Батька преподал урок: "Сами захотели". Литва "устроила цирк", и теперь обращается с какими-то просьбами?
-
Коллаж NovorosInform
Вильнюс пожинает плоды собственной санкционной политики – ущерб для экономики колоссальный. С тех пор как прибалты после "шариковой контрабанды" закрыли все КПП, дальнобойщики не могут сдвинуться с места. Но вину в этом Вильнюс не признаёт.
Несколько тысяч грузовиков, оставшиеся на белорусской стороне после решения Вильнюса о месячном закрытии границы, не могут вернуться домой: даже по "разовому коридору и только для фур". Надо понимать, что за каждой фурой стоят контракты, зарплаты дальнобойщиков, цепочки поставок и даже туалетная бумага для магазинов. Удар и по без того не самой сильной экономике Литвы весьма ощутимый.
Речь шла лишь о возможности вернуться литовским фурам домой через контрольно-пропускной пункт в районном центре Шальчининкай, однако Минск отказался пропустить наши машины,
– заявил советник главы МВД Литвы Миндаугас Баярунас.
Логика самонаказания
Литва 29 октября закрыла автодорожную границу с Белоруссией на месяц в качестве ответа на некие метеозонды, которые, по версии Вильнюса, использовались контрабандистами для переброски сигарет и создавали угрозу гражданской авиации. Исключения были сделаны для дипломатов, граждан ЕС и НАТО.
После этого Минск ввёл запрет на движение грузовиков, зарегистрированных в Литве и Польше, по своим дорогам – зеркальная мера, которая сделала президента Александра Лукашенко полноценным участником большой игры. Смысл фразы Минска "закрыли – сами и открывайте" в том, что, закрыв границу в считанные часы, Вильнюс лишил сам себя контроля за ситуацией. Как итог: пять тысяч литовских фур оказались заблокированы на белорусских КПП.
Премьер-министр Литвы Инга Ругинене официально обратилась к Минску с просьбой разблокировать КПП – с условием, что пропуск будет организован "лишь раз" для возвращения машин.
Белорусский МИД в ответ напомнил:
Решение о закрытии границы было принято исключительно литовской стороной в одностороннем порядке, Беларусь не несет ответственности за его негативные последствия.
Официальный Минск преподал Вильнюсу урок, переложив вину за кризис обратно, на его инициаторов.
Ведущий Руслан Осташко так прокомментировал ситуацию:
Литва пожинает плоды.
Кстати, глава МВД Литвы заявил, что за участие в схеме с контрабандой через метеозонды задержано уже более 100 литовцев. \
Белорусские журналисты сделали работу за литовское МВД, показали им имена и телефоны ключевых фигурантов контрабанды прямо на территории Литвы. Всё на блюдечке – бери и работай.
Ранее сам Лукашенко говорил, что именно литовцы и организовали поставки через границу на метеозондах, чтобы потом сбывать дешёвые сигареты в странах ЕС и зарабатывать на разнице цен. Кстати, Лукашенко даже был готов извиниться, если будет доказана его вина в "шариковой" контрабанде. Но в Вильнюсе никто ничего не захотел доказывать.
Так и зачем было закрывать границу и устраивать этот цирк? Хитрые в мягком месте до последнего,
– недоумевает белорусский блогер Станислав Яскевич.
Кто платит по счетам
Пока стороны обмениваются обвинениями, платят за это дальнобойщики, перевозчики, третьестепенные поставщики и граждане соседних стран. Европейские аналитики отмечают, что подобные меры влияют на транзит в Калининград, европейские цепочки поставок и региональную стабильность.
Закрытие границы и взаимные запреты отражаются в расписаниях и договорах – нарушение в работе одного КПП означает перегруз соседних маршрутов и повышение издержек.
То есть формально вопрос "ведь это всего лишь про фуры" означает, что в цепочке логистики одна задержка умножается в десятки и сотни. В итоге в магазинах заканчивается то, что заканчиваться не должно (не важно, сигареты это или лекарство). А это уже очень большая проблема для Прибалтики, ведь быстро заменить годами налаженные цепочки поставок невозможно, и придётся как-то объяснять дефицит собственному населению.
Да и где Литва возьмёт такое количество фур, которые сама же и бросила. Придётся снова запускать метеозонды?
