Битва за суверенитет или за домик с кабанчиком: За что воюют легионы империи

  • Битва за суверенитет или за домик с кабанчиком: За что воюют легионы империи
    Фото: globallookpress.com/Komsomolskaya Pravda
Автор: Станислав Смагин

Пропагандисты - часть системы, вынужденная колебаться вместе с "линией партии". А линия эта сейчас колеблется между "войной за независимость от коллективного Запада" и настойчивым желанием вернуться к Стамбульским соглашениям по минимальным ставкам. То ли повышать патриотический накал, то ли снижать. Власть еще не решила. Не знают и пропагандисты. Но молчать им не положено, поэтому на всякий случай озвучивают обе идеи, иногда одновременно.

Сергей Мардан, за несколько лет превратившийся как-то из производителя многочисленных не очень содержательных аккаунтов на Фейсбуке практически в одного из ведущих умов и ораторов современности, написал текст о том, что русские все больше считают свою страну великой державой. Вывод Мардан сделал такой:

"Все, кто вопил про необходимость срочной и всеобщей мобилизации, к слову, выглядят глуповато. Стратегия Кремля на "нормализацию" оказалась стопроцентно верной. Империя не должна впадать в истерику по поводу каждой войны. Это вообще какая-то отрыжка советского официального пацифизма. Наши доблестные легионы всегда где-то побеждают каких-то очередных варваров, карают мятежников и замиряют воинственные пограничные племена. Это не повод все время ходить в берцах, отоваривать карточки и слушать фуги".

Фото: globallookpress.com/Alexey Belkin

Действительно, Кавказская война Российской империи, сильно повлияв на культуру и породив определенные общественные тенденции, ни всеобщей военной, ни общественной мобилизации не потребовала. В сословном государстве при отсутствии полноценной нации в современном смысле слова такая мобилизация нужна была лишь при вызовах уровня 1812 года. Тем более её не было и во время наших среднеазиатских походов. Но вот оба польских восстания сильнейшим образом всколыхнули общество и способствовали патриотическому подъему в большинстве слоев общества. Именно тогда, пожалуй, окончательно оформился как патриотический литератор Пушкин, написавший до сих пор актуальное "Клеветникам России".

Во время афганской войны советское руководство сознательно ограждало общество практически от любой информации с мест событий. Тем болезненнее была информация, все-таки просачивавшаяся, с началом "перестройки" и "гласности" хлынувшая рекой и ставшая одним из слагаемых всеобщего раздрая. Но уже Вторая Чеченская - первая требует разбора слишком многих "но" - вызвала, пусть и на короткий период, ту самую общественную мобилизацию, совпав с запросом на преодоление упадка и хаоса в других сферах жизни.

Это был один из последних отзвуков еще советского коллективизма и массовой активности. Страну, и без того погружавшуюся в индивидуализм и состояние атомизации, власти сознательно демобилизовали еще больше, разрушая основы любой активности и массовости - как оппозиционной любого толка, так и нерегулируемой провластной.

Что касается СВО, можно ли считать "где-то далеко идущей кампанией против каких-то очередных варваров и воинственных пограничных племен" ситуацию, когда одни только наземные боевые действия идут на территории четырех российских регионов, столицы двух из которых под контролем врага, а одна из них попала туда, уже будучи в составе России. А с учетом периодических прорывов в Белгородскую, Курскую и Брянскую области речь уже о семи регионах. Да и даже без сухопутных боев разве одних обстрелов не хватает для понимания Белгородчины как фронтового региона?

Точно ли это "далекая война", в результате которой каждый день гибнут несколько мирных жителей, включая детей? Только за последние пару дней три ребенка погибли в Брянской и Курской областях. При этом регулярно, примерно раз в месяц, случается гибель от обстрелов сразу нескольких десятков мирных жителей, как в Белгороде и донецком районе Текстильщик. А бойня в "Крокус Сити Холле", где украинский след и очевиден, и неустанно подчеркивается нашими силовиками-правоохранителями?

Фото: globallookpress.com/Petrov Sergey

Точно ли дело обстоит так, как описывает Мардан, если за два года и два месяца наши фронтовые потери уже очень сильно отличаются от потерь за девять лет Афгана, и это секрет лишь для желающих видеть в этом секрет? Если украинские беспилотники орудуют уже на расстоянии более двух тысяч километров от формальной линии фронта, и вместе с разными предприятиями и транспортными узлами страдают не только их работники, но и случайные мирные жители? Предприятиям уже настоятельно рекомендуют самостоятельно обеспечить противовоздушную оборону, а в Белгородской области, одной из житниц России, то же самое рекомендовано аграриям. По сути дела, речь именно о мобилизации, пусть и дико выглядящей, в духе "спасение утопающих - дело рук самих утопающих".

Точно ли все происходит "где-то вдалеке", если многомиллионная миграция из южных республик бывшего СССР, и без того являвшаяся огромной угрозой для нашего государства и общества, уже стала объектом активной работы украинских спецслужб и их зарубежных кураторов более высокого ранга? "Крокус" - начало, но явно не конец.

Если все "где-то" и "против кого-то", почему самые высокие лица с самых высоких трибун говорят о СВО как о битве за наш суверенитет, целостность и само выживание? Почему огромная часть нашего общества в диапазоне от школьников до пенсионеров не считает СВО чем-то далеким, собирая фронту помощь в миллиарды рублей деньгами и вообще всем, от носков до прицелов, тепловизоров и тех же беспилотников?

Мардан радуется, что "воюют полмиллиона контрактников", забывая, а скорее сознательно умалчивая, что минимум четверть действующей армии - это мобилизованные осенью 2022-го, лишь часть из которых затем ещё и подписали контракты со своими воинскими частями. Да-да, забывшим или пытающимся забыть напомню, что у нас уже была военная мобилизация, пусть и частичная.

Фото: globallookpress.com/Komsomolskaya Pravda

Мардан умиляется железнодорожному сообщению между Крымом и "материком" через "новые территории", работы по наладке которого сейчас активно ведутся. Как и вообще сухопутная связность полуострова с большой землей, это огромное достижение, ради одного которого (есть и много других!) стоило еще десять лет назад присоединять Новороссию с куда меньшими издержками и потерями. Но Мардан вновь забывает или умалчивает, что при нынешнем положении эту железную дорогу нужно будет оберегать с тщательностью и бережностью, с какой больного гемофилией оберегают от любого ушиба и царапины. Про пассажирско-туристический поток и говорить нечего, если только не обеспечить каждый поезд или участок дороги ПВО и антидроновой командой.

Когда я с четвертого раза в конце декабря попал в отпуск, у меня было смешанное отношение к спокойной и местами праздной жизни предновогоднего Ростова - города, близкого к фронту, а в июне еще и оказавшегося в эпицентре вагнеровского "марша справедливости". В итоге я сам для себя решил, что за это спокойствие мы на фронте свое дело и делаем. Но уже даже за прошедшие несколько месяцев многое изменилось. Да и тогда за мирным спокойствием людской толпы и массы скрывалось горячее внимание, сочувствие и желание хоть как-то помочь через меня ребятам на фронте или хотя бы подбодрить добрым словом десятков конкретных людей разной степени близости и знакомства.

Помню, меня задел случайно услышанный ответ одного знакомого в ответ на фразу о том, что обстреляли Белгород: "Я политические новости не читаю". Но он тогда не знал масштабов этой "политической новости", да я и сам узнал лишь через пару часов. 

Пропагандисты - такая же часть и продукт системы, как раскормленная богема, и вынуждены колебаться вместе с "линией партии", исполняя стриптиз, востребованный в данный момент, каким бы он ни был отталкивающим. А линия эта колеблется между "битвой за суверенитет" и настойчивым желанием вернуться к постыдным Стамбульским соглашениям, что, конечно, требует снижения патриотического накала.

Мардан еще несколько лет назад изложил примерно сегодняшние идеи в статье "Домик с кабанчиком как национальная идея": "Условный соотечественник страдать не хочет и, сыто отрыгивая, отвечает:

"Идите вы к черту с этой вашей прекрасной Россией будущего!"

Фото: globallookpress.com/Alexey Belkin

Герой нашего времени – это не Глеб Жеглов, неприкаянный капитан, бессребреник с углом в общежитии. Наш герой – это старший лейтенант Соловьев с его "домиком в Жаворонках, с коровой и кабанчиком", который сначала думает о том, что ему своих детишек поднять надо, а уже потом лезть под пули бандитские". 

Совершенно ничего плохого и зазорного в сытом спокойствии и бытовой устроенности нет. У нас и президент как-то назвал достаток и комфорт национальной идеей, Мардан как попал в такт этой нехитрой мысли, так и зафиксировался. Но в текущей обстановке чересчур активно продвигается мысль, что домик с кабанчиком куда важнее судьбы товарищей под пулями где-то на очень далеких и не касающихся тебя окраинах. И вообще они не товарищи тебе, а контрактники.

Но мысль эта чревата. Тем, что с весьма немалой долей вероятности сам окажешься под пулями в своем домике в роли жертвенного кабанчика.

 

Станислав Смагин, политолог, публицист, военнослужащий батальона имени Ильи Муромца

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Спецоперация превращается в КТО: "Цирконами" били по штаб-квартире организаторов теракта в "Крокусе"

Исламский след теракта в "Крокусе" вывел на самих себя. Спецслужбы США провели секретную эвакуацию пособника Зеленского из Сирии

И всё же украинский след. Спецслужбы добрались до террористов "Крокуса": удалось взять боевиков "живьём"

Подписывайтесь на канал "Новороссия" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Новости партнеров