Андрей Пургин: В экономике ЛДНР есть гигантские проблемы. Прекращение работы ВТС их не решит
В Донбассе грядёт крупнейшее за последние несколько лет переформатирование экономики. Лидеры народных республик Денис Пушилин (ДНР) и Леонид Пасечник (ЛНР) заявили о сворачивании деятельности ЗАО «Внешторгсервис» (ВТС), которое отвечало за работу системообразующих предприятий ЛДНР. По предварительны
В Донбассе грядёт крупнейшее за последние несколько лет переформатирование экономики. Лидеры народных республик Денис Пушилин (ДНР) и Леонид Пасечник (ЛНР) заявили о сворачивании деятельности ЗАО «Внешторгсервис» (ВТС), которое отвечало за работу системообразующих предприятий ЛДНР.
По предварительным данным, наводить порядок на предприятиях Донбасса, которые находятся в глубочайшем кризисе, будет российский предприниматель Евгений Юрченко. Конкретных стратегических действий сейчас не озвучивается, но главным условием вхождения новых инвесторов называется полное погашение долгов перед работниками предприятий.
В действительности же озвученная новость сейчас вызывает больше вопросов, чем просматривается ответов на них, а с учётом тенденции последних лет и вовсе смахивает на какую-то авантюру. ИА «Новороссия» в беседе с донецким политиком, создателем ДНР, учредителем Республиканской партии Донбасса Андреем Пургиным обсудило экономическое положение народных республик и новость об изменении инвестора.
ИА «Новороссия»: Как вы отнеслись к информации о сворачивании работы ВТС на территории Донбасса? Можно ли говорить, что в отношении этой структуры вопрос уже решён и эпоха окончена?
Андрей Пургин: Да, можно, видимо, говорить, что ВТС на сегодняшний день полностью себя исчерпал. Абсолютно полное банкротство всех предприятий, которые он курирует, огромное количество долгов не только по зарплатам, но и перекрёстных долгов — это долги за электричество и прочее. Это, в общем-то, абсолютный труп, который гальванизировать невозможно ни при каких обстоятельствах. То есть сама структура уже умерла.
ИА «Новороссия»: Насколько прагматично говорить о том, что с уходом ВТС ситуация изменится в лучшую сторону? В СМИ уже называют имена новых менеджеров (в частности, Евгения Юрченко), ставятся условия — полное погашение долгов по зарплате. Насколько эти цели возможно реализовать?
А. П.: Честно говоря, у меня складывается ощущение каких-то судорожных телодвижений, которые призваны погасить массовое народное недовольство, огромный антирейтинг власти. Ситуация находится на грани. На сегодняшний день мы имеем массовые невыплаты зарплат, бесконечные проблемы на крупных предприятиях, смертельное состояние промышленности Донбасса — всё это вызывает огромное недовольство населения. И всё, что сейчас озвучивается с Юрченко и так далее, всё это выглядит судорожными действиями с желанием погасить волну народного гнева, который на сегодняшний день вылезает на уровень федеральных СМИ и, в общем-то, звучит очень громко, практически до международного уровня. Вызывает сомнение сам способ решения вопроса. То есть промышленность Донбасса — это гигантское количество людей, огромное количество активов, огромная сложность, а нам же предлагается поверить, что региональный воронежский бизнес может решить вопросы промышленности Донбасса. С моей точки зрения, это какая-то авантюра, и уже в ближайшие месяц-полтора мы поймём, что реально будет происходить.
ИА «Новороссия»: Можно ли говорить о том, что смена как таковая одних структур на другие сможет переменить ситуацию? Какие проблемы в экономике республик существуют на уровне стратегического планирования?
А. П.: На сегодняшний день вся ситуация в экономике Донбасса не просто плачевна — она катастрофична. Ни о каком стратегическом планировании на сегодняшний день речь не идёт. Монополия, можно сказать, «передавила» мелкий и средний бизнес. Это прекрасные ребята типа компании «Геркулес», которые на десять лет освобождены от налогов, которые монополизировали экспортно-импортные операции до 60–70% (как в ситуации с «Мастер-Торгом»).
В общем, монополизм «доел» средний и малый бизнес, оставил им какие-то нишевые вещи типа стоматологий, парикмахерских или ещё чего-нибудь в этом духе. Если комментировать ситуацию в целом, то наш административно-коррупционный коллапс не позволяет думать, что экономическую ситуацию можно решить какими-то точечными методами, которые сегодня обсуждаются. То есть давайте найдём умеренно богатого или богатого человека, который вот сейчас быстро заткнёт какие-то дырки в зарплатах на предприятиях, хотя это не самые большие долги. Потому что у нас ещё есть энергоносители, которые в течение последних семи лет не получали капитальных вложений, и т. д.
Сегодня это выглядит как «давайте замажем дырки в аварийном здании», то есть судорожное движение по некоей потёмкинской деревне. «Давайте быстренько нарисуем какие-то плакаты, закроем чем-то, чтобы было не видно серьёзность и глубину проблемы». Нет именно системного корпоративного подхода. Здесь возможно какое-то государственно-частное партнёрство, системный подход огромных корпораций, которые системно разрабатывают полностью всё видение, как «Газпром», который строит Амурский газоперерабатывающий завод, одновременно строит город, дорогу, порт по транспортировке гелия. На сегодняшний день ничего этого не видно, никаких программ не было озвучено, есть только популистское заявление глав двух республик о том, что они нашли «наконец-то» человека, который, как Гарри Поттер на голубом вертолёте, сейчас нам уладит полностью всю ситуацию в экономике республик. Но по итогу мы видим только попытки погасить разгорающийся пожар народного недовольства.
ИА «Новороссия»: Как вы считаете, что нужно сделать для реального «выздоровления» экономики?
А. П.: В данном случае должен быть комплексный подход. У нас, к большому сожалению, нет отраслей среднего и малого бизнеса. Сельское хозяйство, крупная энергетика, угольная промышленность, машиностроение, металлургия — всё находится в глубочайшем системном кризисе. Но из системного кризиса можно выйти только системными действиями. Такими, как открытый диалог с вовлечением гражданского общества, бизнеса, народа и государства. Возможны какие-то решения государства и частного партнёрства, возможны какие-то решения очень жёсткие для демонополизации экономики, которая на сегодняшний день полностью монополизирована и работает в ручном режиме с огромным количеством коррупционных схем и прочих злоупотреблений. То есть только системный открытый подход с привлечением гражданского общества заставит людей поверить, что мы сможем изменить ситуацию. И опять-таки не точечные, замыливающие глаз шаги, определённое показушное представление, чтобы отвлекать население от текущей действительности. Не нужно оберегать психику простых людей, нужно вместе с этими людьми поверить в то, что мы сможем решить эту ситуацию. Конъюнктура на внешних рынках на сегодняшний день в пользу Донбасса, нужно только воспользоваться этими конъюнктурными возможностями.
Подготовил Иван Солдатов