Чтобы помнили: Памяти убитых в Корюковке
Трагедию в полесском городке Корюковка историки называют наиболее масштабным убийством мирных жителей, совершенным нацистами в марте 1943 года. Убийством, которое по количеству жертв в разы превысило белорусскую Хатынь, чешское Лидице и французский Орадур. За двое суток, 1-2 марта, без активных боев
Трагедию в полесском городке Корюковка историки называют наиболее масштабным убийством мирных жителей, совершенным нацистами в марте 1943 года. Убийством, которое по количеству жертв в разы превысило белорусскую Хатынь, чешское Лидице и французский Орадур.
За двое суток, 1-2 марта, без активных боевых действий исчез целый городок и около 7 тысяч его жителей. Их расстреляли и сожгли нацистские карательные отряды совместно с украинской вспомогательной полицией и солдатами венгерской дивизии.
Историки до сих пор продолжают изучение обстоятельств этой трагедии. Именно благодаря им, а также свидетельствам очевидцев в настоящий момент можно восстановить примерную картину того, что происходило в этом черниговском городке, ставшем негласным символом зверств нацистов во Вторую мировую.
Корюковка была крупным населенным пунктом в Черниговской области. До революции это было достаточно богатое поселение, там работал завод знаменитого сахарного магната Бродского. В городке было несколько школ, больница, ресторан, железнодорожная станция. С осени 1941 года, когда городок находился под контролем оккупантов, в местных лесах организовалось партизанское движение, которое возглавил будущий дважды герой СССР Алексей Федоров. Местные жители поддерживали активную связь с партизанами, в том числе помогая им продуктами.
В феврале 1943 года в отместку за помощь партизанам, нацисты взяли около ста заложников из числа жителей городка, намереваясь их расстрелять. 97 захваченных женщин, детей и стариков ожидали казни. Узнав о взятии заложников, партизаны стали настаивать на их освобождении, тем более что у некоторых из них арестовали родственников. В городке размещался небольшой оккупационный гарнизон, чуть менее 100 человек. Преимущественно венгров.
Утром 27 февраля партизаны с трёх сторон вошли в город, атаковали гарнизон и уничтожили его. Согласно донесениям отряда в центральный штаб, в бою было уничтожено 78 венгерских и немецких солдат и ещё 9 взято в плен. Разгромив гарнизон, партизаны освободили заложников, забрали продовольствие, оружие и боеприпасы (2 пулемёта, более ста винтовок и 2500 патронов). После этого они взорвали железнодорожные эшелоны на станции, немецкие автомобили, склады и ушли в лес.
На следующий день в городок приехали гитлеровцы. Они оценили ущерб, посчитали число убитых, но никаких враждебных действий против местного населения не предпринимали. Однако уже 1 марта в Корюковку прибыл специально сформированный карательный отряд.
Основу карательного отряда составляли солдаты 105-й венгерской лёгкой дивизии, которых выделил генерал Золтан Алдя-Пап. По некоторым данным, присутствовали также отдельные члены печально известной зондеркоманды 4a, замеченной в Бабьем Яру. Некоторые источники также сообщают об участии в карательной акции сил украинской вспомогательной полиции.
Прибыв в Корюковку, нацисты объявили сбор местных жителей под предлогом проверки документов. Городок был окружен, местом сбора назначены помещение ресторана и колхозный двор. Как только накопилось достаточно большое число, нацисты начали расстреливать людей. Другая группа нацистов отправилась прочесывать Корюковку в поисках укрывшихся. Они врывались в дома, убивая всех, кого находили внутри. В отдельных случаях они не стреляли, а забивали жертв прикладами. Многие укрывались в погребах, но туда бросали гранаты. Несколько сотен человек укрылись в церкви, однако это их не спасло. Они были убиты вместе со священником.
Расправа продолжалась до вечера. На следующий день нацисты вернулись, чтобы расправиться с теми, кто успел убежать накануне. На этот раз они сжигали все дома, какие попадались на пути. К вечеру 2 марта Корюковка была практически стерта с лица земли. Из 1300 домов уцелело лишь несколько. Но и этого нацистам показалось мало. И через неделю они вновь нагрянули в городок, чтобы убить тех, кто сумел бежать в соседние деревни или лес, но позже вернулся на пепелище.
Точное число погибших до сих пор не установлено. Наиболее известная цифра — 6700 убитых. Для сравнения, в Хатыни, которая стала символом жестокости нацистов к местному населению, погибло 149 человек.
В Корюковке выжило не больше трех сотен. Случайно. Каждая история спасения — это настоящее чудо. Анна Нековальна, как и двое ее братьев были в колонне, которую гитлеровцы гнали для расстрела в ресторан. Она вспоминает: «Мама говорила: «Толя, Толечка, бежим». А он не послушал. Она меня дернула тихонько и мы вышли. Все понимали, что война, но никто не понимал, что убьют их здесь».
Анна с мамой успели убежать. Расстрелы и пожар переждали в погребе, который немцы почему-то не открыли. Братьев расстреляли. «Старший брат просил: «Дяденьки, не убивайте нас». Так мои два брата здесь погибли. Это святое для меня место«, — вспоминает Анна Нековальна.
Владимир Костюк с семьей побежал прятаться от расстрелов в церковь. Все верили, что там людей не тронут. У него, маленького мальчика, был здесь тайник. Он и сейчас его помнит. «Брат сказал — давай мы спрячемся за дверь, когда здесь будут расстреливать, тогда мы останемся живыми», — говорит Владимир Костюк. Он выжил просто чудом, хотя от того, что увидел, до сих пор плохо спит. Признается, что и сейчас вздрагивает, когда слышит немецкую речь.
Другой очевидец Евгений Рымарь вспоминает:»Моя маленькая дочь лежала у меня на груди, когда стреляли в нее проклятые палачи там, в ресторане. Где теперь братская могила, там стоял ресторан. Загоняли нас туда, как скот на бойню, и били из автоматов. Нину я на руках нес. А фашист попал мне в глаз. Я упал, а он по мне как застрочит. Здесь во мне все потемнело, и ничего я больше не помню. Трое моих детей были убиты. Даже закопать их не пришлось: и мертвых детей не увидел, сожгли их проклятые палачи. И не осталось от моих детей ничего. Даже могилки…«.
Корюковка сгорела дотла. Здесь поселились волки и вороны. Люди долго не решались вернуться в город мертвых.
После войны Корюковская трагедия долгое время находилась в тени Хатыни и Бабьего Яра, и о ней почти ничего не было известно широким кругам. Свидетелям трагедии, родным, близким и знакомым погибших, историкам и краеведам удалось установить поименно только 1893 жертвы. К сожалению, это только 28% всех убитых во время карательной акции. Судмедэксперты установили, что смерть была причинена «путем расстрела из автомата, расстрела из станкового пулемёта, физического насилия тупым оружием с раздроблением костей черепа и позвоночного столба в шейной области, сжиганием живых людей.
В настоящее время озвучены имена тех, кто совершал эти массовые убийства. Приказ на уничтожение Корюковки и ее жителейотдал начальник штаба 399-й главной полевой комендатуры в Конотопе Сумской области Бруно Франц. Венгерских солдат для участия в карательной акции выделил венгерский генерал Золтан Алдя-Пап. После войны Алдя-Пап был осуждён в Чернигове и приговорён к 25 годам лагерей. В 1955 году он был передан венгерской стороне и вскоре освобождён по состоянию здоровья. Умер в Голландии в 1987 году в возрасте 92 лет. Что касается Бруно Франца, то он фигурировал в одном из судебных процессов в послевоенной Германии, однако осуждён так и не был.
На Корюковку на государственном уровне украинские власти обратили внимание после визита посла Германии Дитмара Штюдеманна. В марте 2005 года, прибыв поклониться памяти погибших жителей городка, он, стоя с цветами перед сотнями участников траурного митинга, заявил: «Мы, немцы, хорошо осознаем сотворенное фашистами на вашей земле. То горе, те разрушения, которые они принесли, в конце концов «накрыли» и их самих. После гибели Корюковки погибла и фашистская Германия…«.
После этого, в 2012 году неподалеку Корюковки решили построить целый Мемориальный комплекс стоимостью 50 миллионов гривен. За 2 миллиона здесь достроили часовню, поставили два креста и перезахоронили более 200 погибших. На этом строительство Мемориального комплекса жертвам Корюковской трагедии остановили.
В школьных учебниках по истории Украины до сих пор нет ни одного предложения о Корюковской трагедии, которая является не только международным символом памяти жертв преступления против человечности. Она — небольшая верхушка символического айсберга уничтоженных и пострадавших населенных пунктов СССР.
Только в Черниговской области совместно с Корюковкой сожжено 63 населенных пунктов. 1377 – именно столько сел вместе с жителями на Украине сожгли гитлеровцы во вторую мировую войну, погибло более чем 50 тысяч человек – в основном детей, женщин и стариков. Всего же за период немецкой оккупации было уничтожено 3,9 миллиона мирных жителей!
Наталья Залевская специально для ИА «Новороссия»