"Выживайте дальше": Местные чиновники не проявляют интереса к бедам селян прифронтовой Васильевки
-
Фото: Наталья Залевская
Жители обстреливаемого ВСУ прифронтового села под Ясиноватой после посещения чиновников из местной администрации вдруг осознали печальную истину. Со своими проблемами они должны справляться сами.
Выживаем только сообща
Жители прифронтовой Васильевки, полуразрушенной варварскими обстрелами ВФУ, в отчаянии. Они не знают, каким образом им удастся перезимовать при отсутствии топлива, света и воды.
Редакция ИА "Новороссия" неоднократно публиковала репортажи из прифронтового села ("Забытая Васильевка: Как выживают в прифронтовом селе"), где люди мужественно преодолевают беды, связанные с отсутствием жизненно необходимых благ цивилизованного общества – света, воды, газа. Теперь селяне выживают, вспоминая опыт своих далеких предков, с помощью натурального хозяйства, которое ведут практически под обстрелами ВФУ.
Кажется, сам воздух, атмосфера некогда одного из самых зажиточных сел Ясиноватского района наполнены звуками канонады, почти непрерывно раздающейся по всей округе. Часто этот грозный рокот перечеркивают резкие свистящие звуки прилетов украинских снарядов, падающие на домостроения сельчан. И хорошо, если рядом есть укрытие типа дедовского подвала или успеешь, забежав в дом, упасть на пол, сильно вдавившись в покрытие, чтобы не задело смертоносным осколком.
Один российский журналист, недавно посетив село и вдоволь наслушавшись звуков войны, поинтересовался, как вообще здесь можно жить. Оказывается, можно, не жить, конечно, в плане того, что человек вообще понимает под нормальной жизнью, а выживать. Васильевцы не могут бросить живность, основной источник их существования. К тому же большая половина жителей села пожилого возраста, причем у некоторых он довольно почтенный, далеко за 90. А в таком возрасте "путешествия" в качестве беженцев, по словам васильевцев, проблематичны, в том числе по состоянию здоровья.
"Маме 97 лет. Куда я ее повезу, да и не поедет она, говорит, что не доедет, и хочет на своей земле уйти к Богу. Есть в селе и постарше ее. Этим людям деваться некуда…" – говорит один из жителей Васильевки, Владимир.
Васильевцы привыкли оказывать помощь друг другу, обмениваться услугами и продуктами в случае нужды. Такая жизнь, напоминающая общину, "круг", издревле распространена среди русского крестьянства. И когда шла война или приключалась другая беда, только чувство локтя способствовало выживанию людей.
Обратили внимание, но…
Недавно после нескольких публикаций в ИА "Новороссия" на прифронтовое село обратили внимание чиновники Ясиноватского района. Жители рассказали, что приехала комиссия с уполномоченным, который должен был ознакомиться с просьбами жителей села, дав им соответствующий ход.
Первоначально, собрав "круг" и посоветовавшись, сельчане решили подать ходатайство в письменном виде к местным властям, изложив свои просьбы и описав катастрофическую ситуацию в селе. Речь шла о восстановлении жилого фонда в Васильевке, разрушенного ВФУ, оказании помощи в прорытии глубоководной скважины на территории села, которая бы обеспечивала его жителей водой. Сельчанам нужна также помощь в обеспечении углем, электроэнергией, в восстановлении работы медпункта.
В 2014 году многие сельчане принимали активное участие в становлении Донецкой народной республики, сражались в отрядах ополчения, но теперь село само нуждается в помощи. Люди надеются, что местные власти, за которых они отдавали свои голоса, постараются помочь им в решении острых социальных вопросов.
И вот комиссия приехала, после осмотра села и знакомства с местными проблемами чиновники пообещали через некоторое время довести до жителей села распоряжение об их дальнейшей судьбе в письменной форме.
Через месяц был получен ответ, в котором уведомлялось, что программа восстановления разрушенного после обстрелов ВФУ индивидуального жилья в Ясиноватском районе до сих пор отсутствует. Указывалось, что, если только разрушенцы сами купят строительные материалы, им могут помочь восстановить жилье строительные бригады от центра занятости района.
По остальным вопросам, в том числе обустройству необходимой в селе скважины, было отмечено, что данные работы не финансируются. Отрицательный ответ был также дан на просьбу васильевцев помочь в обеспечении углем, ранее ежегодно доставляемым жителям каменноугольного региона. И, поскольку в республике продолжаются боевые действия, сельчанам предлагалось подождать их окончания.
В самом деле, жили же как-то до этого, значит, есть опыт выживания. Все это верно, опыт, конечно, наработан, и боевые действия продолжаются, и денег нет, не балуют Васильевку также гуманитарными миссиями. Только васильевцы недоумевают, их сознание отказывается осознавать убийственную правду о брошенности в тяжелую годину. Они продолжают надеяться, что власти, которые они всегда поддерживали, помогут им справиться с разрухой в селе хотя бы в чем-то. А иначе какова функция властей в критической ситуации? Только информировать население и советовать переждать войну?
Автор: Наталья Залевская