С боями – вперёд
-
Фото: Георгий Медведев
Мариупольский микрорайон Восточный начинается с нескольких десятиэтажных зданий, которые встретили бойцов армии ДНР шквальным огнём из всех орудий при первой попытке зайти в город с этого направления. Каждый этаж и каждое окно ощетинились десятками орудий, которые прикрывали миномёты и тяжёлая техника из глубины района, дав понять, что легко не будет нигде.
Почти три недели бойцы ДНР ломали оборону противника на этом участке, проявляя мужество и героизм в каждом из мгновений. Чего стоит только девятнадцатидневная осада группы солдат, которые первыми сумели войти в одно из захваченных "Азовом"* зданий, после чего оказались отрезанными от основной силы. В полном окружении неполные три недели они не только удерживали занятую позицию, но и наносили существенный урон противнику, не давая ему чувствовать себя хозяевами положения.
Сегодня квартал десятиэтажных зданий можно назвать относительно тыловым районом: бои сместились гораздо глубже в город, а в этом районе остались только следы присутствия врага: кровь на асфальте, многочисленные гильзы и тубусы от гранатомётов, брошенные формы и нашивки. Целая связка таких нашлась в одном из гаражей за домом, причём принадлежала она сотруднику СБУ.
"О, какая коллекция!" – восклицает женщина, проходившая мимо и заметившая бойцов, которые раскладывают на асфальте автомобильные номера.
От неё мы узнаём, что гараж действительно принадлежал сотруднику украинской СБ. Здесь же был и склад номерных знаков, которые, по-видимому, менял он на своей машине. Донецкие, запорожские, транзитные – выбор богат. Тут же – его форма, погоны и шевроны. Вероятнее всего, всё это было брошено перед бегством, и где теперь прапорщик СБУ – остаётся только догадываться.
Таких историй здесь много. Это – работа правоохранительных органов ДНР: выявлять и задерживать сбежавших солдат ВСУ, нацистов из "Азова"* и членов украинских спецслужб, которые, переодевшись в гражданскую одежду, пытаются выехать из Мариуполя или, наоборот, затеряться в толпе гражданского населения. На освобождённых территориях расставлены посты, у прохожих проверяют документы, осуществляют осмотр, в первую очередь интересуют бойцов татуировки и наколки, а также явные следы на теле, которые свидетельствуют об участии в боевых действиях.
"Ничего, я же всё понимаю, - говорит мужчина, которого только что досмотрели. – Это ваша работа, я всё знаю".
На улице, несмотря на потепление, дует прохладный ветер, но никакого недовольства от тех, кому приходится снимать куртки и свитера, не исходит. С одной стороны, люди понимают, что это, действительно, прямая обязанность правоохранителей. С другой – сами хотят как можно скорее порядка в своём городе. На что способны нацисты из "Азова"* здесь знают.
"Танк выезжал, ой, что он делал… - плачет женщина, проживающая в частном доме неподалёку от десятиэтажек. – Каждое утро выезжал и просто расстреливал нас. Ехал по улице и стрелял".
На уточняющий вопрос, вёл ли он огонь прямо перед собой, женщина утвердительно кивает: украинская техника отрабатывала не только и не столько в сторону бойцов армии ДНР, сколько прямо по той же зоне, где сама и находилась. Подтверждают эти слова и следы многочисленных прямых попаданий по многоквартирным домам со стороны украинских позиций. Логику происходившего понять невозможно.
План с заложниками готовился изначально
Один из локальных очагов сопротивления, который остался на сегодняшний день в Мариуполе, - завод "Азовсталь". Долгое время, до начала полномасштабного освобождения города, ходили слухи, что там, помимо базы "Азова"* и непосредственно украинских силовиков, находится также большое количество гражданских лиц.
Такие же слухи активно распространяются среди гражданского населения в самом городе. Местные жители рассказывают, что незадолго до начала активной фазы боевых действий на мобильные телефоны горожан начали приходить СМС-сообщений, в которых их приглашали на территорию завода. Гражданским обещали помощь продуктами питания, водой, медикаментами, сообщали о наличии большого бомбоубежища, а также электричества и интернета.
История быстро обросла догадками. Кто-то предполагает, что теперь тысячи человек оказались в заложниках "Азова"*, и под их прикрытием нацисты будут пытаться остановить штурм своей базы. Кто-то считает, что людей и вовсе могли использовать в самых бесчеловечных целях, к примеру, как доноров крови для раненых боевиков. Как бы там ни было, любой, даже самый жуткий вариант запросто может оказаться реальным: никаких границ у "Азова"*, кажется, нет, и всё самое жуткое, что могло бы прийти в голову человеку, там уже воплотили в реальность.
Однако вскоре ситуация развернулась неожиданным образом. Согласно последним данным, гражданского населения на территории завода "Азовсталь" нет, а многочисленная информация об этом, видимо, была спланированной операцией Киева, целью которой стало ввести в заблуждение армию ДНР, а в глобальном смысле - предотвратить полное уничтожение группировки "Азова"*.
Распространяя такие данные, Киев может пытаться заставить ДНР отказаться от полномасштабного штурма предприятия и тем самым отсрочить ликвидацию очага сопротивления нацистов запрещённой группировки. И это вполне логично в той ситуации, которая наблюдается сегодня. И вот, как подтверждение этой информации, озвучили свое мнение и военные из разведки: на сегодняшний день подтверждения данным о том, что на "Азовстали" находятся мирные жители, нет.
На город и людей было плевать
Освобождённые армией ДНР районы, от которых боевые действия уже откатились, начинают понемногу приходить в себя. Люди разгребают завалы в своих квартирах, а порой – в том, что от них осталось. Возле каждого дома колоссальных размеров груды мусора. Кирпичи, окна, мебель и другое личное имущество, которое уже не подлежит восстановлению.
Вокруг домов – разбитые и разграбленные "Азовом"* магазины, ломбарды, аптеки и автосалоны. По центральным улицам – коммунальная техника, автобусы, грузовики и гражданский транспорт, перекрывающие проезд. Первое впечатление, которое и оказывается правильным: "Азов"* готовился к наступлению армии ДНР, предприняв все попытки для того, чтобы сдержать продвижение войск. Параллельно с этим украинские нацисты грабили всё и всех, что попадалось под руку, намереваясь, видимо, постепенно отступать из Мариуполя и уходить на территорию Украины с награбленным. План провалился едва только город оказался взят в кольцо.
"Азовцев"* и ВСУшников, которые оказались зажаты в угол, здесь не жалеют. Годами киевская пропаганда делала из них образ защитников всей страны, и Донбасса в частности, но всего несколько недель потребовалось народу для того, чтобы увидеть истинное лицо нацизма в своём городе, на своих улицах и в своих домах.
На окраине города мы встречаем мужчину, который со слезами на глазах осматривает сгоревший автопарк. Автобусами была заблокирована дорога, которая ведёт в центр города, и все они сгорели в ходе ожесточённого боя в начале операции. Мужчина сокрушается: не пожалели даже новый автотранспорт.
В ходе диалога выясняется, что сам житель города ещё недавно был за рулём одной из этих машин, а потом пришёл "Азов"*. Автобусы забрали, людей разогнали, а результат этой "защиты" теперь на каждом шагу. Страдают люди не только по личному, но и общему: по разбитым предприятиям и заводам, по тем местам, где ещё недавно они работали и отдыхали. Видимо, это – своеобразная защитная реакция, которая позволяет на мгновение забыть о самом страшном: многочисленных человеческих жертвах этой оккупации.
"Вы не представляете, что они тут творили! И ладно мы, старики… - пожилая женщина, которая вышла навстречу бойцам, тоже не может сдержать эмоций. – А что они с молодёжью делали!.. Я не буду этого говорить, вы и так всё сами слышали и знаете…"
Ни про Зеленского с Киевом, ни про ВСУ, ни, тем более, про "Азов"* здесь слышать и знать не хотят. Даже те, кто признаются в изначальном отсутствии симпатий к ДНР, сейчас констатируют: на личном опыте, в делах последних дней, они увидели истину, кто оказался защитником, а кому было плевать на людей и город.
"Дали полбуханки хлеба и кашу, всё! – рассказывает один из пенсионеров, встреченных нами на улице. По его словам, никакой гуманитарной помощи от Киева и его силовиков за последний месяц в Мариуполе не было. Первую поддержку люди получили только тогда, когда их район был освобождён армией ДНР и зачищен. – Сейчас нормально".
С этими словами мужчина удаляется, везя за собой ручную тележку, набитую бутылками с водой, и растворяется в целой толпе своих соседей, которые наконец-то смогут приготовить чай из питьевой воды. При "Азове"* надежды на "защитников" не было. Была надежда на то, что пойдёт дождь…
Подготовил: Георгий Медведев
*"Азов" — запрещенная в России экстремистская организация
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
"Делайте, что хотите": Украинский солдат рассказал о предательстве командования под МариуполемРоссия и ДНР оказывают гуманитарную помощь жителям Мариуполя — мэр Енакиево
В Мариуполе начал работу российский военный госпиталь