Артем Фесенко: В условиях карантина луганские художники смогли сконцентрироваться на творчестве
Союз художников – одна из самых ярких творческих организаций ЛНР, зарекомендовавшая себя как масштабными культурными проектами, так и желанием творить, созидать и реализовывать свои творческие замыслы в трудных условиях военного времени и становления Республики. Председатель Союза художников ЛНР Арт
Союз художников – одна из самых ярких творческих организаций ЛНР, зарекомендовавшая себя как масштабными культурными проектами, так и желанием творить, созидать и реализовывать свои творческие замыслы в трудных условиях военного времени и становления Республики. Председатель Союза художников ЛНР Артем Фесенко рассказал ИА «Новороссия» о творческих планах и о том, чем живут луганские мастера сегодня, в условиях карантинных ограничений.
ИА «Новороссия»: Последние три месяца практически весь мир жил в условиях карантина. Не миновала сия чаша и Донбасс. Расскажите, как работалось в новых условиях луганским художникам и скульпторам. Наверное, пришлось скорректировать планы?
Артем Фесенко: Да, к сожалению, в связи с карантинными мерами у нас сорвался ряд выставок и творческих проектов. Но в целом режим работы наших художников больших изменений не претерпел, поскольку работа художника, она камерная, её, как правило, не видит большое количество людей. Это работа в мастерской у мольберта, либо у скульптурного станка и т.д. То есть художник в творческие моменты творения остается наедине с картиной. Поэтому в какой-то степени этот коронавирус стал даже благодатным временем, поскольку практически все наши художники смогли сфокусироваться на своем творчестве и как следует поработать, временно отказавшись от параллельных забот и занятий.
Конечно, мы очень бережно отнеслись к нашим возрастным художникам, как и они отнеслись со всей ответственностью к происходящему и старались не принимать участие в массовых проектах, встречах и так далее. Но все хорошо, что хорошо заканчивается.
ИА «Новороссия»: Думаете, все уже закончилось?
А.Ф.: Вы знаете, как относиться к этому карантину я, например, не могу понять. Потому что с одной стороны, слава Богу, ни я, ни мои близкие с этим не столкнулись. Наверное, по этой причине я очень скептически отношусь ко всем этим настолько строгим мерам. С другой стороны, как показывает, например, история в Дагестане, все может быть серьезней, чем мы думаем. Наверняка какой-то вирус есть, но вопрос в той ли он степени опасен, как говорится с экранов телевидения. Настолько ли он опасен. Очень мне понравилась фраза известного нашего спортсмена Александра Шлеменко, который отметил, что в условиях пандемии алкомаркеты открыты, а спортзалы и библиотеки закрылись. Что-то есть в этом интересное есть. Тем не менее, эти события как раз заставили задуматься о состоянии здоровья, наряду с творчеством многие начали активно заниматься спортом. Благо, у нас не было таких жестких запретительных мер – по паркам никто особо людей не гонял.
ИА «Новороссия»: Несмотря на карантин, в Луганске появилась очередная скульптура от Союз художников. Расскажите о ней подробнее.
А.Ф.: Да, благодаря первому заместителю министра культуры Александру Николаевичу Корниенко и руководству МВД ЛНР удалось осуществить и закончить в намеченные сроки этот проект. Мы создали памятник в честь пятилетия вручения боевого знамени МВД ЛНР. Скульптура была установлена на аллее у фасада здания Министерства.
Вдвойне приятно, что эту скульптуру создал наш молодой скульптор Александр Елизаров. Это воспитанник нашей луганской школы, сейчас он является преподавателем Луганской академии культуры и искусств имени Матусовского. Человек небезразличен к тому, что происходит на нашей земле, с активной гражданской позицией. На мой взгляд он, сделал хорошую профессиональную вещь.ИА «Новороссия»: То есть можно сказать, что это как раз пример работы нового поколения Союза художников ЛНР?
А.Ф.: Да, это как раз новое поколение луганских художников. Таким образом, мы показываем, что Союз жив, на нашей земле появляются новые мастера – и художники, и скульпторы, продолжаются традиции наших заслуженных художников, и у искусства Донбасса безусловно есть будущее.
ИА «Новороссия»: В этом году традиционный календарь Союза посвящен Дню Победы, но он пока так и не был официально презентован?
А.Ф.: Да, мы выпустили календарь, посвященный 75-летию Великой Победы. Но, опять-таки, коронавирус перечеркнул нам планы. Этот календарь мы хотели презентовать на открытии выставки, посвященной 75-летию Победы. Но ничего не поделаешь, преподнесем его в дар людям немного позже.
В календарь вошли работы художников-участников и ветеранов Великой Отечественной войны. И именно в память о них, в память о Победе мы выпустили этот календарь. Конечно, хотелось бы, чтобы это была книга с историей каждого из наших художников-фронтовиков, но нехватка средств, нехватка человеческого ресурса не позволили нам выпустить такой интересный фолиант. Но то, что выпустили календарь, это тоже хорошо. Довольно интересное издание, причем издание традиционное ежегодное. Союз художников уже в пятый раз выпускает календарь. Каждый год у нас есть конкретная тема – то молодые художники представлены, то наши мэтры, военная тема или пейзаж. Будем продолжать в том же духе.
Очень интересны истории всех художников-фронтовиков. Человек-созидатель, и вдруг на его пути выпадает война. И каждый из мастеров переживает ее по-своему, проходит ее по-разному со своей трагедией, со своими подвигами, как каждый человек того времени. И я с огромным любопытством вчитывался в личные дела художников, узнавал, как и к каким наградам они были представлены. Или же узнавал у их родственников какие-то истории художников той эпохи, от которых иногда просто мурашки по коже…
Кто-то попадал в концлагеря, кто-то сражался с начала войны и дошел до Берлина, кто-то был ранен. Кто-то был связистом, кто-то артиллеристом, разведчиком, танкистом… Я думаю, что если бы эти художники сейчас были бы живы, то мы бы давно победным шествием прошлись бы и по Киеву.
ИА «Новороссия»: Получается, фронтовики как раз были основоположниками Союза художников на Луганщине?
А.Ф.: Да, это были абсолютно бесстрашные люди, абсолютно преданные своему делу. Вот эти люди и способны были вопреки системе, вопреки всему создать эти мастерские, создать инфраструктуру, музей, оставить прекрасные полотна. Я просто поражаюсь, какая титаническая работа была проведена в период со времени основания Союза художников в 1957 году и до распада Советского Союза. Это были большие подвижники! А как показывает и наша новейшая история, все в этом мире держится на подвижниках. И сегодня у нас много таких людей, и не только в нашей профессии.
Например, я только недавно узнал, что в нашем Молодогвардейске есть замечательный детский духовой оркестр, который известен на всем постсоветском пространстве. Один человек в маленьком городе создал духовой оркестр, который и сегодня известен на весь Советский Союз. При этом у нас в ЛНР о нем практически не знают. Вот об этих людях нужно говорить в новостях, газетах и т.д.
Или же наши врачи. Фамилию называть не буду, так как не спрашивал разрешения, но совсем недавно у нас известный глазной врач сделал бесплатно дорогостоящие операции людям, которые в них нуждались. Вот на таких людях и держится все наше ЛНР-царство-государство, понимаете? И пока есть такие люди, остается надежда на то, что мы сможем все перебороть, сдвинуть ситуацию с мертвой точки.
Когда мы восстанавливали фонтан или библиотеку им. Горького, когда восстанавливали скульптурную композицию на территории детской больницы, мы на 90% делали это бесплатно. Посыл был всегда один – давайте браться, делать, сдвигать с мертвой точки. Работать на благо себя, своего города и своих потомков, чтобы не было стыдно перед ними. Поскольку жизнь очень скоротечна. Чтобы не получилось так, что в 70-80 лет мы кусали локти, что что-то не сделали, что должны были сделать.
ИА «Новороссия»: Знаю, что перед карантином у вас намечались международные проекты, что с ними теперь?А.Ф.: Да, к сожалению, не совсем вовремя пришел этот вирус. Буквально за неделю до карантина нас пригласили для участия в выставки в Сербию. Так что эти злополучные события не дали нам возможности еще в одной стране получить признание широких масс. Но ничего, думаю, что еще съездим. Самое главное, чтобы были здоровы мы, наши близкие.
А вообще, наша работа направлена прежде всего на соотечественников. Здесь, в Луганске, наверное, наши работы наиболее будут понятны всегда, потому что здесь мы формировались, росли, и соответственно наши смыслы, наш язык будут наиболее понятны луганчанам. Но пригласят еще в Сербию – поедем. Потом, может, их сюда привезем. Москвичи уже приезжали, будем расширять горизонты.
Так и сделаем постепенно Луганск центром живописи непризнанных республик. Хотя бы непризнанных. Вряд ли мы сможем в ближайшее время дойти до уровня Барселоны или Нью-Йорка с их аукционами и галереями, но сделать Луганск центром живописи непризнанных республик мы можем уже сейчас.
ИА «Новороссия»: Сегодня трудно что-то планировать, тем не менее, расскажите о ближайших творческих планах.
А.Ф.: План сегодня у нас один – жить. Жить, всей грудью вдыхая воздух, наслаждаться пением птиц, природой и делать свое дело. Вот такие планы. Я бы вообще ничего не говорил о художниках, если бы в этом не было большой надобности. Наши художники очень скромные люди. Это ведь камерная профессия. Художник доволен уже тем, что он просто создает полотна.
И работа продолжается. У нас, художников, часто играет важную роль случай, играет роль настроение, внезапное вдохновение. Вот вдохнул ты как липа цветет, воспринял всю эту красоту утра, и ты начинаешь переворачивать этот мир, что-то привносить новое, замечательное. К вечеру ты можешь несколько раз разочарован, можешь впадать в депрессии, но утром снова с этим глотком свежего воздуха, с этой красотой восхода солнца ты можешь перерождаться и идти на новые творческие подвиги.
Тут, я думаю, каждый человек в ЛНР меня поймет. Да, сложно, неизвестно, что будет завтра, неизвестно как мы все это преодолеем, где найдем средства. Но мы обязательно верим в лучшее и дальше продолжаем наш путь, наш вектор. А люди наши особенные. Если сказал «а», ты его не сдвинешь никуда. Будет стену эту пробивать, пока не добьется своего. И у нас таких примеров было много, да и сейчас хватает. Есть такая мексиканская поговорка: Они думали, что нас похоронили, а мы оказались семенами и снова проросли. Вот так и живем. Нас к вечеру хоронят, а утром мы заново прорастаем.
Беседовал Тихон Гончаров.