячи людей ежедневно пересекают условную «границу» разделяющую Донецкую Народную Республику от временно оккупированных территорий Донецкой области. Только за один день КПП, а в ДНР их четыре – «Еленовка», «Майорск», «Октябрь» и «Александровка», проходит и проезжает около 5000 лиц и до 700 транспортных средств. По статистике у каждого второго жителя Народных Республик оформлено разрешение на проезд через блокпост, а вот необходимость его пересечения возникала примерно у каждого пятого.
Подавляющее большинство этих вынужденных «туристов» пенсионного и предпенсионного возраста. Они едут на временно оккупированную Киевом территорию Донбасса, как правило, для посещения могил близких либо к родственникам, проведать. При этом многие говорят, что и не ездили бы, но так складываются обстоятельства. «У меня сестра больна в Велико-Анадоле. Вот, еду, лекарство закупила. На Украине такого препарата сейчас нет, а сестра практически живет на нем» – признается одна женщина из очереди на Еленовском КПП. «Вы думаете, что от хорошей жизни мне «границу» пересекать приходится? – нервно нам говорит одна респондентка у КПП «Майорск». – На той стороне у меня мать. Она переезда сюда просто не выдержит. Приходится ездить». Некоторые признаются, что ездят на временно оккупированную Киевом территорию за пенсиями. «А что делать, – рассказывает моя соседка, которая периодически ездит в Запорожье. – У меня муж парализован, сын инвалид и я получаю 2800 помощи от России. Огромная благодарность ей за это! Но лекарства то сколько стоят? Если б не это, никогда бы на ту Украину в свои 86 лет не ездила. Постоянно слышишь от них, что «террористы» опять понаехали. Это все так унизительно».
В Республику больше ездят на учебу, чтобы убедиться, что их жильё в порядке или на прием к врачу, потому что медицинское обслуживание в ДНР много дешевле, чем на Украине. «В Макеевке наш лечащий врач живет. Везу ребенка на прием, – говорит молодая женщина, держащая за ручку мальчика восьми лет. – Он нас знает давно. Да и берет как раньше, недорого. На Украине сейчас так много приходится платить за медобслуживание. Тысячи. Таких денег у меня нет».
Для таких людей блок-посты стали не только частью их жизни, но еще и «дорогой». И от организации работы блок-постов в буквальном смысле часто зависит сама жизнь этих людей.
Проблемы, связанные с трудностями перехода блокпостов, есть почти у всех проходящих через эти уловные разграничители и они примерно одинаковы. Это длинные очереди, низкая пропускная способность и отсутствие удобств. Но, далеко не на всех блок-постах Республики «картина» одинакова. Наиболее благополучный в плане пересечения границы и культуры ее сотрудников – Еленовский контрольно-пропускной пункт. Пограничники здесь даже чаще улыбаются, традиционно желают счастливого пути. Понять это просто. Еленовка – самый «безопасный» из всех КПП. Обстрелы ВСУ, под которые регулярно попадает «Майорск», здесь достаточно редки.
Стояние в очереди при пересечении границы в Еленовке не всегда долгое. По словам моей соседки, которая «прошла» все блок-посты и остановилась на Еленовском КПП, по-разному бывает. «Самое большое, сколько я лично стояла – пять часов. Три дня назад повезло, подъехали к блокпосту, а перед нами всего три или четыре легковых машины и один автобус» – пояснила она.
С наибольшими трудностями женщина столкнулась при пересечении линии соприкосновения в КПП «Майорск», отметив длинную очередь, ожидание в которых осложнялось проливным дождём. «Такое ощущение, что там нет вообще никаких правил. Постоянно вперед проезжают какие-то машины вне очереди. Мы простояли почти 9 часов, и вернулась домой. Не было сил ночевать в машине. Навесов там тоже нет», – рассказывает женщина.
Организация работы КПП «Александровка» в этом отношении, по ее словам, поставлена лучше. Во всяком случае, на КПП им даже предложили расположиться на каких-то ящиках, чтобы не сидеть в нагретой солнцем машине.
Необходимость долго ждать в очереди, чтобы пересечь линию разграничения, женщина объясняет недостаточным количеством блокпостов и персонала, который на них работает. Ведь из-за длинных очередей многим пересекающим границу хоть один раз, но все же пришлось ночевать возле КПП, поскольку часы работы КПП недостаточны. Один мой знакомый, который ездит из Донецка в Краматорск, отметил, что, по крайней мере, однажды ему пришлось провести в ожидании на КПП два полных дня. «Спроси здесь любого, и тебе ответят, что это происходило и с ним», – заявил мне мужчина.
По слухам, наиболее предприимчивые все же находят возможность за определенную мзду комфортно проехать без длительного стояния. Конечно, если есть деньги. И то, что из таких внеочередных перемещений границы набегает кому-то огромная сумма, поймет каждый, кто учил в школе математику.
Понять возмущение этих людей можно, тяготы пересечения «границы» вызывают раздражение и усталость. Вялотекущая война прибавляет к этому еще и страх за свою жизнь. Пока идет война угроза для жизни людей при пересечении границы всегда остается. Ведь блок-посты с периодической регулярностью обстреливаются со стороны Украины и уже есть горькая статистика, количества погибших из-за обстрелов и подорвавшихся там на минах мирных граждан.
Если нет обстрелов и в работе задействованы все блокпосты, то пересечение проходит нормально. В случае же выхода из рабочего ритма одного из блокпостов, замедляется и усложняется пропускная способность работающего пункта пропуска. Тогда и в пешей очереди можно простоять до 8 часов.
Невозможно также увеличить количество блок-постов без согласия противоположной стороны, а Украина, недавно объявившая о переходе с АТО на ООС, все чаще переходит на «красный уровень» и закрывает КПП. Но максимально облегчить прохождение жителей через КПП – построить навесы от жары или дождя, организовать дежурство бригад скорой помощи, улучшить работу пунктов обогрева, возможность должна быть. Читатель может заметить, что критиковать каждый может, а где конструктивное предложение?
Не нужно быть гением, чтобы понять, положение вещей с линией разграничения в Республике надолго, и, соответственно, принятие временных мер здесь уже неуместно. Как неуместно обогащение отдельных лиц за счет своих земляков, поставленных в безвыходную ситуацию и просто не имеющих выбора.
Поэтому для начала нужно построить сооружение для защиты персонала КПП, а также пересекающих «границу» в случае боевых действий. (Пока КПП имеет примитивный вид перевозных киосков-будочек).
Перед КПП должны быть установлены стенды с информацией о пропускной системе, правилах работы КПП и других пропускных пунктов. Для предотвращения коррупционных схем, все точки проверки документов и досмотра транспортных средств, багажа хорошо было бы оборудовать камерами наблюдения.
Сотрудники служб и ведомств, которые несут службу на пунктах пропуска, должны проходить регулярную проверку на психологическую устойчивость.
КПП можно также оборудовать навесом и местом отдыха (скамейки) для ожидающих, площадкой для стоянки автобусов.
На КПП необходимо также обустроить полноценный медицинский пункт помощи, часы работы которого должны совпадать с часами работы КПП.
Наталья Залевская специально для ИА «Новороссия»