Дмитрий Бабич: Настоящая церковь не создается государством
Вчера в Киеве прошла «интронизация» раскольника Епифания, который уже заявлял, что для возвращения Крыма и Донбасса необходимо «покончить с влиянием РПЦ на Украине». В свою очередь украинские власти пообещали упростить схему рейдерского захвата православных храмов, хотя некоторые церкви уже были зах
Вчера в Киеве прошла «интронизация» раскольника Епифания, который уже заявлял, что для возвращения Крыма и Донбасса необходимо «покончить с влиянием РПЦ на Украине». В свою очередь украинские власти пообещали упростить схему рейдерского захвата православных храмов, хотя некоторые церкви уже были захвачены раскольниками в Волынской и Тернопольской областях. Обозреватель радио Sputnik Дмитрий Бабич уверен, создание раскольнической «ПЦУ» станет для Порошенко глобальной ошибкой.
«Итак, последние новости с «религиозного фронта» на Украине, где как раз приступили к «интронизации» главы новой, созданной президентом Порошенко «православной церкви Украины». Даже если отложить моральную сторону данной истории, а заодно и ее религиозную составляющую, даже если попытаться посмотреть на это всё глазами Порошенко – исключительно циничным, прагматичным взглядом – все равно становится ясно, что действия украинского президента – это огромная ошибка. И, возможно, ошибка эта в политическом смысле станет для Порошенко убийственной.
Как показали события двадцатого века, церковь в качестве сообщества верующих является структурой очень стойкой и консервативной. В свое время большевики полностью переделали Россию: её науку, искусство, экономику — но даже они вынуждены были смириться с существованием церкви и с наличием в стране верующих людей. Сначала, в двадцатые годы, сохранялся выходной день на Пасху, сохранялось празднование Рождества. Потом, после нескольких «безбожных» пятилеток, Сталин в 1943 году был вынужден разрешить «церковникам» избрать их Патриарха, были восстановлены семинарии и духовные академии. Церковную систему можно считать громоздкой, но ей не откажешь в устойчивости: церковь – старейшая из действующих организаций, она существует почти 2 тысячи лет.
А Порошенко решил сам создать для себя новую церковь, а старую, настоящую, — уничтожить. В итоге своими действиями Порошенко настроил против себя эту мощную структуру. Последние события показывают: он совсем не понимает, что такое церковь. Ему, очевидно, кажется, что церковь – это обычная организация, клуб граждан с одним и тем же хобби, как какая-нибудь федерация собирателе икон или союз любителей старого хорового пения.
Если бы это было так, действия Порошенко укладывались бы в обычную логику: да, люди слабы, через финансовое давление или какие-то аппаратные интриги их можно заставить принять посаженного «сверху» лидера, менять устав, убрать из такой организации нежелательных для власти людей. Но с церковью такое не работает.
Настоящая церковь не создается государством: как бы высокопарно это ни прозвучало, это действительно так. Она создавалась Христом, а поддерживается верующими. И если государство пытается создать церковь, выгодную ему, то она существует очень недолго — обычно до тех пор, пока идет финансирование. Близкий пример: когда большевики в советской России боролись с православной церковью, они создали лояльную им квази-церковную структуру «обновленцев». В отличие от «тихоновцев» (приверженцев гонимого патриарха Тихона, избранного по всем канонам и признанного ныне святым) «обновленцы» были обласканы властью, у них было множество храмов. Но именно потому, что обновленческая «церковь» была создана искусственно , люди в нее не пошли. Хотя она имела огромное количество храмов (в некоторых регионах большее, чем традиционная церковь), хорошую финансовую подпитку. Обновленческая «церковь» не выжила, просуществовав всего несколько лет, поскольку верующие люди не пошли в «ненастоящую» церковь.
Церковь сильна верой, а государство не может произвольно, какими-то своими решениями создавать или убирать веру, особенно веру в Иисуса Христа. Государство может подтолкнуть людей к тому, чтобы они поверили в социализм или, наоборот, в капитализм – в какую-то идеологию. Но когда есть известная, традиционная, многовековая религия, которой и является христианство, то государству очень сложно определять к ней отношение людей. А убежденных христиан, людей в возрасте, составляющих основу прихожан, заставить «верить» во что-то им непривычное и вовсе невозможно. Эти люди точно знают, что идет от Христа и апостолов (ставших основой церкви), а что – нет. Кесарю кесарево, а Божие Богу, что как раз и означает отделение церкви от государства. Поэтому Порошенко, создав, как ему кажется, «новую церковь», (что, разумеется, не так) противопоставил себе огромную, мощную силу, которая уже пережила за тысячу лет гонителей куда сильнее и умнее Порошенко. И нет никаких сомнений, что православная церковь переживет и самого Петра Алексеевича.
По канонам православной церкви, человек может стать священником только в том случае, если его рукоположит епископ, который, в свою очередь, был рукоположен другим епископом. И так продолжается до Христа, который рукоположил своих 12 учеников. В православной церкви это называется апостольской преемственностью. И это очень важно. В «церкви», которую создал Порошенко, нет апостольской преемственности: Михаил Денисенко был епископом, но он отлучен от церкви, поэтому на него данная преемственность уже не распространяется. Все епископы вокруг него, с точки зрения православного человека, епископами не являются, и продолжать преемственность они тоже не могут – новых священников не будет. А значит не к кому будет приходить исповедоваться, не у кого крестить детей – в этом вся проблема.
Порошенко надеется, что путем экономического давления – костлявой рукой голода или отъемом церквей – он заставит митрополита Онуфрия подчиниться. Митрополит Онуфрий держится, но даже если украинскому президенту удастся его запугать, это будет лояльность внешняя, к государству, но ни в коем случае к «ПЦУ». Верующие люди и священники могут дать кесарю кесарево, но не могут отдать Божие кому-то еще, какому-то идолу. Порошенко, как минимум, продемонстрировал ограниченность своего образования, когда показал, что он этого не понимает.
В итоге получается, что даже если отодвинуть в сторону такие значимые вещи, как мораль, совесть, каноны, создание «ПЦУ» – это огромная ошибка даже с чисто политической точки зрения. Порошенко разбудил спящего «гиганта», который может, может быть, и не трогал бы его, но теперь вынужден оказать прямое сопротивление.
По завету апостола Павла, христиане к любой власти стараются относиться лояльно, стремясь к евангелизации жизни, а не к политической власти. Но если власть идет против Бога, запрещая книги, сажая людей в тюрьму за веру, то «павловский» принцип «любая власть от Бога» на такую власть не распространяется. Такой посыл будет идти от Украинской православной церкви – и Порошенко рано или поздно ощутит ее мощное, непоколебимое, хотя и не связанное с военной силой сопротивление».