Александр Малькевич: Мировые СМИ сводят людей с ума в погоне за броскими заголовками о коронавирусе
Представитель ОБСЕ по свободе средств массовой информации Арлем Дезир выразил обеспокоенность в связи с требованием российской Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) удалять ложную информацию о коронавирусе. Соответствующее заяв
Представитель ОБСЕ по свободе средств массовой информации Арлем Дезир выразил обеспокоенность в связи с требованием российской Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) удалять ложную информацию о коронавирусе. Соответствующее заявление было опубликовано во вторник, 24 марта, на официальном сайте организации.
Таким образом российский контролирующий орган ранее решил бороться с многочисленными фейками и вбросами, заведомо ложных данных, которые создают угрозу нарушения общественного порядка и безопасности людей, что вызвало неоднозначную реакцию на Западе.
Подобные заявления «борцов за свободу» слова стоит расценивать не более, чем напоминание их самих о своем существовании. По существу же в докладах спецпредставителя ОБСЕ, некоммерческих организаций в отношении РКН ничего обличающего в ущемлении прав нет. Такое мнение высказал в беседе с ИА «Новороссия» председатель Комиссии по СМИ Общественной палаты РФ, Президент Фонда защиты национальных ценностей Александр Малькевич.
«Честно говоря, я с юмором отношусь к претензиям со стороны Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Потому что в длинном списке разных организаций и структур, которые нам что-то предъявляют — ОБСЕ смотрится довольно блекло. Потому что об их деяниях нам мало что известно. Я знаю, что у ОБСЕ есть специальный представитель по вопросам свободы слова Арлен Дезир — он живо интересуется всем, что происходит в этой сфере и постоянно через Twitter выражает свою озабоченность. Он, например, всё время, пока Кирилл Вышинский находился в тюрьме был озабочен этой ситуацией — потом Кирилл вышел и ему стало «хорошо и легко». Если убрать за скобки иронию, я не знаю ни одного случая, когда кому-то помогло вмешательство, заступничество или озабоченность спецпредставителя ОБСЕ по свободе слова.
Большинство подобных структур обозначают свою активность для того, чтобы оправдать своё существование и подтвердить те бюджеты, которые тратятся на их содержание. Претензии, которые внешние игроки предъявляют к Роскомнадзору довольно странные. Кто они такие, кто им дал право лезть к нам со своими указаниями? Почему их, например, не интересует деятельность британского Ofcom или в целом ущемление свободы слова, которое существует на западных площадках? Просто Россию сейчас модно пинать и выражаться в её адрес негативно — в этом тренде они и действуют», — высказал свое мнение Александр Малькевич.
Российский контролирующий орган стремится успокоить ситуацию внутри общества, — продолжает эксперт. Но это, традиционно, вызывает недовольство у западных оппонентов.
«Претензии к средствам массовой информации со стороны Роскомнадзора абсолютно логичны. Все эти фейки о коронавирусе должны удаляться. Причём речь идёт даже не о фейках, а о провокациях. Например, как в случае с печально-знаменитым эфиром политолога Соловья на «Эхо Москвы», где он рассказывал об огромных и страшных жертвах — о 1600 умерших. Зачем он это делает? Он не предъявил никаких данных, материалов, фактов и ссылок. Это хуже, чем просто фейк. Это намеренная провокация, когда конкретное СМИ пиарит человека, который пытается повергнуть общество в панику. Естественно Роскомнадзор требует, чтобы подобные, не имеющие доказательств материалы, были удалены. При этом в Европе, и в целом в мире, невозможно представить себе какую-то ахинею на чувствительные для общества темы, которая бы выходила в средствах массовой информации. Но это же не так, и мы вновь сталкиваемся с политикой двойных стандартов. Два мира — два кумира.
Когда Китай вводил жёсткие карантинные меры в Ухане, я сам читал в американских медиа о попираниях прав человека — якобы 60 млн человек ограничены в своей жизни. Следом выходил материал о мужественной и замечательной Италии, которая изолировала весь север и ввела жесточайшие меры, в том числе, негативно отражающиеся на экономике страны — они тем самым пытаются предотвратить распространение эпидемии и спасти Европу. Италия сажает всех на карантин, чтобы помочь Европе. Китай сажает всех на карантин — авторитарный режим.
«Репортёры без границ» выпустили к международному дню борьбы с киберцензурой доклад о 22 главных мировых хищниках — конечно, основным врагом свободы оказался Роскомнадзор. Мировые и наши либеральные СМИ хайпуют таким образом. Все только пережёвывают название доклада и эту сноску. А если начинаешь читать доклад и искать ответ, почему Роскомнадзор оказался не в чести, то видишь, что наш контролирующий орган без предупреждения заблокировал полмиллиона различных ресурсов — порнографию, пиратские и террористические сайты, а также многие подобные, которые нигде не живут и с которыми все ведут борьбу. Однако для красного словца нужно было наехать на нас. Честно говоря ОБСЕ не устраивает всё, что происходит в России. Что дальше то с их мнением делать? Всё это исключительно пиаровские штучки. Устраивает их или нет, отсутствуют какие-либо бонусы за «хорошее поведение» и наказание за, условно говоря, плохое. Это всё медийные примочки для того, чтобы мировые СМИ смаковали информацию о том, что «ОБСЕ снова осудил Россию», — подчеркнул собеседник агентства.
Мировые и отечественные СМИ в погоне за хайпом вводят население в панику. Этому сложно противодействовать и сложно ликвидировать последствия. Тема коронавируса стала самым обсуждаемым вопросом за последние несколько десятков лет, — отмечает спикер.
«Я всегда подчёркиваю, что представить себе будто бы на Западе какие-то средства массовой информации попробуют разжигать страсти вокруг коронавируса — невозможно. Здесь дело даже не в контролирующих органах. Там очень зрелое гражданское общество, которое моментально отторгнет эту организацию и СМИ, если они позволят себе хотя-бы часть того, что разрешено у нас.
Единственное, с чем никто не может справиться — паника, которая реально присутствует во всём мире. Её нагнетают средства массовой информации, понимая, что обсуждение коронавируса — крайне хайповая тема. Соответственно, всё это выносится в заголовки на обложки, а тем временем на человека ежечасно выплёскивают токсичные фразы по типу «Ангела Меркель сдала тест на коронавирсную пневмонию и самоизолировалась», следующая новость «Ангела Меркель здорова», до этого «президент Бразилии болен», «президент Бразилии не болен», «Трамп сдал тест», «Трамп здоров». Уделили внимание и вице-президенту США «когда Пенс сдаст тест». Сейчас пишут о принце Чарльзе. Всё это выносится на самые первые полосы, подогревает тот жанр, который изобрёл [кинорежиссёр] Альфред Хичкок — «медленно наползающий ужас». Только он у нас не медленно наползает, а быстро, потому что из всех щелей на тебя валиться вот это.
При этом, нужно понимать, что коронавирус обострил различные хронические болячки у пожилых людей, а сообщения о смерти подогревают панические настроения в обществе. Например, «в Испании бывший президент мадридского Реала Лоренсо Санс умер от коронавируса в возрасте 76 лет». Люди во всём мире осознают, что эффективной защиты от инфекции нет — перед этой болезнью все равны. И если уже богатые и знамениты попадают в эти жернова, то на что надеяться простому человеку? Вот эти настроения существуют везде по миру. В этом отчасти виноваты средства массовой информации. Однако эту ситуацию изменить очень трудно. Сейчас мы имеем дело с совершенно новой бедой, которая называется информационным вирусом. Эта информационная пандемия стала первым всплеском в мировой истории. Я хочу обратить внимание на исследования компании Медиалогия, которая провела мониторинг всех российских федеральных СМИ за последние 20 лет. На первом месте с большим отрывом оказался коронавирус, о котором писали всего три месяца, грипп оказался на третьем. В мире такая же тенденция. Все гонятся за хайпом, трафиком и яркими заголовками.
Приведу в пример британского премьера Бориса Джонсона, которые действительно выступил публично с высокой трибуны, а потом это всё растащили по обложкам, которые я сам видел. Он обратился к согражданам и сказал «скоро многие из нас потеряют в каждой семье своих близких, это трудно, но я должен вам всем об этом сказать». Соответственно, выходят обложки с его фотографиями, и заголовок — «Борис Джонсон: Практически все британские семьи потеряют своих близких». Поэтому с паникой, которая растёт в обществе не справиться — но в Британии она хотя-бы вот такого плана. А у нас проходят пачками самые злостные фейки, к борьбе с которыми и общество, и власть у нас оказались не готовы», — резюмировал Александр Малькевич.