Запоздалое возмездие: Как ликвидировали Степана Бандеру
15 октября 1959 года в западногерманском Мюнхене агентом КГБ СССР Богданом Сташинским был уничтожен главарь украинских националистов Степан Бандера К середине 1950-х годов вооружённое националистическое бандподполье на Западной Украине было практически разгромлено советскими органами безопасности.
15 октября 1959 года в западногерманском Мюнхене агентом КГБ СССР Богданом Сташинским был уничтожен главарь украинских националистов Степан Бандера
К середине 1950-х годов вооружённое националистическое бандподполье на Западной Украине было практически разгромлено советскими органами безопасности. Отдельные теракты, вылазки, диверсии и акты саботажа случались, однако после ликвидации главаря «Украинской повстанческой армии» (УПА) Романа Шухевича в 1950 году и захвата сменившего его Василия Кука в 1954 году вооружённое противостояние украинских националистов советской власти сошло на нет.
С началом хрущёвской оттепели, когда значительное количество ранее захваченных и осужденных бандеровцев было амнистировано и возвращено к мирной жизни, руководство «Организации украинских националистов Степана Бандеры» (ОУН-Б), осевшее в ФРГ, Канаде, США и других странах западного военного блока, кардинальным образом меняет тактику борьбы.
Если в конце 1940-х – начале 1950-х годов выходившие по ночам из своих схронов бандеровцы жестоко расправлялись с советскими активистами, комсомольцами и заподозренными в лояльности к власти местными жителями, то теперь бывшие участники вооруженного бандподполья и сочувствующие им лица активно внедряются и устраиваются на работу в советские партийные и хозяйственные органы. Так, недавно присоединенные к СССР области Западной Украины долгое время лидировали в УССР по числу новых членов Коммунистической партии.
По воспоминаниям одного из ветеранов СМЕРШа, принимавшего участие в борьбе с бандеровщиной, после 1953 года местные представители советской власти фактически покрывали деятельность националистического подполья. Так, бывший в 1963-1972 годах первым секретарем ЦК КПУ Пётр Шелест (выдвиженец Хрущёва) активно скрывал от Москвы тот факт, что многие партийные и хозяйственные посты в сельских районах Львовской, Ивано-Франковской, Ровенской областей занимали бывшие оуновцы.
Первый секретарь ЦК КПУ Пётр Шелест.
Тем временем советские органы госбезопасности от противостояния вооруженному бандподполью на местах стали переходить к борьбе с зарубежными центрами ОУН, пытаясь ликвидировать её главарей или выманить их на советскую территорию. Опасные тенденции в странах Восточной Европы, такие как волнения в ГДР и Польше, антисоветский мятеж в Венгрии в 1956 году, убеждали советское руководство в необходимости осуществить ликвидацию вождей и идеологов украинских националистов, которые вели активную антисоветскую пропаганду. Осевшему в Мюнхене и получившему благодаря своим новым хозяевам из британских и американских спецслужб документы на имя Штефана Поппеля Степану Бандере Верховным судом СССР был заочно вынесен смертный приговор.
Как охотились за Бандерой
Однако подобраться к Бандере было непросто. Его усиленно охраняла Служба безопасности ОУН, действовавшая в тесном сотрудничестве с западногерманской криминальной полицией. В 1947 и 1948 годах им удалось предотвратить покушение на главаря ОУН со стороны агентов МГБ СССР Ярослава Мороза и Владимира Стельмащука. Осенью 1952 года благодаря западным спецслужбам было раскрыто покушение на Бандеру, которое готовили немцы Легуд и Леман. В следующем году СБ ОУН предотвратила убийство беглого главаря ОУН, которое готовил Степан Либгольц.
12 октября 1957 года в Мюнхене внезапно умирает идеолог ОУН Лев Ребет – бывший соратник Бандеры, отколовшийся в 1948 году от ОУН (б) и ставший одним из главарей так называемой «Заграничной ОУН» – ОУН (з). Убийство Ребета при помощи пистолета-шприца с цианистым калием совершил 26-летний агент КГБ СССР Богдан Сташинский, однако западная пресса изначально списала смерть идеолога ОУН на последствия сердечной недостаточности.
Спустя два года Сташинский тем же самым способом по поручению КГБ ликвидирует и Степана Бандеру. Выходец из семьи убежденных украинских националистов села Борщовичи Львовской области, Сташинский был завербован советскими органами госбезопасности в 1950 году, когда он, будучи студентом Львовского педагогического института, был задержан милицией за безбилетный проезд на поезде. По воспоминаниям ветерана КГБ, участника борьбы с оуновским подпольем Георгия Санникова, одним из первых заданий Сташинского стало раскрытие убийства известного украинского писателя-антифашиста Ярослава Галана, совершенного участником бандеровского подполья Михаилом Стахуром. По наводке Сташинского Стахур был арестован и приговорен к смертной казни.
Степан Бандера.
С начала 1959 года Сташинский под именем Ганса-Иоахима Будайта четыре раза ездил в Мюнхен, пытаясь выследить главаря украинских националистов. Служба безопасности ОУН уже знала о готовящемся новом покушении на Бандеру и предпринимала все меры для того, чтобы его предотвратить. Предполагалось на время вывезти Бандеру из Мюнхена в безопасное место. Однако сделать это сподвижники главаря ОУН не успели.
Возмездие свершилось 15 октября 1959 года. Сташинский ожидал возвращавшегося на обед и отпустившего телохранителей Бандеру-Поппеля в подъезде его дома по Крейтмайрштрассе, 7. Когда главарь ОУН поднимался по лестнице на четвертый этаж, то спускавшийся ему навстречу Сташинский быстро достал завернутый в газету пистолет-шприц с цианидом и прыснул в лицо Бандере, поставив финальную точку в жизни украинского военного преступника.
Стоит добавить, что ликвидация Бандеры стала вполне закономерным и справедливым финалом для активно сотрудничавшего с гитлеровцами главаря украинских националистов и организатора кровавых расправ над русскими, поляками, евреями, украинцами, да и своими собственными соратниками, пошедшими наперекор несостоявшемуся «украинскому фюреру». Культ Степана Бандеры и его соратников по ОУН-УПА, устроенный его идеологическими последователями в современной Украине, также вполне закономерен.
Павленко Дмитрий
Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции