Богдан Безпалько: Белоруссии придется сделать выбор – либо на Запад, либо на Восток
Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Минск был вынужден закрыть границу с Украиной из-за хлынувшего оттуда потока оружия. Также сообщается, что белорусский лидер должен одобрить документ, посвященный интеграции России и Белоруссии. Член Совета по межнациональным отношениям при презид
Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Минск был вынужден закрыть границу с Украиной из-за хлынувшего оттуда потока оружия. Также сообщается, что белорусский лидер должен одобрить документ, посвященный интеграции России и Белоруссии. Член Совета по межнациональным отношениям при президенте России Богдан Безпалько считает, что заявление о закрытии границы – всего лишь показательная, демонстративная мера в сторону России.
«Я думаю, что заявление о потоке оружия – это просто отговорка. На самом деле эта мера носит сугубо показательный, демонстративный характер: мол, посмотрите, каким союзником для России является Белоруссия, как мы боремся с Украиной. Но сразу возникает вопрос: у Александра Григорьевича мышление как у жирафа или как у нормального человека? Война на Украине началась в 2014-м году, склады оружия на Западной Украине были разграблены еще в 2013-м. Он жаловался на поток оружия еще в прошлом году, но только сейчас, в сентябре 2019-го, через 5 лет после начала войны решил закрыть границу. Так что во все эти слова я не верю абсолютно.
Более того, у Украины и Белоруссии были всегда прекрасные отношения – Лукашенко ладил и с Турчиновым, и с Порошенко, с нынешним президентом Зеленским тоже сложились хорошие отношения. Украина – это очень большой рынок сбыта для белорусских товаров, при этом Лукашенко пустил на свой рынок товары украинские. Белоруссия снабжала нефтепродуктами украинскую армию, и, полагаю, будет продолжать это делать, только уже под видом другой продукции, которая не попадает под российские санкции. Также недавно Лукашенко принимал Болтона, белорусские представители отправились в Варшаву, и в целом Белоруссия в лице руководства постоянно участвует в программах восточного партнерства. Например, сотрудники белорусского МИД участвовали в работе даже такого русофобского собрания, как Атлантический совет.
Поэтому я не верю словам Лукашенко. У него одна простая цель – максимально сохранить субсидиарную модель экономики со стороны России: нефть по внутренней цене, дешевый газ, поставки своих товаров в Россию, кредиты. Во всем остальном Лукашенко будет двигаться от России.
Он очень странно отметил, что Белоруссия закрывает границу с братской Украиной, и сравнил ее с Североатлантическим блоком. Но у Минска прекрасные отношения с Варшавой, а сейчас он пытается всячески интенсифицировать отношения с США. Так что если коротко и грубо, это заявление – не более чем треп.
Что касается новой информации о документах по интеграции, то пока говорить об этом рано, потому что содержание этих документов неизвестно. Нам только сказали, что содержатся около двух десятков дорожных карт, высказаны предложения о формировании единого энергорынка и тому подобное. Но все эти предложения наверняка чем-то обусловлены для Лукашенко в области политической или какой-то другой интеграции. В ином случае те люди, которые составляли данные дорожные карты, просто не компетентны. Ведь при таком положении Белоруссия сможет даже вступить в НАТО, но при этом будет сохранять единое экономическое пространство с Россией.
Возможно, это какой-то «хитрый план», но как видим, с Украиной он не сработал. Не сработает он и с другими государствами, которые тоже двигаются на Запад.
Сейчас в Белоруссии активно идет довольно грубый по форме процесс, который сами жители называют «полонизацией». Например, происходит перевод на латиницу, хотя белорусский язык пока что пользуется кириллицей. Полностью выдавливается русский язык: теперь встречаются надписи на непонятной латинице, либо на английском или даже китайском языках. Яркий пример – Белорусский вокзал, на котором надписи пока еще сохранены на кириллице, но названия улиц или станций метро уже на латинице.
Но это все следствие той гуманитарной политики, которую Белоруссия проводит уже давно. Эта политика направлена на выстраивание русофобской идентичности на основе преемственности к Великому Княжеству Литовскому, Речи Посполитой.
Героями считаются люди вроде Калиновского, Костюшко и Домейко – чистейшие поляки, люди, которые вешали православных священников и крестьян за то, что те отказывались поддержать восстановление Речи Посполитой. В целом это приведет к тому, что белорусы будет считать себя совершенно отдельным этносом, враждебным или чуждым по отношению ко всему русскому и общерусскому.
На сегодня фальсифицируется история, формируется государственная идеология, несмотря на формальный запрет в Конституции, происходит запрет общерусских акций, символики, например, неформально запрещается георгиевская ленточка. В некоторых городах была запрещена акция «Бессмертный полк», а в самом Минске ее сильно урезали. Такие процессы меня беспокоят гораздо больше, чем экономические.
Экономические споры можно как-то худо-бедно решить, но если из белорусов сформируют новых озлобленных против России восточноевропейцев, то есть из русских сделают русофобов как на Украине, то это будет очень плохо, потому что сознание определяет бытие.
Экономическая целесообразность не всегда определяет двусторонние отношения: Украина разорвала отношения с Россией, что спровоцировало в стране экономический коллапс, но Киев продолжает упорно идти по этому пути. Белоруссия же пытается получать максимальную выгоду от России и при этом двигаться на Запад. Но рано или поздно придется сделать весьма четкий выбор – либо на Запад, либо на Восток».