"Те, кто пошлёт НДС, будет в шоколаде, а я..." Предприниматель о новшествах Минфина. Делягин не стерпел
-
Фото: shutterstock.com
И вновь налоговая реформа бьёт по самым уязвимым. Она звучит как приговор для малого бизнеса – тысяч пекарен, студий красоты и цветочных салонов. Выживать придется либо в тени, либо в долгах.
Минфин инициировал новый пакет налоговых изменений. Жить с ними придется уже с 1 января 2026 года, если его утвердят. Что изменится:
-
ставка НДС вырастет с 20% до 22%;
-
льготные 10% сохранят только для социально значимых товаров: продуктов питания и лекарств;
-
тем, кто был на упрощенной системе налогообложения, придётся платить НДС. Порог для такой системы снизят в шесть раз: с 60 млн до 10 млн рублей;
-
льготных страховых взносов для малого и среднего бизнеса, введенных в ковид, больше не будет.

Цель нововведений одна – пополнить бюджет, который недобирает доходы. Новации коснутся каждого: жителей России ждёт повышение цен на товары и услуги, а малый бизнес — резкий рост налоговой и административной нагрузки.
Малый бизнес загоняют в тень
Сегодня НДС – это участь, скажем так, взрослых компаний. Однако со следующего года правила игры для предпринимателей радикально поменяются. Под общую систему налогообложения попадёт огромное количество микробизнеса: пекарен, студий красоты, мастерских, цветочных салонов – в общем всех, у кого ежедневная выручка превышает 27,5 тыс. рублей.
Для малых городов и посёлков это буквально приговор. Сокращение порога по УСН в шесть раз – довольно радикальная мера. Для малого бизнеса выручка в 800 тыс. рублей в месяц – это не успех, а "граница выживания". Особенно в сфере услуг и розничной торговли, где наценка небольшая.

Для компаний с низкой маржой (10–15%) издержки, которые последуют за повышением налогов, способны "съесть" почти всю прибыль. Эксперты сходятся во мнении, что бизнес, который держался на сниженной налоговой нагрузке, попросту уйдет в тень с оплатой наличными мимо кассы, или вовсе "схлопнется".
Примечательно, что, инициируя снижение порога по УСН до 10 млн, Минфин обосновал это борьбой "против схем дробления бизнеса", однако аналитики же усмотрели в этой мере обратный эффект – то есть вместо одной компании с выручкой 30 млн будет три с выручкой 10 млн.
Откровенное признание предпринимателя
Депутат Госдумы и известный экономист Михаил Делягин уже неоднократно обращал внимание на грядущую ситуацию. В своём telegram-канале он опубликовал откровенное признание его избирателя, который занимается малым бизнесом.

Предприниматель разделяет мнение экспертов о том, что многие представители микробизнеса просто "пошлют" запреты и перейдут на "серую" схему.
Те, кто пошлёт НДС, будут в шоколаде, а я – в [непечатное – прим.]. Так как меня в налоговой посчитают, то и проверки, и суды – всё будет ко мне. А тот, кто уйдёт "в серую", вообще об этом париться не будет.
Целесообразность налоговой реформы остаётся под большим вопросов. Минфин называет свою инициативу борьбой с дроблением. Но на деле именно дробление и массовый уход в тень министерство и получит, а малый бизнес – не стимулы для развития, а прямой сигнал закрываться или работать нелегально.