Александр Шатилов: Нормандский формат себя изжил — лидерам России, Германии и Франции проще договариваться без Украины
На фоне заявлений Киева последних нескольких недель о проработке проведения консультаций по реализации Минских соглашений на уровне представителей «нормандской четвёрки» президент России Владимир Путин 30 марта провёл телефонные переговоры со своими коллегами из Франции и Германии. Известно, что лид
На фоне заявлений Киева последних нескольких недель о проработке проведения консультаций по реализации Минских соглашений на уровне представителей «нормандской четвёрки» президент России Владимир Путин 30 марта провёл телефонные переговоры со своими коллегами из Франции и Германии. Известно, что лидеры обсудили ситуацию с преодолением коронавирусного кризиса, а также большое внимание уделили вопросу усиления напряжённости на линии соприкосновения в Донбассе.
Стороны вновь выразили уверенность в безальтернативности выполнения Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, который был принят в 2015 году.
Ожидаемо эти переговоры были восприняты неоднозначно. С одной стороны, украинский МИД, несмотря на то, что раньше говорил о невозможности обсуждения решения конфликта в Донбассе без участия Украины, поприветствовал призывы Берлина и Парижа продолжить соблюдение режима перемирия в Донбассе. С другой стороны, Киев в очередной раз предпринял попытку переложить ответственность решения вопроса на Россию и вновь отказался идти на контакт с Луганском и Донецком.
По мнению политолога, декана факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Александра Шатилова, которое он высказал в беседе с ИА «Новороссия», по итогам прошедших трёхсторонних переговоров можно констатировать желание России решать вопросы без учёта пожеланий интересов Вашингтона и других украинских кураторов. Проблема Донбасса является общей и для России, и для Европы. И если Киев осмелится вновь развязать войну на востоке страны, то последствия будут крайне негативными.
«На данный момент существует взаимная озабоченность России и европейцев откровенным желанием Вашингтона втянуть Украину в очередную авантюру в Донбассе. То есть спровоцировать Украину на удар по ДНР и ЛНР, что неизбежно повлечёт за собой подключение Российской Федерации к этому конфликту, а затем, возможно, произойдёт втягивание и европейцев в эти боевые действия. И вообще, вся эта ситуация может привести к обострению обстановки на европейском континенте. Поэтому можно понять озабоченность России и лидеров Евросоюза.
Россия обеспокоена маньяческим желанием Украины показать силу оружия в Донбассе, а Франция и Германия тоже видят для себя определённые риски в случае возобновления боевых действий, тем более при условии включения в них России. Для них это будет тоже своеобразным временем Х. Вашингтон, наоборот, всячески педалирует раскрутку конфликтного сценария. Поэтому я думаю, что встреча глав Франции, Германии и России была именно в таком формате «на троих», чтобы не было никаких утечек в Вашингтон. Чтобы никто не смог туда, что называется, «слить» какую-то конфиденциальную информацию.
Думаю, разговор был предельно откровенным, возможно, даже жёстким со стороны России, которая в последнее время демонстрирует, что её потенциал договороспособности практически исчерпывается, потому что на все позитивные инициативы со стороны Москвы Запад отвечает лишь ужесточением санкций и абсолютным отсутствием способности договориться. Предполагаю, что Владимир Путин обозначил достаточно последовательную и жёсткую позицию Москвы, а Германия и Франция были поставлены перед фактом. Эти переговоры показали, что Украину уже никто не воспринимает как некоего субъекта переговорного процесса.
Если Украина пустится в эту донбасско-крымскую авантюру, то она окончательно утратит свой фактический суверенитет, потому что попадёт под откровенное внешнее управление и будет выполнять чужую волю. Сложно предположить, насколько хорошо европейские лидеры услышат Владимира Путина, как они будут реагировать, однако они, по крайней мере, будут обеспокоены возможностью эскалации конфликта. Другое дело, что и Меркель, и Макрон — лидеры стран с ограниченным суверенитетом. Элиты и Франции, и Германии во многом являются зависимыми опять же от Вашингтона, и они могут лишь дозированно проявлять свою волю и защищать свои национальные интересы», — выразил своё мнение собеседник агентства.
Переговорная площадка, которая была организована семь лет назад, уже изжила себя, считает эксперт. Политическая несамостоятельность Украины заставляет говорить о невозможности решения ею каких-либо весомых вопросов. Вместо того чтобы идти на диалог с Донбассом, Офис президента Украины Владимира Зеленского пытается угодить администрации нового президента США Джозефа Байдена.
«Мне кажется, что на сегодняшний день нормандский формат в определённой степени себя изжил. Сейчас наблюдается откровенное нагнетание конфликта в Донбассе украинской стороной с подачи Вашингтона, и в такой ситуации очень сложно о чём-то договариваться, тем более с Киевом. Вашингтон себя ведёт предельно вызывающе и активно демонстрирует абсолютное непонимание текущей ситуации.
Для Украины существует ещё одна проблема. На данный момент главной проблемой Зеленского являются сложные отношения с новой американской властью. С одной стороны, Украина во многом зависит от Вашингтона. С другой стороны, личные отношения Зеленского с командой Байдена являются весьма непростыми. Зеленский понимает, что втягивание в донбасскую авантюру — это однозначная политическая смерть, но, с другой стороны, на него давит политическая элита Вашингтона. Поэтому сейчас он пытается лавировать, но весьма вероятно, что его всё же дожмут и заставят идти на обострение. Но прессинг, который идёт из-за океана, заставляет его реализовать весьма острые решения по мобилизации, отлову уклонистов и тому подобные инициативы, что, в свою очередь, бьёт уже по его внутреннему рейтингу», — резюмировал Шатилов.
Подготовил Иван Солдатов