Война, хлеб и зрелища: Готовы ли жители Донбасса бороться с украинской тиранией?
-
Давид Худжец
За последнюю неделю Украина в семь раз увеличила количество обстрелов, несмотря на очередное бумажное перемирие. Это яркий показатель того, что война в Донбассе продолжается, что бы там ни предрекали разного рода мифотворцы. Более того, в этом смысле не должно быть иллюзий, что основным вопросом неп
За последнюю неделю Украина в семь раз увеличила количество обстрелов, несмотря на очередное бумажное перемирие. Это яркий показатель того, что война в Донбассе продолжается, что бы там ни предрекали разного рода мифотворцы. Более того, в этом смысле не должно быть иллюзий, что основным вопросом непрекращающегося вооруженного давления, в том числе обстрелов и диверсий со стороны противника является якобы вопрос «дележа» границ (приграничной зоны) с ЛДНР.
Здесь народ знает, что такое война
На самом деле в нынешней нацистской Украине основная проблема заключается в самом факте существования народных республик, и Киев намерен вести войну именно на их уничтожение. Сама так называемая доктрина унитарной Украины не приемлет образования ЛДНР.
Донбасс почти шесть лет является одной из самых горячих точек планеты. По сути, это крайний форпост русской цивилизации на границе с западным миром, население которого фактически проживает на передовой. Обманчивая идиллическая картинка центра военного Донецка странным образом сочетается с обстрелянными окраинами, скелетом аэропорта и скромными памятниками погибшим детям и ополченцам.
Для всех стран, так или иначе отстаивающих свою независимость, на первый план выходит мобилизационная составляющая всех сфер жизни: идеологии, экономики, здравоохранения, просвещения и пр.
Надо сказать, что в ДНР закон о мобилизационной подготовке был принят в 2015 году, создана боеспособная армия в лице Народной милиции, сформированы разведывательные и прочие органы, входящие в оборонное ведомство. Т.е. исключается сам факт встречи врага в небоеспособном, расслабленном состоянии мирного времени.
Одной из самых важных тем сохранения независимости для молодой страны является должным образом организованная работа с местным населением, которое должно быть готово не только выносить тяготы войны, но и в случае возможного вооруженного сценария готово бороться с укро-нацистской тиранией, презирающей свободу.
Солдатом можешь ты не быть, но патриотом быть обязан
Ориентиром в этом отношении может стать предвоенный опыт СССР, в котором к 1941 году была сформирована глубоко продуманная и четкая мобилизационная задача. Общество было сплочено, едино и надлежащим образом подготовлено к войне — год за годом шла работа по патриотическому воспитанию детей, молодежи, в целом всего населения.
Сейчас западные пропагандисты пытаются оболгать этот уникальный опыт, настаивая на том, что якобы именно отсутствие мобилизационной повестки позволило гитлеровцам на первых этапах ВОВ оккупировать часть территории Советского Союза. Однако это нет так. То, что в войне нельзя победить, если народ и социум не будет четко осознавать, во имя чего, во имя какой великой цели необходимо наивысшее напряжение сил, многочисленные жертвы и самопожертвование — являлось непреложной истиной для советского руководства. Поэтому в СССР делалось все для укрепления морально-политического единства общества, т.е. желания большинства граждан защищать свою Родину.
В советских учебных заведениях, заводах, фабриках, колхозах молодые, движимые патриотическими настроениями, люди мечтали стать добровольцами. Это яркий показатель того, что народ и партия действительно были едины! Добровольчество в СССР было массовым явлением. Достаточно сказать, что в самом начале войны с гитлеровцами, в 1941 году вступить в народное ополчение изъявили желание 4 млн человек. В Сибири, на Уране, Кубани создавались добровольческие соединения, укомплектованные местными жителями. Вооружение, обмундирование и снаряжение для личного состава этих объединений изготавливалось на личные средства граждан.
Всего, по неполным данным, за годы Великой Отечественной войны поступило свыше 20 млн заявлений с просьбой о добровольном вступлении в ряды сражающейся армии. Через советские Вооруженные силы за время войны прошло свыше 34478,7 тысяч человек, следовательно, больше половины от этого количества были добровольцами, подавляющее большинство которых пришли в первые, самые тяжелые годы войны.
Бывшая участница ВОВ, дончанка Надежда Васильева рассказала, что утверждения западной прессы о том, что якобы война застала советских граждан врасплох, неправдивы. «Даже мы, молодые, в 14–15 лет знали, что будет война, и готовили себя, морально и физически, к ней…».
Министр пропаганды фашистской Германии Геббельс, предсказавший в начале войны, что большевизм рухнет как карточный домик, был вынужден признать, что «о небольшой военной «прогулке» не может быть и речи. «Красный режим мобилизовал народ и вселил в него непреклонную решимость…», — позже говорил он.
Один из ветеранов ВОВ, с которым я беседовала на эту тему, заявил, что для того, чтобы героизм стал нормой поведения граждан в случае военной агрессии, надо чтобы должным образом проводилась мобилизационная подготовка граждан, особенно в политическом и идеологическом планах. Именно это произошло в СССР и явилось основой невиданной духовной стойкости людей, их героизма в годы Великой Отечественной войны.
По словам бывшей участницы партизанского движения Донбасса Надежды Криворучко, в СССР с раннего детства фактически готовили к обороне. «Вспомните, те же советские лагеря с отрядами, походы строем под барабан, построения, поднятие знамен, а также полноценные военные игры вроде «Зарницы» — во время нее мы носились с деревянными автоматами и противогазами, готовясь к настоящей войне. Все было устроено так, чтобы бывший школьник, попав в армию, не растерялся и ничего не испугался…», — пояснила бывшая подпольщица.
В СССР в предвоенный период был сформирован и поддерживался настоящий культ советского воина. Стоит только вспомнить книги, которые пропагандировали службу в армии. Они были рассчитаны на самый разный возраст — от более раннего до более позднего. Например, была такая книга «Наша армия родная», она была несколько раз переиздана в 1980-е годы. Кстати, примечательно само название — армию называли родной, именно потому, что в ней служили сыны и дочери граждан СССР.
Перед войной в СССР множество граждан участвовало в работе массовых оборонных организаций — Осоавиахима, общества Красного Креста и Полумесяца. На предприятиях, в учреждениях, колхозах, совхозах, МТС проводились так называемые оборонные дни, дававшие гражданскому населению определенную сумму военных знаний. ЦК ВКП(б) и СНК СССР в постановлении от 8 августа 1935 г. предложили Осоавиахиму сконцентрировать внимание на военной подготовке молодежи, развитии авиационного и стрелкового спорта, противовоздушной и противохимической подготовке населения.
Т.е. фактически перед Осоавиахимом была поставлена задача: системой своих организаций охватить все фабрики и заводы, предприятия, учреждения, учебные заведения и колхозы СССР. Вопросы оборонно-массовой работы среди населения обсуждались на съездах компартий союзных республик, краевых, областных, районных и городских партийных конференциях, на партийных активах, пленумах и бюро партийных комитетов. Это привело к тому, что количество членов Осоавиахима постоянно росло. Если к апрелю 1938 г. в его рядах находилось 7 млн человек, то к осени 1939 г. — более 10 млн человек.
Сотни тысяч граждан СССР настойчиво овладевали различными военными специальностями (стрелков, пулеметчиков, парашютистов, пилотов, радистов и других), готовились к противовоздушной и противохимической обороне. Если принять количество обученных стрелков и пулеметчиков всех категорий в 1938 г. за 100 процентов, то в 1939 г. было подготовлено: «ворошиловских стрелков» 1 ступени — 133 процента, 11 ступени — 257 процентов, стрелков из пистолета — 658 процентов, наводчиков станковых и ручных пулеметов — более 400 процентов. В системе противовоздушной и противохимической обороны только за 1939 г. прошло обучение 7 923 тыс. человек.
«Готов к труду и обороне»
Военно-технические знания широко пропагандировали и Дома обороны, располагавшие хорошей учебно-материальной базой, квалифицированным активом из бывших военнослужащих. Они поддерживали тесные контакты с организациями Осоавиахима, с кружками оборонных обществ, помогали пионерам и школьникам овладевать основами военных знаний.
Составной частью подготовки гражданского населения к отпору агрессору стали пропаганда и развитие физкультуры и спорта. Как мы знаем, в основу физической подготовки советских граждан был положен комплекс «Готов к труду и обороне», введенный в 1931 г. по инициативе ЦК ВЛКСМ. Здесь уместно привести некоторые цифры. Только за 1938 — 1939 гг. около 2,5 млн человек сдали нормы ГТО 1 и 11 ступени и БГТО («Будь готов к труду и обороне»). Спортивные общества располагали крупной материальной базой. Количество спортивных сооружений с 39 тыс. в 1936 г. увеличилось до 83 тыс. к концу 1939 г. К этому времени в стране было 62 тыс. физкультурных коллективов, объединявших 5 млн человек.
Улучшилась подготовка призывников к воинской службе, их отбор и распределение, обучение первоначальным навыкам военного дела. С ними проводилась большая воспитательная работа. Их знакомили с важными событиями международной и внутренней жизни, при этом особо подчеркивалась опасность для СССР империалистической агрессии. После упразднения национальных формирований, в связи с притоком на военную службу молодежи нерусской национальности было широко организовано обучение ее русскому языку, ознакомление со славными традициями и историей русского народа.
Искусство и литература, если кто помнит, были буквально пронизаны оборонной тематикой, освещением героизма трудящихся в борьбе с иноземными захватчиками.
«Почему солдаты и офицеры в Великую Отечественную войну поднимались в атаку «За Родину, за Сталина», надо понимать, что страна в то время жила с сознанием великой исторической миссии, что оправдывало все трудности и несчастья, обрушивавшиеся на нее. Для большинства Советский Союз действительно был источником обновления всей человеческой истории. «Начинается земля, как известно, от Кремля», — учили все советские дети, убежденные в том, что живут в лучшей стране мира», — рассказал донецкий краевед, историк Виктор Полонский.
Как видим, подготовка СССР к мировой войне была всесторонней, охватывающей широкие массы населения.
Что надо сделать для победы
По мере нарастания военной угрозы значимость идеологии, идеологических ценностей и норм в обществе — и Донбасс в этом отношении не является исключением — обязательно возрастают. Необходимость внятных, понятных политических ответов на базовые ценностные идеологические вопросы «кто мы?», «откуда мы?» и «куда мы идем?» превращается в важнейший фактор борьбы за национально-государственное выживание.
И для этого начинать надо с малого, с пропаганды боевых подвигов воинов Народной милиции, и особенно героизма и мужества народных добровольцев Донбасса. Именно эти люди, способные на самопожертвование являются носителями духа русского Донбасса. Поэтому частные встречи учащейся молодежи с ополченцами и ветеранами жизненно важны для становления молодых республик.
К сожалению, приходится признать, что в ЛДНР очень часто вернувшиеся с передовой бойцы ощущают отстраненность государства. «В 2014 году мы ощущали себя частью, творившей историю, — сказал мне один знакомый ополченец. — Теперь я опять «воюю»… только с бюрократами по разным бытовым проблемам». Того культа защитника Отечества, который был в предвоенном СССР и существует в некоторых государствах, отстаивающих свою свободу, в республиках, увы, почти не наблюдается.
В 2019 году был принят закон «Об участниках боевых действий», согласно которому ополченцев при наличии доказательств участия в боевых действиях должны были уравнять в правах с бойцами «НМ». Однако по свидетельствам самих ополченцев, этот закон так и не начал действовать в полной мере, поскольку многие, воевавшие с ВСУ в первые полгода войны, остались за бортом.
К слову, в ДНР первого сентября 2020 года депутаты Народного Совета приняли изменения в Закон «О социальной защите ветеранов войны», которые, как было заявлено, «позволят начать процесс присвоения статусов защитникам ДНР и выдачи им соответствующих документов — удостоверений участников боевых действий». То, что такая первоочередная и необходимая мера была предпринята лишь на шестом году войны, выглядит достаточно странно для воюющей шестой год республики, находящей средства на многочисленные флешмобы и прочие развлекательные мероприятия с солидным призовым фондом. Глядя на обилие красочных беззаботных празднеств, более подходящих для мирного времени, в голову упорно лезет расхожая фраза о хлебе и зрелищах.
Какая же работа проводится с населением в ДНР, отстаивающим свое право на жизнь, кроме развлекательных мероприятий, которые отнюдь не способствуют укреплению патриотического духа?
В ДНР с 2019 года существует Народная дружина, так напугавшая пропагандистов радио «Свобода», изливших свою желчь рядом постов в соцсетях. И это хорошо, достали-таки! К слову, не мешало бы чаще видеть их патрулирующими улицы, чтобы хотя бы большая часть людей в том же Донецке знала, что такое добровольное объединение все же существует.
В том же году была создана общественная организация «Военно-патриотическое движение «Молодая Гвардия-Юнармия». Организация, объединяющая в себе ряд патриотических клубов ДНР, занимается поисковой работой по увековечиванию памяти защитников Отечества, волонтерской работой, в том числе оказанием помощи ветеранам ВОВ, проводят краеведческие слеты и пр. «Молодая гвардия-Юнармия» существует и в ЛНР.
Луганчане в сентябре 2020 года разработали военно-патриотическую программу дополнительного образования «Доброволец». Это, по сути, первая ласточка в мобилизационной повестке, поскольку программа направлена на обучение молодежи непосредственно военным дисциплинам. Особое внимание будет уделяться идеологии, для этого в программу введена отдельная дисциплина. Такие общественные движения молодые и для молодых, и, видимо в силу своего возраста, пока не обрели массовый характер. Довольно скромная, если не сказать больше, картина по охвату населения в государстве, отстаивающем право на свою свободу. В государстве, в котором сохраняется опасность подвергнуться массированному обстрелу, и фактическая граница которого со страной-агрессором проходит в нескольких километрах от столицы. В государстве, в котором проживает значительное количество взрослых граждан, тех же бывших ополченцев, неоцененный боевой опыт которых мог бы быть полезен в так называемое «мирное» время.
Наталья Залевская
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.