Ядерное сотрудничество: Киев ищет в Белоруссии дурака за четыре сольдо?

Автор: Редакция Новоросинформ

По сообщениям из Киева и Минска, 25 сентября в ходе совместного заседания украинско-белорусской рабочей группы по сотрудничеству в топливно-энергетической сфере заместитель министра энергетики Белоруссии Вадим Закревский и замминистра энергетики и угольной промышленности Украины по вопросам европей

По сообщениям из Киева и Минска, 25 сентября в ходе совместного заседания украинско-белорусской рабочей группы по сотрудничеству в топливно-энергетической сфере заместитель министра энергетики Белоруссии Вадим Закревский и замминистра энергетики и угольной промышленности Украины по вопросам европейской интеграции Наталья Бойко достигли договорённости о сотрудничестве двух стран в вопросах ядерной энергетики.

Помимо этого, заместители министров договорились об оказании аварийной помощи в условиях работы между энергосистемами двух стран. Пикантность ситуации в том, что ситуация с ядерной энергетикой в обеих странах находится под огромнейшим вопросом. С 1991 по 2015 год выработка электроэнергии на Украине упала с 297 млрд. до 163,3 млрд. кВт/час. Оно и немудрено: на 2015 год Украина с показателем -35% возглавила антирейтинг из пяти стран мира, ВВП которых с 1991 года не только не вырос, но и уменьшился. Но генерации электроэнергии реально перестало хватать для украинской промышленности и бытового потребления.

И особенно остро вопрос встал зимой 2016-17 гг., когда из-за блокады Донбасса пришлось либо остановить, либо резко уменьшить выработку на украинских ТЭС и ТЭЦ. Официальный Киев даже не побрезговал закупать электричество у «страны агрессора», как нынешняя власть называет Россию. Вместе с тем в январе-августе 2017 года по сравнению с 2016 годом Украина увеличила экспорт электроэнергии с энергоострова Бурштынской ТЭС в направлении Венгрии, Словакии, Румынии, Молдавии и Польши. В Белоруссию и РФ экспорта не было. Так что договорённость об оказании аварийной помощи со стороны Белоруссии украинскому правительству очень ко времени: зима на носу, угольная блокада Донбасса продолжается, российский уголь Украина закупать отказывается, а купленный втридорога уголёк из Пенсильвании идёт пока ещё очень жиденьким ручейком.

Правда, сама Белоруссия не особо богата электричеством, 99% которого вырабатывается на тепловых электростанциях. Мало того, около 20% потребности в электроэнергии приходится перекрывать за счёт импорта. Так что «подпорка» для электропотребления Украины может быть осуществлена только путём реэкспорта. А все надежды на будущее электроэнергетическое изобилие в Минске связывают с Белорусской АЭС, оба реактора которой планируют запустить в эксплуатацию к июлю 2020 года. История со строительством атомной станции возле города Островец Гродненской области тянется с начала 1990-х, когда её проект начал прорабатываться Национальной академией наук Белоруссии. До реального воплощения проекта дело дошло только в 2008 году.

Тогда правительство объявило тендер на постройку АЭС, в котором изъявили желание участвовать Россия, США, Франция, Китай, Чехия и другие страны. Выбор российского производителя был предопределён заданными условиями финансирования: предоставление разового кредита на 9 млрд. долларов «живыми деньгами» на всю сумму стоимости постройки самой станции, городка для семей сотрудников и всей сопутствующей инфраструктуры. При этом срок окупаемости станции составит 15-20 лет, а Белоруссия не только перекроет собственные потребности в электроэнергии, но и сможет экспортировать её излишки соседним странам.

Если не считать технических проблем, возникших в ходе строительства, против АЭС близ Островца встали на дыбы белорусские оппозиционеры и соседние Польша и Литва. Дело в том, что станция строится близ северо-западной границы Белоруссии, от неё до Вильнюса всего 50 километров и литовские власти считают её экологической угрозой своей стране.

При этом в самой Литве в 2009 году по требованию Евросоюза была ликвидирована Игналинская АЭС, производившая более 80% электроэнергии Литвы. После чего цены на электричество в стране резко подскочили за счёт необходимости импортировать электроэнергию из ЕС. Польша также категорически возражает против строительства Белорусской АЭС, поскольку в её планах тоже значится постройка собственной атомной станции. И ей совершенно не нужен конкурент в вопросах поставок дешёвого «атомного» электричества в Балтийский регион. Если Белоруссия лишь собирается делать первые шаги в вопросах ядерной энергетики, то Украина на сегодня владеет 15 ядерными реакторами.

То есть в вопросах сотрудничества в данной отрасли белорусы могут выступать исключительно в качестве учеников, собирающихся перенимать опыт более «подкованных» товарищей. Но есть ли что перенимать? Ситуация в украинской ядерной энергетике отнюдь не радужная. В ближайшие три года на семи реакторах истекает срок эксплуатации. На некоторых — даже уже продлённый. «Если не продлить срок эксплуатации атомных блоков, то в 2020 году мы потеряем 50%, а к 30 году атомная энергетика Украины прикажет долго жить. Но даже если мы продлим сроки, но не начнём планово заменять блоки, нас опять ждёт коллапс», — рассказвает бывший генеральный директор Чернобыльской АЭС Михаил Уманец.

Попытка постройки двух новых энергоблоков на Хмельницкой атомной станции завершилась крахом: правительство Арсения Яценюка по политическим мотивам разорвала контракт с Россией, а поскольку часть строительных работ была уже выполнена, по сути, зарыло потраченные деньги в землю. Нового подрядчика нет и не предвидится, на строительство просто нет денег. В реальности же ситуация ещё хуже, чем рассказывает Уманец. В 2014 году, после объявления России врагом № 1, украинская власть, пришедшая на штыках боевиков-неонацистов, разорвала всё сотрудничество с РФ в вопросе обслуживания ядерных реакторов. И те самые продления сроков эксплуатации реакторов происходят без привлечения их разработчиков.

По сути, всё это делается украинскими атомщиками на свой страх и риск. Но и это не всё. В 2014-2015 гг. на украинских атомных станциях американские военные специалисты производили весьма рискованные эксперименты по «разгону» реакторов свыше расчётной мощности, что, как известно, приводит к резкому падению надёжности и ускоренной выработке ресурса. Вплоть до того, что персонал станции, отказывающийся участвовать в этих экспериментах, попросту изгоняли с территории АЭС.

Проводились и эксперименты по маневрированию мощностью энергоблоков: именно подобный эксперимент привёл в своё время к взрыву на Чернобыльской атомной электростанции. То есть научить белорусских начинающих атомщиков украинские коллеги могут много чему, от чего будущей ядерной энергетике Белоруссии не поздоровится. Так какого же сотрудничества хотят от белорусов в Киеве? Варианты есть. Надеемся, что в Островце не прислушаются к совету разорвать отношения с разработчиками реакторов только на основании того, что украинские атомщики якобы сами с усами и прекрасно обходятся без рекомендаций российских учёных и производителей.

Во-первых, вскоре после того, как заработают белорусские реакторы, появятся первые радиоактивные отходы, и Киев может предложить не отправлять их на хранение и переработку в Россию, а складировать в Чернобыльской зоне, где строится хранилище отходов ядерного топлива. А во-вторых, получить свой небольшой гешефтик коммерческого агента, сбагривая на белорусскую АЭС дешёвые вестингхаузовские подделки реакторного топлива. Ну и что, что эта контрафактная продукция опасна в эксплуатации, а на украинских реакторах, куда эти фальшивки загружаются, то и дело возникают аварии?

Вон буквально 28 сентября автоматика выключила второй энергоблок Южно-Украинской АЭС, куда загружены контрафактные топливные сборки. Зато почти халява! А если ещё этими сборками и за аварийные поставки электроэнергии на Украину расплачиваться: денег-то у Киева нет и не предвидится… Правда, он опять надеется на помощь тех, кто создаёт проблемы в ядерной энергетике Украины. 28 сентября в Киеве был подписан Меморандум о взаимопонимании между Westinghouse Electric Sweden AB и ПАО «Турбоатом» относительно повышения эффективности работы оборудования и повышения мощности действующих энергоблоков АЭС Украины, оборудованных российскими турбинами и генераторами.

Киеву пообещали вложить в проект 100 млн. долл. Меморандум и обещания, а кто будет разгребать завалы?

Александр Москаль

Источник: politikus.ru

Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров