Юрий Кнутов: Зеленскому не нужен мир в Донбассе, за год «перемирия» он это прекрасно продемонстрировал
27 июля 2020 года на юго-востоке Украины вступил в силу режим всеобъемлющего прекращения огня. Соответствующие договорённости были достигнуты в рамках Трёхсторонней контактной группы. Киев, Донецк и Луганск обязались не применять оружие и отказаться от любых провокаций. Однако уже осенью на линии соприкосновения возобновились боестолкновения и обстрелы населённых пунктов народных республик Донбасса. Аналитики отмечают, что формально режим тишины никто не отменял, но в реальности он давно не соблюдается.
Все спорные вопросы стороны условились решать через координационный механизм по реагированию на нарушения режима прекращения огня при содействии Совместного центра контроля и координации (СЦКК), куда входят офицеры ВСУ и военнослужащие обеих самопровозглашённых народных республик. Соглашение поддержали президент России Владимир Путин и украинский лидер Владимир Зеленский. Тем не менее с тех пор Киев методично усиливал военное присутствие в Донбассе. На линию соприкосновения были отправлены специально откомандированные военнослужащие, имеющие за плечами опыт участия в боевых действиях и миротворческих миссиях.
Основная ответственность за крах перемирия лежит на националистических формированиях Украины и политике Владимира Зеленского, который настаивает на пересмотре Минских соглашений. Такое мнение в интервью ИА «Новороссия» высказал военный эксперт, директор музея войск ПВО Юрий Кнутов.
ИА «Новороссия»: Юрий Альбертович, при каких обстоятельствах год назад вводилось перемирие в Донбассе?
Юрий Кнутов: На парижском саммите в конце 2019 года были достигнуты договорённости о всеобщем перемирии, Зеленский этим кичевался и во время предвыборной кампании, и первое время нахождения у власти. Он хотел изобразить президента-миротворца, который не сравнится с (экс-президентом Украины Петром. — Прим. ред.) Порошенко.
Но это была уже 21-я договорённость о перемирии. То есть Зеленский в данном случае не был оригинален, хотя сами условия, о которых говорилось в тексте документа, были достаточно прагматичными, они позволяли реально прекратить обстрелы и избежать напрасных жертв. То есть речь шла об отводе тяжёлого оружия, о запрете использовать снайперов, диверсионно-разведывательные группы, беспилотники, минировать территории другой стороны. Кроме того, здесь большую роль играли и ОБСЕ, и Трёхсторонняя контактная группа. О любом нарушении должно было докладываться представителям этих организаций, и они должны были проводить расследование.
ИА «Новороссия»: Можно ли говорить, что это перемирие реально остановило боевые действия в Донбассе?
Ю. К.: На бумаге всё выглядело красиво, но в считаные минуты после подписания перемирия оно уже было нарушено со стороны ВСУ. Я полагаю, что к таким вещам, как правило, прикладывают руку нацистские батальоны. В течение последующего года позиция Зеленского резко менялась. Если поначалу он строил свои планы в отношении того, чтобы заключить перемирие, провести обмен пленными и в дальнейшем двигаться к нормализации ситуации в Донбассе, то под давлением нацистских батальонов он фактически стал скатываться не то что на позиции Порошенко, а даже по своей нацистской, националистической настроенности новый президент, можно сказать, переплюнул своего предшественника.
Нацистские батальоны стали периодически совершать провокации, причём провокации совершаются и ВСУ, и нацистами. Более того, в ВСУ была проведена ротация командного состава, на должности командиров бригад были назначены офицеры, которые прошли стажировку в США. Таким образом, те части, которые находятся на линии разграничения, они находятся под косвенным контролем инструкторов из Пентагона. Когда складывается внешнеполитическая ситуация, что об Украине начинают забывать, ВСУ сразу начинают осуществлять какие-то провокации на линии соприкосновения.
ИА «Новороссия»: Как украинская сторона использует это «перемирие»?
Ю. К.: Самое страшное, что ВСУ бьют не столько даже по позициям, хотя и это есть, сколько уничтожают газопроводы, взрывают линии электропередачи. То есть они терроризируют мирное население с таким расчётом, чтобы мирное население восстало против этой ситуации, а так как люди ничего не могут сделать ВСУ, это недовольство обращено в первую очередь против руководства ЛДНР. Это провокационная практика, отработанная американцами во многих странах. И самое главное, что провокации бывают в тот период, когда Запад начинает забывать об Украине, об их претензиях на особое положение в Европе, на приём в НАТО, на приём в Евросоюз, на оказание безвозмездной экономической помощи.
Вот тут ВСУ совершают очень серьёзные провокации для того, чтобы потом обвинить ЛДНР в несоблюдении бессрочного перемирия. В частности, перед Новым годом, спустя шесть месяцев после заключения перемирия, были достаточно напряжённые ситуации на линии соприкосновения, и это, вообще, могло закончиться срывом перемирия. Когда проходят учения с участием блока НАТО, провокации на линии с ДНР и ЛНР также усиливаются.
И это говорит о том, что ВСУ хотят обострить обстановку до такой степени, чтобы НАТО вмешалось на стороне Киева и произошла интернализация конфликта из гражданской войны в оккупационную форму прямого вмешательства НАТО. То есть это такая изощрённая, на мой взгляд, политика, которая при поддержке Запада даёт одностороннюю картину происходящего в Донбассе в первую очередь американским и европейским читателям, и, таким образом, складывается впечатление, что Киев якобы каким-то образом пытается сохранить мир.
ИА «Новороссия»: В какой-то момент показалось, что Киев готов отказаться от подписанного договора…
Ю. К.: Да, если мы посмотрим на те же самые взгляды Зеленского на проблему Донбасса, то увидим, что где-то с весны, а может, даже с конца зимы его взгляды резко меняются. Из его уст можно слышать слова о том, что конфликт придётся решать военным путём, о необходимости не сохранять перемирие, а быть готовыми к ведению боевых действий, к освобождению с помощью ВСУ территорий Донецка и Луганска, а на самом деле — к их захвату и уничтожению мирного населения.
То есть идёт истерия, которая фактически готовит общественное мнение Украины к тому, что есть только один способ решить проблему ЛДНР — с помощью военной силы. Даже Порошенко себе такого не позволял, но Зеленский всё больше и больше скатывается к радикализму, и я даже уверен, что незадолго до его визита в США нужно ждать очень серьёзных провокаций на линии соприкосновения, которые Зеленский попытается представить как нападение на ВСУ «российских оккупантов».
Самое главное то, что сейчас Киев пошёл по пути двухсторонних договоров не с самим блоком НАТО, а с рядом его участников, в первую очередь с Великобританией, которая взяла под своё крыло Киев, и Вашингтоном, который осуществляет поставки оружия, в том числе под видом учений. И самое главное — это отработка задач проведения боевой операции во время учений НАТО. Это мы видели во время последних так называемых морских учений Sea Breeze.
На самом деле, это были учения, когда спецназ НАТО вместе со спецназом Украины отрабатывал десантные операции по захвату территорий, которые, как они считают, контролируются «террористами». То есть ситуация, несмотря на существующее перемирие, имеет, к сожалению, тенденцию к эскалации и движется в сторону подготовки ВСУ к проведению военной операции, опять же при поддержке сил НАТО на территории ЛДНР.
ИА «Новороссия»: Как сейчас можно оценить готовность сторон к возобновлению полномасштабных боёв в Донбассе?
Ю. К.: Если говорить о соотношении сил, то оно один к трём в пользу ВСУ. То есть ВСУ имеют очень мощный количественный состав, хотя это не говорит об их боевой способности. Если посмотреть на те тренировки, которые проходят в ВСУ и о которых периодически пишут в соцсетях, то это сводится к пьянству, самоволкам и дезертирству. Несмотря на то, что Киев пытается преподнести свою армию как самую боеготовую, я бы так не сказал.
Хотя надо признать, что в последнее время инструкторы из стран НАТО подготовили достаточно серьёзное количество военнослужащих именно по тактике наступательного боя в городских условиях и по зачистке территорий. То есть армия готовится именно к наступательным действиям, а не к обороне. Причём операция, как планирует Киев, должна проводиться с отсечением ЛДНР от российской границы, окружением двух городов и последующим отщипыванием по кусочкам этих территорий с помощью блокады и военного давления.
Причём такая операция планируется, на мой взгляд, на тот период, когда будут проводиться учения НАТО на территории Украины, чтобы сдержать возможное участие российских войск для прикрытия мирного населения, проживающего в Донецке и Луганске. Как я полагаю, наиболее оптимальным решением в данной ситуации было бы признание ЛДНР независимыми, заключение прямого договора об оказании военной помощи и военной защите в случае военного конфликта. Это гораздо быстрее отрезвило бы Киев, пошли бы переговоры, и гораздо быстрее решались бы многие вопросы, предусмотренные Минскими соглашениями.
Подготовил Иван Солдатов