Дмитрий Бабич: Западный «либерализм» оказался не готов к борьбе с коронавирусом
Тема коронавируса стала самой обсуждаемой в мире за несколько последних десятилетий. Пандемия, которая охватила все континенты и практически все страны, заставила идти их на радикальные меры, начиная от закрытия границ и заканчивая ограничением работы общественного транспорта. Некоторые специалисты
Тема коронавируса стала самой обсуждаемой в мире за несколько последних десятилетий. Пандемия, которая охватила все континенты и практически все страны, заставила идти их на радикальные меры, начиная от закрытия границ и заканчивая ограничением работы общественного транспорта. Некоторые специалисты предполагают, что активная фаза коронавируса пойдет на спад в течение ближайших нескольких месяцев. Другие призывают готовиться к новым волнам и мутации инфекции, которая продлится в течении года два. ИА «Новороссия» обратилась к ведущим политическим экспертам с целью получить прогноз, как коронавирус и предпринимаемые в отношении него меры скажутся на мировой политике, экономических показателях и отношениях между странами.
Дмитрий Бабич — публицист, политолог
ИА «Новороссия»: Как происходящие процессы скажутся на мировой политике?
Дмитрий Бабич: Наши либералы, такие как пишут, что мир больше не будет прежним, произойдут изменения. Такое чувство было в народе после Второй мировой войны — все думали, что после всего случившегося прежнего противостояния с заграничными странами не будет, война не повторится. Отчасти это так и случилось — новой большой войны в Европе лет 50 не было. Противостояния в Югославии и других местах, конечно, не сравнимы с тем, что происходило в 40-е годы. Тем не менее, после 1945 года вся ситуация очень быстро вернулась к довоенной: СССР против США, Америка в союзе с западной Европой, находившейся в более выгодном положении в духовном плане, чем теперь. По сути дела, конфронтация продолжилась. Так же и здесь.
Я сейчас читаю американскую и европейскую прессу — ненависть к России не уменьшилась. Есть очень сильное чувство бессильной злобы. В данный момент должны были проводиться активные мероприятия по недопущению России на олимпиаду в Токио, по давлению на Россию на украинском направлении, а коронавирус стал бедой, который отвлёк те силы, которые привычно занимались антироссийской борьбой. Тем не менее, есть такое ощущение, что большинство авторов и западный политический класс не хотят верить в серьёзность эпидемии, потому что им очень хочется вновь заняться конфронтацией с Россией и попытками свержения режима Асада — тем, чем занимаются интеллектуальные военные центры Запада последние 20-25 лет. Они ничего другого делать не умеют — ситуация с коронавирусом это доказала. С крупными кризисами они справляются очень плохо. Система эта очень негибкая — она ждёт каких-то приказов сверху. Всё, в чём они обвиняли Россию и до этого СССР — укрывательство страшной правды, как в случае с Чернобылем, попытка чиновников прикрыть свою пятую точку, а не принимать серьёзные меры — в полной мере там проявилось.
Наверное, по-другому и быть не могло, потому что нынешняя западная идеология — это не либерализм, а тоталитарный либерализм, который больше походит на Советский Союз раннего периода или даже на нацистскую Германию. Соответственно, есть полное ощущение, что они ждут конца этого кризиса. В американском журнале National Interest появилась статья, в которой Джеймс Джей Карафано (вице-президент фонда «Наследие» по вопросам внешней и оборонной политики) прямо сказал, что как только всё это закончится, мы должны будем вернуться к нулевой точке — к тому моменту, на котором мы встали на паузу из-за коронавируса. Он призывает и дальше давить на Китай, продолжать бороться с Россией, вести санкционную войну против Ирана и Северной Кореи. При этом США очень хотят верить, что Северная Корея и Иран подверглись очень сильному воздействию этого коронавируса.
Сейчас трудно сказать, каково реальное положение дел, потому что на Западе существует сильное недоверие к сообщениям иранских СМИ, хотя в Иране — одни из самых свободных масс-медиа на Ближнем Востоке. В вопросе Северной Кореи мы согласны с американцами — здесь мы столкнулись с очень таинственным секретничающим государством. Однако, судя по всему, жуткого всеобъемлющего ущерба ни в Северной Корее, ни в Иране нет. Если бы в Северной Корее был падёж народа от происходящего, то она бы обратилась за помощью к Южной Корее. Северная Корея в таких случаях не стесняется и даже иногда драматизирует свои несчастья, чтобы получить помощь. Например, в 90-е годы у Северной Кореи были реальные проблемы с продовольствием, а в это время в адрес Южной Кореи шло послание, что у Южной там вообще голод. Это общий контур.
ИАН: Как коронавирус сказался на жизни государств и людей? Какие тенденции мы будем наблюдать?
Д. Б.: Есть ощущение, что Запад пока ещё накачивает свою экономику деньгами — США приняли решение влить в экономику 2 трлн долларов. Конечно, это приведёт к инфляции, потому что большую часть этих денег придётся напечатать. Поэтому доллар тоже будет терять свою ценность. Америка сейчас пытается жёсткими мерами остановить эпидемию и с ненавистью смотрит на нас, ведь заболевших у них больше. Судя по всему, они думаю, что если сейчас в России случится беда, то это единственный реальный шанс убрать Путина.
При этом делаются попытки затушевать два очень явных и печальных для Запада факта. Первый — на самом деле Россия и Китая не такие уж гадкие страны, какими их рисовали. Китай и Россия стали помогать Италии — самой пострадавшей от коронавируса европейской стране. В то же время, сам Евросоюз Италии никак не помог. Все понимают, что эпидемия обострилась, потому что внутри Европы существуют открытые границы — люди перемещаются совершенно свободно. К тому же, нет информации кто и где находится. Соответственно, возникают угрозы для общественного здоровья и для общественной безопасности. Оказалось, что Европейский союз ничего в критической ситуации сделать не способен, он может только заниматься пропагандой о том, какие плохие Россия, Китай, Венесуэла и Донецкая Народная Республика. Он также может бороться за права геев и однополых пар где-нибудь в Африке и других местах. Ничем толковым ЕС заниматься не умеет. Это два главных факта, которые выявила вся эта коронавирусная история. Россия и Китай — вовсе не те страшный диктаторы, о которых нам рассказывали на Западе, а второй страшный факт — произошёл дикий, позорный провал Евросоюза.
Теперь возникает вопрос, будут ли ЕС реформировать и произойдут ли после этого какие-то изменения. К сожалению, есть ощущение, что реформировать ЕС просто некому. Есть чиновники, которых избрали на последних выборах в европарламент — это антироссийские фигуры. Глава европейской дипломатии недавно заявил, что борьба с коронавирусом — локальный бой, а вот борьба с информационным влиянием России и Китая — это настоящая война. По его словам, вокруг медицинской помощи Китая и России в отношении Италии развёрнута пропагандистская компания, и борьба с ней — главная задача Евросоюза. Урсула Гертруда фон дер Ляйен — председатель Европейской комиссии, дама абсолютно далёкая от реальности — тоже не сможет реформировать Европейский союз. Их не для этого избирали. В отношении коронавируса они проявили полную беспомощность, они не могут бороться с такими угрозами, зато умеют ссориться с Россией и Китаем.
Мы наблюдаем падение рубля. Смотрите, что произошло: когда началось падение нефтяных цен — оно случилось из-за предложения Саудовской Аравии сократить добычу нефти, что было выгодно США. Потому что, если нефть становится дорогой, то выиграют от этого американские сланцевые компании, которые эту нефть добывают. Она дороже, и у США есть огромные запасы сланцевой нефти. Россия на это не пошла. В итоге саудовцы применили демпинговую тактику — залили рынок нефтью — цены начали резко падать. Обратите внимание, сегодня в американских изданиях появились публикации о том, что Вашингтон попросил Саудовскую Аравию прекратить этот демпинг. Это нужно, чтобы вывести цены на более-менее приемлемый уровень. Почему это происходит? США не может допустить увеличения убытков из-за банкротства компаний по производству сланцевой нефти. В итоге, я прогнозирую, что нефть в ближайшие недели пойдёт вверх. Тактика Сечина (исполнительный директор «Роснефти»), который убедил руководство России пойти на этот вариант — видимо, сработает. Он говорил, что к концу года или даже раньше нефть снова будет стоить 60$ за баррель. Судя по всему, он окажется прав. Конечно, в эти недели нефть упала ещё ниже, ведь самолёты не летают, люди на машинах ездят мало и спрос сокращается. В этой области, происходят позитивные изменения. Может быть Запад сократит свой военный бюджет и не будет идти на подобные авантюры.
ИАН: Как коронавирус скажется на процессе мирного урегулирования ситуации в Донбассе и что может предпринять в этом смысле Киев?
Д. Б.: На Украине ситуация складывается наиболее драматично. Зеленский проявил себя как полный идиот. Идея с остановкой метро в крупных украинских городах — самая ужасная инициатива. Попытка остановить основное средство транспорта привела не к улучшению эпидемиологической обстановки, а, наоборот, к ее резкому ухудшению.
Сегодня у Зеленского новая «блестящая идея» — закрыть границу не только для иностранцев, но и для граждан Украины. Вдумайтесь, ни одна страна мира никогда не закрывалась для своих граждан. Представьте себе ситуацию: вы гражданин Украины, который по каким-либо обстоятельствам оказался за границей, хотите вернуться — а вас не пускают. Причины даже не идеологические, как в СССР. Вы гражданин, а вам не дают въехать в собственную страну. Знаете, если бы Зеленский был капитаном «Титаника», то он бы вместе с командой смотался бы первым с корабля, да ещё и забрал всю провизию и шлюпки, а большинству пассажиров сказал «мы вас спасать не можем — вами займутся дипломаты».
Как 20-30 дипломатов смогут защитить интересы людей, которые в несколько тысяч раз превосходят их по численности? Это абсолютное безобразие. Сейчас Запад на это не обращает внимание — всё внимание приковано к развитию ситуации с коронавирусом в США. там сейчас самая большая угроза. На втором месте — Италия и Испания. В Испании официальное количество жертв превысило число погибших в Китае.
Я полагаю, Запад не признает ДНР и ЛНР, он не будет толкать Зеленского к диалогу. Запад, вероятно, попытается протащить продиктованные МВФ законопроекты. Зеленского ради этого и избирали — поэтому Запад и смирился с уходом Порошенко, который, с точки зрения геополитики, Запад вполне устраивал. Однако Запад поверил в версию, что все проблемы Украины от воровства, а Порошенко вор. Его и заменили на Зеленского, который способен проводить тот набор изменений, который ему диктуют западные мозговые центры — они давным-давно отошли от реальной жизни и по сути являются идеологическими учреждениями. Представьте себе, что в 20-е годы какая-нибудь страна в мире стала бы жить по указке Коминтерна. Даже СССР по правилам Коминтерна не жил. Здесь получилось, что Зеленский ничего не понимает в экономике — он может только переводить указания с английского на русский. Я думаю, что нынешнее безобразие с коронавирусом нанесёт по его репутации огромный удар. В итоге, Запад лишается одного из последних козырей на Украине — личной популярности Зеленского. Она базировалась на том, что украинским инфантилам понравился персонаж на телевидении, и они этого «телевизионного Лукашенко» (белорусский лидер наиболее походил на Голобородько) привнесли в реальную политическую жизнь — вот он им и устроил. Инфантилом в 21 веке быть нельзя.