Богдан Безпалько: Лукашенко создает «исторический» миф для разделения русских и белорусов
Заявление Лукашенко о «не наших войнах», позаимствованное у белорусских национал-шовинистов, необходимо президенту для формирования «исторической» базы, которая полностью бы исключила возможное объединение Белоруссии и России в единое государство. Об этом в комментарии для ИА «Новороссия» заявил эк
Заявление Лукашенко о «не наших войнах», позаимствованное у белорусских национал-шовинистов, необходимо президенту для формирования «исторической» базы, которая полностью бы исключила возможное объединение Белоруссии и России в единое государство. Об этом в комментарии для ИА «Новороссия» заявил эксперт по Белоруссии и Украине, член Совета по межнациональным отношениям при президенте России Богдан Безпалько.
Напомним, накануне президент Белоруссии Александр Лукашенко в эксклюзивном интервью казахскому изданию «Хабар» заявил о том, что «Великая Отечественная война — не наша война». По его мнению, Белоруссия всегда страдала от войн, ведущихся Россией. «…Потом Первая мировая война. Дошли до того, что от Белоруссии осталась только узенькая полосочка — часть восточных губерний отошла России, а до Минска отошли к Польше по Рижскому договору. Потом Вторая мировая война, у нас — Великая Отечественная война. Полностью Белоруссию стерли с лица земли. Это не наши войны», — заявил он.
Добавим, что в Белоруссии из официальной историографии изъяли термин «Отечественная война 1812 года», который заменен на «война 1812 года». Помимо этого, в 2019 году исполнилось 100 лет со дня основания Белорусской ССР — первого белорусского официально признанного государственного образования. Но на официальном уровне в Белоруссии такая значимая дата фактически не отмечалась.
«Заявление Лукашенко в интервью агентству «Хабар» – это прямое отречение от нашего общерусского наследства и полный отказ от общей исторической памяти. С моей точки зрения, подобное нельзя расценивать иначе, как предательство по отношению к нашему общему прошлому, общей культуре, нашему языку, к нашей истории. Это предательство по отношению к России, которая оказывала помощь Белоруссии в течение длительного времени, и по отношению к Донбассу, к тем людям, которые сражаются сейчас за право быть русскими и частью России.
Конечно, Лукашенко делает подобные заявления не просто так. Он очень хочет понравиться нынешним лидерам Казахстана, которые проводят схожую политику, на которую, к сожалению, у нас мало обращают внимания. Мы все уже знаем, что в Белоруссии имеется негласный запрет на георгиевскую ленточку. Но мы мало знаем и слышим о том, что в Казахстане распространена аналогичная практика. Так, на одном из памятников, монументе Славы демонтировали изображение георгиевской ленты, а вместо нее раскрасили ленту в цвета национального флага Казахстана. Там точно также сейчас угнетают русских, переводят алфавит на латиницу, чтобы еще больше разделить наши народы и страны друг от друга.
Лукашенко все время пытается оказывать давление на российское руководство с тем, чтобы оно оказывало ему финансовую, материальную помощь и помогало держаться у власти. К сожалению, сейчас, при том, что такая помощь существенно сократилась, в России не обращают внимания на культурную и гуманитарную политику в отношении Белоруссии и белорусов.
Но мы не должны пускать такие процессы на самотек, у нас должна быть общерусская альтернатива, направленная на реальную интеграцию, на нашу общую историю, общее сознание, на наш язык, и это мы должны предложить белорусам и казахам. Потому что по всем признакам Белоруссия стремительно превращается в новый вариант Украины.
В принципе большинство стран постсоветского пространства превращаются в тот или иной вариант Украины. Поэтому нам нужна, прежде всего, политическая воля и четко сформулированные цели и задачи, нужна стратегия по отношению ко всему постсоветскому пространству и к Белоруссии, в частности.
На мой взгляд, сейчас этого нет, мы просто реагируем на то, что происходит в Белоруссии, в Казахстане, на Украине или где-нибудь еще», – пояснил эксперт.
По его словам, в настоящее время в Белоруссии формируются зловредные и лживые «исторические» мифы, подобные украинским.
«Раньше эти «исторические» мифы оправдывали особенностями белорусской истории, в частности тем, что их история такая старая, давняя, что не помешает нам чувствовать друг друга братьями.
Это касалось вначале раннего средневековья, выделения Полоцкого княжества, как особого княжества среди древнерусских княжеств. Это были симпатии к Речи Посполитой, к литвинской идентичности, в 19 веке это были симпатии к польским повстанцам, которые вдруг оказались белорусами. Это Костюшко, Данилько, Калиновский, которым, кстати, устанавливают памятные доски в Минске. Теперь взялись уже за историю 20 века, за Великую Отечественную войну. Если раньше мы не обращали внимания на то, что война 1812 года перестала в Белоруссии называться Отечественной, сейчас мы очень хорошо видим, что это привело к тому, что уже и Великая Отечественная война будет считаться абсолютно чужой для Белоруссии.
Лукашенко, конечно, человек очень экспрессивный и поэтому иногда говорит вещи, которые к истории никак не относятся. Например, что два самых пострадавших народа во время Великой Отечественной войны были белорусы и ленинградцы. Для историков то, что ленинградцы, по словам президента, являются особым народом, было большим открытием.
В целом же его цель понятна – сформировать «историческую» базу, которая бы полностью исключила возможное объединение наших стран в единое государство на основе единой исторической, языковой, культурной общности.
Тогда у жителей Белоруссии не будет возникать вопрос о том, почему они живут так бедно при Лукашенко, зачем им вообще такой президент, когда, имея столько общего, они могут объединиться с русским народом, и пользоваться теми благами, которыми пользуются граждане России. Ведь если будет общая страна, общие ресурсы, не будет препятствий пересечения границ и разного гражданства, будет больше рабочих мест и т.п.
Поэтому для того, чтобы обосновать свою власть в республике, а также обосновать ее отдельность, Лукашенко и придумал все эти «мифы» о «не наших войнах», вернее, позаимствовал их у белорусских национал-шовинистов», – подытожил эксперт.