Александр Луганский: Свято место пусто не бывает
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что бездействие Русской Православной Церкви приводит к распространению языческих идей среди спортсменов и бойцов спецназа. О проблеме распространения неоязычества в России, а также видимых причинах этого явления на примере Донбасса ИА «Новороссия» расс
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что бездействие Русской Православной Церкви приводит к распространению языческих идей среди спортсменов и бойцов спецназа. О проблеме распространения неоязычества в России, а также видимых причинах этого явления на примере Донбасса ИА «Новороссия» рассказал православно-общественный делатель Александр Луганский.
Свято место пусто не бывает. И уж кому как не Святой Апостольской Православной Церкви не знать об этом лучше всех?! Которая уже на входе, с таинства Крещения твёрдо напоминает и велит свободному выбору души человека прежде, чем он трижды вслух «сочетается Духу Святому», освободить внутреннее пространство всей души, отвергнув сатану и все дела его, и сплёвывая через левое плечо также трижды с обетом: «отрицаюсь тебе, сатана».
В нашем случае святое место сие – это глубочайшие многовековые традиции боевого и славного русского Христолюбивого воинства на Руси. От святых (опять же!) князей Владимира или, любимого народом – Александра Невского до генерала Каппеля или графа Келлера и иже им подобных витязей верных до конца Христу Богу и присяге помазаннику Божиему на изломе Новой Великой Русской Смуты ХХ века. Когда, фактически, эта благословенная традиция была предательски и хищнически прервана, рассеяна, закатана в асфальт и зашельмована. От и до.
А далее всплыла короткой, но мутной и не усвоенной вспышкой в годы ВОВ. То есть, не полноценно и открыто под своим родным знаменем Спаса, а под знаменами и бременем апокалипсического «красного дракона» коммунизма. В плену, в который Господь попустил назидательно и на десятилетия попасть русскому народу за своё массовое отступление от Бога, веры, и памяти предков. И тогда нашим дедам пришлось во многом, искупая этот смертный и общий грех, вновь повторять исторический опыт ХIII века, когда доводилось тоже бить непрошенных западных «спасителей», находясь одновременно в плену у восточных монголов. Потому и определяли, к слову, ту страшную войну – именно Великую Отечественную (а не «великую коммунистическую») очень многие духовные авторитеты церковные и того времени и современности, как войну очистительную. И очень знаковую по ёмкости. И как призыв к покаянию народному, и как предзнаменование явления миру ещё более страшного «зверя» Апокалипсиса – нацистской идеологии какой-либо помешанной на культе власти и силы — «избранной нации» всего мира. «Зверя», у которого одна из семи голов имела «смертельную рану» (в 1945 г. полученную), но по слову Откровения была «исцелена». (Почин процесса сего пророческого «исцеления» мы все и зрим сейчас воочию на запутанной и комплексующей Украине).
Конечно, примечательно и позитивно, что церковная иерархия (в лице одного Святейшего хотя бы) готова уже публично признавать свои ошибки или нерадивое попустительство для провокаций роста неоязычества в рядах военных. Но насколько глубоко, последовательно, и реально ответственно готовы звучать ныне подобные признания на деле? И каковы их практические перспективы?
Давайте рассудим честно и логически, опираясь хотя бы на некоторые самые яркие и ведущие факты последних лет в этой очень важной теме.
Сначала в Минобороны РФ много лет «внедрял реформы» штатский (!) начальник и откровенный вор Сердюков. Который, не только успешно саботировал возможное развитие по серьёзному и системно института полкового священства (для представителей всех традиционных религий в России, к слову заметим) в связке с офицерами-психологами воинских частей, но и дерзал полуоткрыто и по-хамски запрещать появление православных (!) храмов на базе уже заинтересованных частей. И церковь тоже так и не смогла тогда ничего этому атеистическому и полускрытому прессингу властей альтернативно инициировать в противовес и продвинуть в жизнь? Или и не горела особым желанием даже, чтобы не раздражать лишний раз власть. Факт?
Потом настал «неожиданный» черед нам всем сдавать духовные экзамены. За последние десятилетия эпохи нашего общего «духовного возрождения» после освобождения из того же 70-летнего безбожного коммуно-вавилонского пленения. А значит, и на неизбежном советском наследии бытового язычества в народе тоже очень во многом. На карте горячей геополитики и на весах суда истории и Божьего промысла появился горемычный Донбасс. Принять на себя огонь и отдуваться за всех. Факт.
И он воистину стал (и продолжает становиться далее) настоящим мега лакмус-тестом, пробным или краеугольным камнем, который Господь послал на историческом пути всей Руси в ХХI веке для очередного восстания и падения многих. И для последнего предупредительного звонка перед возможными ещё более тяжкими и скорбными испытаниями для всего русского исторического пространства. Которое, только Русская Православная Церковь и призвана Богом, по сути, хранить в настоящем единстве и вести к общему благу и спасению. Как последняя надежда и шанс наш. Включая, само собой, и военную безопасность народов этого пространства. Как не стояла в стороне даже гонимая Церковь и во время ВОВ! И это тоже простой факт.
Смутные представления и исторические отголоски очень давней и некогда мощной и благой традиции русского добровольческого движения и среди профессиональных военных (и бывших и настоящих) и среди гражданского мужского не безразличного (!) населения погнали целые волны ревностных душ на этот малый плацдарм возможного усиленного пробуждения истинного русского духа. Не говоря уже о бесчисленной массе душ совершенно далёких от подобных повышенных настроений и мотивов, но зато с целым ворохом своих нечистых корыстных побуждений, амбиций, комплексов, или ложных «идейных» установок жизни. Исходя из которых, им по большому счёту было плевать как на судьбу мирного населения Донбасса, так и на «русский мир» или всякие духовные поиски сути тех нитей промысла Божьего. Попустившего такое испытание Донбассу. И проверки для всей России. Настал час признавать честно и этот факт.
И что? Церковь тогда в лице своего пастырства, ответственного за паству по своему долгу и по примеру Христа Спасителя, хоть в Луганске, хоть в Донецке, хоть в Киеве или Москве и по всей России – без разницы, смогла чётко и жертвенно среагировать на эти новые и очень серьёзные вызовы? И стать духовным или интеллектуальным щитом для народа Донбасса и мудрым и смелым отсеятелем для таких опасных тенденций в среде ново являемого военного класса? Нет, но как повальным комом с кручи посыпались только одни крайности в этом «реагировании» на самом деле. Кто в радикальные заносы поддержки каждой из сторон этого неоднозначного конфликта, а кто — подавляющее большинство, вообще по кустам и по норам от этих всех процессов и вызовов. Не при делах вообще, мол, и под ширму «миротворческой» позиции, типа. Знать бы ещё таковым, что это такое вообще, и с чем его едят. На деле. Чтобы именно ТВОРИТЬ мир, и мир Божий именно, а не словоблудить об этом лишь. Направо и налево.
В это время, осенью 2014 года мне довелось, имея некоторое отношение к информационной работе Луганской епархии, быть лично свидетелем ещё одного яркого примера в подтверждение такого сводного и честного блиц анализа. И крайне вынужденного, кстати, данным заявлением Патриарха.
Я по милости Божией и благодаря горячему порыву встречных братских чувств (были такие ещё в тот начальный и крайне жесткий период по факту, правда) отдельных деятелей церковного руководства в Москве попал под таким попечительством (при полном нуле своих возможностей) на работу VI фестиваля православных СМИ «Вера и слово» в Москве. [Хотя, как показало время, при мизере участников из Украины по понятным причинам, и полыхании вовсю такой бойни у себя на малой Родине, на закрытую рабочую встречу того же руководства феста с коллегами из Киева ни я, ни ещё пара людей земляков из Донбасса, не попали. Вроде как из общей ведь УПЦ, но, видимо, «рылом не вышли». Когда столичные что-то «решают» провинциалы должны смиренно ожидать в сенях. А лучше вообще не ведать ничего вовсе].
И вот там на одной из площадок из уст уважаемых православных братьев — представителей бокса и смежных единоборств, прозвучали серьёзные опасения роста неоязыческих симпатий в спортивной среде. Но «правая рука» Патриарха по информационной сфере всей церкви, что называется на голубом глазу, твёрдо и открыто опроверг такие опасения. Заверив сотни участников фестиваля, что они там от себя наверху «профессионально и серьёзно» проводили исследования и замеры, и обнаружили какой-то супер мизерный процент таких увлечений. Который абсолютно никого не пугает! И потому не стоит внимания даже вообще. Вот так, всего лишь чуть больше трёх лет назад!
У меня же лично, конечно уже тогда это вызывало невольную улыбку скепсиса. Ведь в это самое время я уже достоверно знал о прорыве подобных мутных тенденций на пике самых оптимальных «замеров» — в рядах ополченцев Донбасса. Где и спортсмены, и вояки, само собой, наполняли ряды. И именно в несоизмеримо большей степени обнаруживал это среди приезжих добровольцев из России! А не среди работяг из шахт или заводов. Знал, что даже в штабе (!) казачьего (!) полка под православными (!) стягами в Стаханове сидят в кабинетах люди из России на офицерских должностях, которые помимо военных задач своих ещё тужатся бедные изо всех сил и некий «энергетический купол защиты держать на городом» … (?!) Ну а что он регулярно при этом даёт сбои, и «подарки» от ВСУ превращают его в решето – это уже не так важно, похоже, было. И такого всякого шлака сплошь и рядом прилипало всё больше и больше.
Так какова же, ещё раз, на самом деле серьёзность нынешних публичных заявлений Патриарха в свете таких фактов? И с учётом того, что ему на стол кладут свои отчеты и доклады те же самые помощники в подобных сферах изучения ситуации. А на местах те же пастыри и епископы с теми же ступорными взглядами и отстранёнными подходами к делу. Вопрос риторический?
С чем готово церковное начальство инициировать противодействие и поддерживать благие просветительские порывы и воспитательные усилия – со следствиями или с причинами и сугубыми источниками генерирования этих тенденций и метастаз? Или хотя бы для начала — «Б» прозвучит вслух публично после озвученного «А»?
Вот где плоскость главных вопросов по теме на самом деле! И вот где необходимо искать наиболее адекватные ответы на эти вызовы. Не будет особого внимания в духовном воспитании воинства на реальном участке боевых действий с мощным национальным фактором поиска смыслов: кто мы, за кого и во имя чего должны сражаться и что защищать – нет тогда особых смыслов бороться с этими негативными следствиями и в мирных условиях РФ. Как и никаких гарантий успеха тоже. Вы, мол, смотрите сквозь пальцы и безучастно на то, как убивают русских людей в Донбассе, а мы будем прислушиваться к вашими лицемерным проповедям «анти языческим»? Этот рак будет успешно расти и дальше тогда. Если даже на полноту огласки диагноза не достаёт смелости и последовательности.
В усложнение всей ситуации добавляется сюда мнение и отношение местного руководства — военного, прежде всего, и в самих республиках ЛНР и ДНР. Ну и, следовательно, высшего руководства республик (тем паче, что в Луганске глава вообще сам выходец силового проф. круга), и их кураторов на уровне столичном в самой Москве. Достоверно могу тоже свидетельствовать личным опытом — какие именно качественные и перспективные инициативы и проекты традиционного, православно-духовного просвещения и возможного посильного воспитания нового Христолюбивого воинства были банально проигнорированы и брезгливо слиты! На высоком уровне в Луганске. И что, это пустое место будет оставаться и дальше таким же пустым? Когда снаряды летят, боевые товарищи и мирные жители гибнут, и никто ничего не предлагает и не делает реально для того, чтобы вернулся настоящий и надёжный мир при этом в регион. И церковь тоже молчит и бездействует. Ну, вот смесь бытового язычества и советского и издыхающего наследия, как бы не пыжились многие деятели и начальники, на одной соломинке и спекуляциях героического прошлого ВОВ — и прогибается невольно под «новые идеологические предложения» воинского языческого бэкграунда славянства. Ведь безверное войско учить – все равно, что ржавое железо точить! Но кто сейчас из этих новоявленных военных начальников знает и уважает заветы великого и православного генералиссимуса Суворова?
Такими темпами и халатными подходами из вояк «АТО», глядишь, быстрей смогут родиться воины Христовы. В теории хотя бы. Ведь не побоялись и не постеснялись открыто в форме некоторые из них – бывших охранять резонансный и благой Крестный ход в Киев в 2016 году от лица УПЦ МП! И никаких балаклав не одевали при этом на себя. А идти с Крестным ходом Московской Патриархии в нынешней Украине – это совсем не то, что пройтись на них браво и вольготно в папахах в ЛДНР! Может какие-то капли благодати дошли до сердца и сознания после необдуманного участия в боевых действиях? И прозрение посещает таковых. Хотелось бы верить.
Выводы тоже очень просты.
Прикрываться дальше как фиговым листком, вырванным из контекста — заветом Христа в Евангелии «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» нет никакого смысла! Ибо и бандиты, идя на дело, «ложат души» друг за друга, и те же нацисты немецкие или монголо-татары, или шахиды исламисты во время своих групповых терактов. Поэтому необходимо уже жестко вскрыть, добавить к этой строчке и закреплять дальше везде и всегда отрезанное продолжение этого завета. Указанное в следующей же строчке текста. «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам»! Вот так, только тогда ДРУЗЬЯ, ЕСЛИ исполняем, и ВСЁ, что Господь заповедал нам! А не гневить Его дальше перекручиванием или спекуляциями на священных словах. Оставаясь в душе тем же язычником. И губя души, и свои и окружающих, за языческие «идеалы» в таких мутных бойнях.
Донбасс – это не Приднестровье! Не должно быть ни малейших обольщений у мечтающих, что «до нас ещё не скоро дойдёт». Как говорил Амвросий Оптинский о неразумных сельчанах по время пожара на одном краю села. Не долгоиграющая пластинка «серой» непризнанной зоны вкупе с полу зависшими Осетией, Абхазией, Карабахом. Или даже Крымом. По всему поясу Юга России. И это не только последнее по очереди звено в цепи призывов Божиих к настоящему и всеобщему покаянию и малороссов, и великороссов, и белороссов. Разом. И без всякого уже запаса времени для раскачек и лицемерных движений шаг вперёд – два назад. Да в таком раскалённом мире. И который сатана агрессивно возбуждает и накручивает для последнего удара по России, «зная, что немного ему остается времени». [Откр. 12, 12] И чтобы именно это православное возрождение в ней не перешло вдруг в фазу радикально переломного благодатного контр влияния и открытого противодействия завершительным планам дорожной карты устроения мирового царства антихриста. И, следовательно, — свидетельства изобличения этой гипер лжи всему миру. Но это ещё и малая земля, микро плацдарм, «ничто», из чего, как известно и творит только наш Господь Бог Творец, и который именно совокупно впитал в себя ВСЮ палитру и потенциал реального духовного пробуждения последних лет, массового преображения во Христе, и … воскрешения Руси Новой. Включая, соответственно, и военную государственную защиту данного сводного потенциала тоже. Правды Божией и единой воли народной. Без чего роль Удерживающего резко падает к нулю. Это глобальный и непреложный контекст.
Иначе говоря, Донбасс – это роль Нижнего Новгорода для Смутного времени XVII века. И хотя своих Мининых и Пожарских это земля ещё не родила/не призвала, но I-ое ополчение так же, как и тогда — стихийно, сумбурно, с мешаниной злаков и плевел, вплоть до самого верхнего уровня управления им (то ли растерянного, то ли злонамеренного и коварного) уже сформировалось само по себе. И именно отсюда задаётся основной тон абсолютно всем тенденциям в сфере военного сословия и общепатриотического духа на традиционной основе в России. Да и среди всех русских по миру. Даже если это пока порой и не очень приметно и явно в публичном пространстве.
И потому так же, как и в начале XVII века, решающую роль в очищении всех нездоровых тенденций и в воспитании, возрождении истинных традиций русского Христолюбивого воинства должна исполнить именно Русская Православная Церковь! Начиная с её пастырства, по Евангельскому принципу «кому больше дано, с того больше и взыщется». Как когда-то исполнили подобную роль отцы Троице-Сергиевой лавры во главе с Авраамием Палицыным. Но, разумеется, не только одни священники лишь, но сообща, соборно со всем народом Божиим. Просто кропотливо и ответственно СОЗИДАЯ благодатные альтернативы для заполнения этого пустого места. И спрос Божий за это с нас всех уже очень и очень близок. Тоже.
Чтобы II-ое ополчение, но уже не только в одном Донбассе, а по всей Руси (включая образумившуюся Украину) приблизилось сильней и реальней к тому образу воинства, освободившему Москву от зримых польских захватчиков Запада. И душу народную от незримых оков трусости, малодушия, обольщений земными выгодами и благами. Хоть под поляками, хоть под олигархами, хоть с чёртом лысым.
Иначе тогда непонятно что вообще призвана защищать армия cовременной России, для кого и во имя чего вообще? В противовес воле Божией и учению и преданию Православной Церкви? Хранительнице этих истин. И на таком историческом этапе возвращения Руси в свою землю обетованную. Или в угоду планам тех же врагов России, готовых утилизировать духовно невежественный русский народ в междоусобных бойнях или непонятных и изматывающих на измор войнах. Без упования на Бога. И не во имя славы Его.
И о ком тогда писал в своих огненных рифмах в изгнании белый офицер и поэт пророк Сергей Бехтеев: «рыцари чести и долга вперёд … взденьте кольчуги, возьмите булат, Крест начертите на золоте лат»?
Смешно тогда будет даже думать, а не то, что говорить об этих «тенденциях неоязычества» среди военных Руси.
Православно — общественный делатель Александр Н. – Луганский