Битва за умы
7 декабря сразу в двух школах г. Ялты (в МБОУ «ЯСШК №1» и МБОУ «ЯСШ №10») состоялись весьма примечательные события, на которые не многие обратили внимание, — открытые уроки для старшеклассников, посвящённые I курултаю крымско-татарского народа, на которых в качестве почетн
7 декабря сразу в двух школах г. Ялты (в МБОУ «ЯСШК №1» и МБОУ «ЯСШ №10») состоялись весьма примечательные события, на которые не многие обратили внимание, — открытые уроки для старшеклассников, посвящённые I курултаю крымско-татарского народа, на которых в качестве почетного гостя присутствовал начальник отдела по межнациональным отношениям и обустройству репрессированных народов Крыма администрации города Ялта Энвер Аметов.
«Сегодняшние старшеклассники завтра будут управлять нашим государством, вершить историю своей страны, поэтому они должны знать все о тех событиях, которые происходили на их родной земле. Не зная своей истории, нельзя строить будущее», — заявил Энвер Аметов. Торжественную часть мероприятия открыла директор школы Валерия Мажугина. Она подметила необходимость и важность проведения таких уроков для старшеклассников.
«В истории любого народа есть определенные вехи, которые решают его судьбу. Сто лет назад, в 1917 году, решалась судьба крымско-татарского народа. Молодое поколение обязано не только знать уроки истории, но и делать важные выводы. Именно поэтому крайне важно проводить такие уроки истории», — уточнила директор школы.
Об основных целях и задачах I курултая крымско-татарского народа учащимся «Ялтинской средней школы — коллегиум №1» поведала учитель истории и обществознания Сильвия Мустафаева: «Сто лет назад в истории Крыма и его коренного народа — крымских татар — происходило событие, которое могло изменить вектор политического развития полуострова на многие годы.
26 ноября (9 декабря по новому стилю) 1917 года в Бахчисарае открылся I курултай крымско-татарского народа, на котором обсуждали вопросы государственного строя Крыма, взаимоотношения крымских татар с другими национальностями полуострова, проведение ключевых реформ». А теперь, поскольку директор школы Валерия Мажугина уверена, что об этом важно знать нашим ученикам, давайте поподробнее остановимся на том, что же такое происходило 100 лет назад, что вызвало восторги и вздохи сожаления об упущенных возможностях у некоторых наших чиновников и учителей.
В 2017 году в России отметили столетие двух революций. Каждая из них стала катализатором фундаментальных изменений в жизни российского общества. Например, февральская революция не только привела к смене режима правления, но и усилила сепаратистские течения в российских регионах, где определенные силы решили воспользоваться слабостью центральной власти, и отделиться. В некоторых местах это удалось, что привело к потере значительной части российских территорий, которые позднее (и далеко не все) пришлось собирать ценой огромных усилий.
Крым тоже не обошли сепаратистские веяния. Инициаторами данного процесса выступила радикально настроенная часть крымских татар, ориентированных на провозглашение самостоятельной республики под протекторатом европейских держав. После февральских событий 1917 года крымские татары создали партию «Милли фирка», а также организовали вооруженные отряды, с помощью которых попытались захватить власть на полуострове. Следует напомнить, что накануне революции в Крыму проживало 800 тыс. человек, в том числе 400 тыс. русских и 200 тыс. татар, а также 68 тыс. евреев и 40 тыс. немцев. Естественно при таких пропорциях разных групп населения из этой авантюры ничего не могло получиться, потому что не может меньшинство навязывать свою волю большинству, тем более, когда явно игнорируются интересы большинства.
16 декабря 1917 года в Севастополе был учрежден большевистский военно-революционный комитет, который взял власть в свои руки. 4 января 1918 года большевики взяли под контроль Феодосию, выбив оттуда крымско-татарские соединения, а 6 января — Керчь. В ночь с 8 на 9 января Красная гвардия вступила в Ялту. 14 января был взят Симферополь. 19 марта 1918 года в Крыму была провозглашена Советская социалистическая республика Тавриды. Один из лидеров татарских националистов Челебиджихан был арестован и расстрелян, другой — Сейдамет бежал в Турцию. Правда, после захвата Крыма немецкими войсками 12 мая 1918 на некоторое время вернулся.
Интересно, что если в ноябре 1917 он утверждал: «Мы против татаризации Крыма. Голос татар ещё не есть голос всего Крыма. Для этого необходимо учредительное собрание, в котором должны принять участие все народности, населяющие Крым» («Южные Ведомости», 1917, 18 ноября). То в мае 1918 он уже сторонник создания национального государства по типу Крымского ханства, и заявлял: «Интересы Германии не только не противоречат, а, быть может, даже совпадают с интересами самостоятельного Крыма» («Крым», 1918, 21 мая). Таким образом, опереточная КНР, как и её украинский аналог УНР (фактически представлявших явное меньшинство населения, в основном самих себя) просуществовали несколько месяцев до начала 1918 года.
В следующий раз интересы Германии с интересами татарских националистов «совпали» в годы Великой Отечественной войны. Генерал-лейтенант Эрих фон Манштейн в своих мемуарах писал: «Татары сразу же встали на нашу сторону. Они видели в нас своих освободителей от большевистского ига, тем более что мы уважали их религиозные обычаи. Ко мне прибыла татарская депутация, принёсшая фрукты и красивые ткани ручной работы для освободителя татар «Адольфа Эффенди»».
Обратим внимание на некоторые пожелания татарских националистов, высказанных немецким властям. Так, один из татарских лидеров Озенбашлы в ноябре 1942 года написал меморандум, где изложил программу сотрудничества между Германией и крымскими татарами, основные положения которой заключались в следующем: признание крымских татар коренным народом Крыма и народом-союзником Германии; признание прав крымских татар, заработанных пролитой ими кровью; свободное возвращение на родину всех крымских татар, находящихся в изгнании или оказавшихся за пределами Крыма по другой причине…
Стоит заметить, что почитаемый сегодня меджлисовцами, перезахороненный при Ющенко в Бахчисарае Эдиге Кырымал также известен тем, что, будучи председателем крымско-татарского национального центра, вместе с другими коллаборационистами принимал участие в так называемом заседании представителей порабощенных Россией народов, созванном 18 ноября 1944 года по инициативе Розенберга в Берлине. А 17 марта 1945 года Эдиге Кырымал и его комитет были признаны правительством третьего рейха «единственным представителем (политическим и дипломатическим) крымско-татарского народа».
Следующий шанс для реванша появился полвека спустя летом 1991 года, когда в очередной раз ослабла центральная власть, и СССР был близок к распаду. Тогда и состоялся одиозный II курултай, на котором был заявлен курс на построение в Крыму крымско-татарского национального государства. Стоит сказать, что Верховный Совет Крымской АССР, получив от представителей крымских татар принятые на курултае материалы, направил их для изучения Министерству Юстиции СССР, Всесоюзному научно-исследовательскому институту советского государственного строительства и законодательства и Комитету конституционного надзора. И было дано заключение о несоответствии историческим фактам и неправомерности с юридической точки зрения основных положений и решений, принятых II курултаем.
Также на II курултае был создан высший полномочный представительный орган крымско-татарского народа — меджлис (запрещённая в настоящее время в РФ организация). Чем она прославилась, хорошо знает каждый взрослый крымчанин. За два десятка лет эта ОПГ много «наследила» в Крыму, чего только стоят случившиеся в 1995 году погромы и нападение на УВД Феодосии с захватом в заложники полковника милиции, которого облили бензином, и прикрывались им, как щитом. Тогда без жертв не обошлось. Затем было вооруженное нападение на бар «Коттон», противостояние на плато Ай-Петри, столкновения вокруг Свято-Успенского монастыря, противодействие установке поклонного креста в Феодосии, травля кировского краеведа Владимира Ширшова, осмелившегося осветить в своей книге ряд неприглядных исторических фактов…
Но, конечно, всем более памятны организованные меджлисовскими боевиками беспорядки под стенами Верховного Совета 26.02.2014 г., в результате которых тоже погибли и пострадали люди. Кстати, эти события 2014 года стали возможными благодаря опять-таки ослаблению (в результате госпереворота) центральной власти в Киеве, и меджлисовцы рассчитывали на серьёзные подвижки в достижении своей главной цели. Но просчитались… Все годы своего существования меджлис фактически являлся боевым крылом татарских националистов в Крыму, а одновременно своеобразной «дубинкой» в руках киевского режима в его борьбе с инакомыслием и, особенно, с русским фактором на полуострове. Не брезговали пользоваться этим ресурсом для решения определенных стратегических задач и некоторые наши заморские и заокеанские «партнёры».
Казалось бы, переход Крыма под юрисдикцию России, указ Президента РФ «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития», запрет меджлиса, и в тоже время непонятое многими помилования президентом двух одиозных меджлисовцев окончательно решат все проблемы, но нет. Видимо те, кто делал ставку на реванш в 2014 году, не смирились со своим поражением. В частности, это касается Ленура Ислямова, которому в своё время в 2014 году даже удалось на два месяца стать заместителем председателя (вице-премьером) совета министров Республики Крым.
Однако меджилисовцу трудно совладать со своим нутром, что в конечном итоге вылилось в его отставку, отъезд на Украину и активное его участие в блокаде Крыма, от которой пострадали все крымчане, в том числе и соплеменники Ислямова. Но не только тайные и явные меджлисовцы стараются помешать нормальному развитию российского полуострова, в Крыму периодически задерживают членов запрещённой в России террористической группировки Хизб ут-Тахрир в основном в Бахчисарайском районе. Исходя из этих фактов, можно сделать вывод, что далеко не все хотят спокойно работать на благо Российского Крыма. В связи с чем, следует с огромной осторожностью относиться к инициативам некоторых активистов, которые в своей работе в различных аудиториях практикуют меджлисовскую риторику, в том числе и в крымских школах.
Например, учитель истории, использовавший в своей речи фразу про «коренной народ» Крыма, наверняка не просто так это сделал? Тогда на основании каких документов и с какой целью это было сделано? Пока что только в заявлении националистической ВРУ от 20.03.2014 (т.е. сразу после возвращения Крыма в состав России) прозвучали слова: «Украина гарантирует сохранение и развитие этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности крымско-татарского народа как коренного народа и всех национальных меньшинств Украины». Кроме того, Верховная Рада поручила Кабинету министров срочно разработать проекты законов, нормативно-правовые акты, которые определяют и закрепляют статус крымско-татарского народа как коренного народа Украины.
Естественно, никаких юридических последствий для Крыма это заявление не имеет, потому что Крым — это не Украина. Что же касается вопроса, кто может претендовать на статус «коренного народа» в Крыму, то общеизвестно, что татары появились на полуострове только в ХIII веке. Задолго до их появления в Крыму существовали поселения древних русичей, в Х-ХI земли восточного Крыма (в том числе Корчев (Керчь) и Сурож (Судак)) входили в состав русского княжества Тмутаракань. Памятник византийской литературы «Житие святого Стефана Сурожского» описывает взятие Сурожа в конце VIII или начале IX века руссами. Известен также Тмутараканский камень, на котором князь Глеб Святославич, прибывший княжить в Тмутараканское княжество, в 1068 году отметил результаты замера расстояния по льду через Керченский пролив между двумя важнейшими городами княжества, контролировавшими торговый путь через Керченский пролив — Тмутараканью (современная Тамань) и Корчевым. Ну и конечно очень важным является крещение в Х веке князя Владимира в купели Херсонеса. Отсюда православие распространилось на всю Русь. Но ещё более древним народом, проживавшим в Крыму в VII веке д.н.э., являются крымские греки (известны древнегреческие города Патикапей, Феодосия, Керкинитида, Херсонес).
Но, по-видимому, это ничуть не смущает пропагандистов. Начиная с меморандума Озенбашлы, продолжая документами II курултая, и заканчивая риторикой сегодняшних спикеров, постоянно муссируются одни и те же формулировки. В связи с этим, становится понятными нотки сожаления в словах учителя истории ЯСШК №1 по поводу несостоявшегося век назад отделения Крыма от России. Но почему начальник отдела по межнациональным отношениям и обустройству репрессированных народов Крыма администрации города Ялта решил, что ялтинские школьники должны проникнуться чувствами, сходными с переживаниями учителя истории? Почему начальника отдела по межнациональным отношениям не взволновала, к примеру, тема Клятвы Херсонесцев, высеченной в мраморе 23 века назад?
Почему не заинтересовало, правильно ли измерил русский князь Глеб Святославич расстояние между своими городами Тмутараканью и Корчевым и высек это на камне в 1068 году? Почему не интересна тема влияния крещения равноапостольного князя Владимира в купели Херсонеса на всё последующее развитии Руси и современной России? Однако, вопросы эти риторические. Тем не менее, считаю, что как раз благодаря тому факту, что сто лет назад наш полуостров остался частью России, сегодняшние ялтинские ученики и могут мирно жить и учиться в процветающем Крыму.
Складывается впечатление, что вместо налаживания нормальной работы между общинами, поиска тем, объединяющих всех крымчан, некоторые чиновники используют свой пост для популяризации собственных идей и взглядов. Неужели кто-то всерьёз рассчитывает, что крымские школьники, доверившись откровенной пропаганде, не разберутся в ситуации и, подобно мальчику Коле из Уренгоя, начнут каяться и посыпать голову пеплом за чьи-то несбывшиеся мечты? В тоже время, напрашивается вывод, что до тех пор, пока не будут отменены полномочными представителями крымско-татарской общины решения II курултая (которые действуют до сих пор), пока не будет высказано осуждение со стороны своих соплеменников в адрес татарских коллаборационистов, служивших в СД или работавших на врага в мусульманских комитетах, до тех пор будет существовать угроза, что не случившееся век назад кто-то опять попытается воплотить в реальность.
А о том, что такие намерения существуют, лично у меня сомнений нет, об этом свидетельствует плохо скрываемое желание некоторых политиков любым способом изменить пропорции крымского населения в удобную для себя сторону за счёт мигрантов из среднеазиатских республик и некоторых других стран. Также, наверняка кто-то захочет продолжить эксплуатацию разработанной для разрушения СССР концепции «порабощённых народов»: украинцев будут подпитывать теорией «голодомора», а крымских татар — темой депортации, причём без всяких пояснений, с чего это вдруг вождь народов решил в военное время заняться переселением собственного населения из одного только что освобождённого от нацистов региона в другие, не познавшие ужасов оккупации.
P.S. На днях пришло печальное известие о том, что 9 декабря 2017 года ушла из жизни прославленная участница обороны Севастополя, кавалер ордена Отечественной войны II степени, ордена Богдана Хмельницкого, награждённая медалями «За отвагу» и «За оборону Севастополя» Хатидже Ислямовна Ислямова [13]. У меня нет никаких сомнений, что эта славная женщина, воевавшая за свою Родину в составе Красной Армии, ни минуты не сожалела о том, что произошло (или не произошло) 100 лет назад.
Николай Орлов
Источник: russmir.info
Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции