Андрей Манойло: Европу устраивает «минский спектакль» Зеленского
Представитель Украины на Минских переговорах Кучма предложил снять экономическую блокаду с Донбасса. Об этом по итогам встречи в Минске заявил спецпредставитель ОБСЕ Мартин Сайдик. Однако спустя день Сайдик вспомнил, что вопрос о снятии экономической блокады на заседании Трехсторонней контактной гру
Представитель Украины на Минских переговорах Кучма предложил снять экономическую блокаду с Донбасса. Об этом по итогам встречи в Минске заявил спецпредставитель ОБСЕ Мартин Сайдик. Однако спустя день Сайдик вспомнил, что вопрос о снятии экономической блокады на заседании Трехсторонней контактной группы был поднят представителями Донбасса, а не представителем Киева. Что будет с вопросом снятия блокады и Минскими переговорами в целом, рассказал доктор политических наук, профессор МГУ Андрей Манойло.
«Вероятность того, что Зеленский все же решится снять блокаду, ничтожно мала. Об этом свидетельствуют и озвученные требования выйти из рублевой зоны. Также стоит помнить, что снятие блокады будет означать восстановление обязательств по выплате пенсий и социальных пособий жителям Донбасса, от которых Украина отказалась пять лет назад.
Даже если в теории представить, что Зеленский все же серьезно решит снять блокаду, то ему не позволит это сделать нынешний состав Верховной рады – такое решение никто не даст продвинуть. Безусловно, такому решению будут препятствовать и нацбаты, которые остаются по сегодняшний день на линии разграничения.
Но, даже не глядя на вышеперечисленное, вопрос остается в том, не занимается ли Зеленский политическим популизмом, мастером которого он и является. Ему ничего не будет стоить сделать официальное заявление о намерениях снять блокаду, а потом объявить, что «злые депутаты» не дают ему воплотить это решение в жизнь. Такой маневр станет для него пиаром, хотя в итоге абсолютно ничего не изменится.
Конечно, можно предположить, что Украина заинтересована в покупке угля: если блокада будет снята, то поставки снова будут осуществляться. Учитывая тот факт, что Россия запретила ввоз российской нефти и угля на территорию Украины, центральная власть заинтересована хоть в каких-то источниках закупок топлива. Но опять-таки не возьмусь судить, насколько реалистичным может быть это предположение.
Все, что в целом касается Минских соглашений, можно назвать игрой и пиаром со стороны Зеленского. Он назначил представителем украинской делегации на переговорах Кучму, который уже занимался данным вопросом. Эта демонстрация решительности выполнить соглашения – исключительно игра для Европы, для стран, которые были сильно раздражены на Порошенко за провал «минского процесса».
Так что реверансы Зеленского обращены не в сторону России и тем более не в сторону внутренней аудитории. Когда Зеленский начинает говорить о Минских соглашениях, его слова направлены исключительно к европейцам, потому что Европа озабочена конфликтом на своей европейской территории. Это же не США, которые от Украины отделяет атлантический «ров».
Рано или поздно страны ЕС поймут, что Зеленский лишь играет определенную роль, не предпринимая никаких действий. Но даже при этом варианте европейцам более подходит тот, кто хотя поступает таким образом, а не открыто саботирует процесс.
В их глазах это выглядит так: Зеленский пытается играть роль президента, который хочет договариваться, так пусть играет, вдруг из этого что-нибудь полезное получится, вдруг действительно ему придется что-то выполнять. Ведь он все равно в ходе обещаний берет на себя определенные обязательства.
Минский процесс довольно большой и многогранный, и чем дольше Зеленский будет разыгрывать нужный Европе спектакль, тем больше обязательств он на себя возьмет. Риск любой подобной «игры» заключается в том, что легко выйти за рамки и не заметить этого. Но в этом случае отвечать за слова и действия придется довольно серьезно».