Центральные банки больше не хотят кормить капитал капиталом
По словам генерального директора Deutsche Bank Джона Крайана, период сверхмягкой монетарной политики в США и Европе подходит к концу. Крайан сказал, что "приветствует" заявления со стороны ФРС и ЕЦБ о постепенном завершении стимулирующих мер, добавив, что "финансовые институты, центр
По словам генерального директора Deutsche Bank Джона Крайана, период сверхмягкой монетарной политики в США и Европе подходит к концу. Крайан сказал, что "приветствует" заявления со стороны ФРС и ЕЦБ о постепенном завершении стимулирующих мер, добавив, что "финансовые институты, центральные банки, управляющие валютными резервами, — теперь станут чистыми продавцами активов".
Проще говоря, правительства перестанут покупать обязательства компаний у их владельцев, предоставляя, таким образом, капиталистам новый капитал. Больше этого не будет. Вероятно, центральные банки будут продавать уже накопленные корпоративные обязательства, а это весьма значительные активы.
Например, Банк Японии входит в топ-10 крупнейших акционеров более чем 200 компаний, акции которых котировались на фондовой бирже Nikkei 225. Историку данная ситуация должна напомнить канун отмены крепостного права в России, когда по разным оценкам от половины до 2/3 всех помещичьих имений находились в залоге у правительства. Одно дело, когда вы уверены, что сможете еще и еще перезакладывать вашу собственность государственному банку, и она все равно останется вашей. Так было бы в случае продолжения прежней монетарной политики Запада. Но теперь банкиры говорят: "Нет. Вы не получите новых денег. А ваши компании мы продадим".
Почему? И, не менее важный вопрос: кому?
На мой взгляд, за этим решением элит, становящихся все более технократическими элитами, стоят следующие три соображения:
1. Крайне низкая эффективность использования капитала, уже предоставленного правительствами Запада существующей олигархии. (Наша политологическая традиция относит к "Западу" США, Канаду, Европу и Японию)
Например, вклад финансового сектора в ВВП США, рассчитанный по добавленной стоимости, вырос с 2,7% в 1950 г. до 6,9% в 2015 г., то есть, очень незначительно. Занятость в финансах также росла очень медленно: с 2,7% трудоспособного населения в 1950 г. до 5,4% в 2013 году. Зато размер совокупных активов финансового сектора, т. е., самого американского капитала, дает совершенно иную картину: в 1950 г. финансовые активы превосходили стоимость американской экономики (ВВП) на 40%, а в 2013 г. — в 4,8 раза! (Между тем, в 1950-х экономика США росла гораздо более быстрыми темпами, капитал работал эффективнее).
2. Готовится приход к власти новой олигархии: не промышленной (образца 1950-х), не финансовой (2000-е), а высокотехнологической (2030-е).
Эта олигархия воспитывается в трех компаниях, которые уже контролируют практически все важные решения, которые прежде находились во власти промышленников и банкиров: это IBM, Microsoft и Facebook. Но и они представляют лишь видимую вершину айсберга глобальной Технологии. Другими участниками игры выступают университетские сообщества США и Европы, затем, узкие группы создателей политического театра, так называемые кукловоды, чаще всего, происходящие из той же университетской среды, военные и разведывательные сообщества. Не последние роли в той же игре достались крупным издателям, властителям мод и стилей, создателям образов и новостей — архитекторам воспринимаемой реальности. По моим предположениям, эта будущая олигархия и станет бенефициаром сделки.
3. Правительства готовятся к исчезновению труда.
Как написал в 2016 г. Business Insider, 22% американских мужчин трудоспособного возраста ни дня не работали в течение 12 последних месяцев. В абсолютном выражении, это 20 миллионов человек. 7 миллионов из них никогда не пытались найти работу. Прогнозы ООН и международных консультантов вроде McKinsey допускают, что в период до 2035 года к этим людям присоединятся 40% всех работников в Канаде, 47% — в США, 50% в Японии, 25% в России и 2/3 в Китае.
Поставьте себя на место западного политика, которому через двадцать лет станет известно, что 23 % его избирателей остались без работы и средств к существованию (это максимальный уровень Великой Депрессии 1930-х гг.), и что в самое ближайшее время процент безработных подскочит до 40 или 50 %. Как вы думаете, этот политик поступит с частным капиталом, превышающим стоимость ВВП в 5 раз, если ему, как и нам, известно, что владельцы частного капитала не принимают решений и что капитал не эффективен?
Так вот Запад начинает готовиться к кризису 2030-50-х гг. уже сегодня.
Подробности в моей книге, изданной недавно в Германии на русском языке.
Источник: civil-disput.livejournal
Автор: Евгений Милютин
Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции