Реорганизация угольной отрасли ЛНР: Оправданы ли опасения жителей Республики?

  • Реорганизация угольной отрасли ЛНР: Оправданы ли опасения жителей Республики?
    Архив
Автор: Редакция Новоросинформ

В апреле месяце власти ЛНР анонсировали масштабную программу реорганизации угольной промышленности Республики. Но сделано это было, как часто бывает в не слишком открытых для диалога власти с народом республиках Донбасса, внезапно и практически без предварительного обсуждения с общественностью и кол

В апреле месяце власти ЛНР анонсировали масштабную программу реорганизации угольной промышленности Республики. Но сделано это было, как часто бывает в не слишком открытых для диалога власти с народом республиках Донбасса, внезапно и практически без предварительного обсуждения с общественностью и коллективами угольных предприятий.

Впервые программу по реорганизации озвучил 20 апреля председатель Правительства ЛНР Сергей Козлов на совещании с профильными министрами. В совещании приняли участие министр труда и социальной политики ЛНР Светлана Малахова, министр экономического развития Республики Светлана Подлипаева и председатель Федерации профсоюзов (ФП) ЛНР Олег Акимов.

«Основными задачами реорганизации будут являться, в первую очередь, выход в режим рентабельности всех угольных предприятий, это своевременная оплата работникам угольных предприятий, третье – это сохранение социальных гарантий для этих работников», — заявил Козлов. Естественно, профсоюзы Республики в лице Акимова инициативу правительства поддержали. Естественно, потому что сам институт профсоюзов в ЛНР мало общего имеет с защитой прав трудящихся. Это что-то среднее между министерством иностранных дел и каким-нибудь «общественным советом» при руководстве Республики, главным смыслом которого стало одобрение и разъяснение «единственно верных» решений властей.

Сразу стоит оговориться, что программа реформирования угольной отрасли ЛНР действительно нужна. В Республике сложилась очень сложная ситуация в некогда самой мощной части экономики. И лучшие шахты, взятые под «внешнее управление» несколько лет назад, продолжали работать с переменным успехом, то остальные предприятия были на грани полной остановки. Кризис в угольной промышленности начался задолго до провозглашения ЛНР, практически сразу после развала Советского Союза. Только вот все предыдущие попытки реформирования отрасли заканчивались одинаково – закрытием шахт без соблюдения элементарных экологических и социальных условий, вымиранием шахтерских городов и поселков и ростом числа безработных. Отсюда и настороженность к любым реформам.

После провозглашения роковой для Донбасса «независимости Украины» в некогда процветающем промышленном регионе были уничтожены сотни заводов и закрыты сотни шахт. Причем, зачастую, в угоду украинским властям, шахты, добывающие уголь высшего класса, экспортируемый за границу, варварски затапливались вместе со всем оборудованием. За первое десятилетие украинской «свободы» сотни шахтерских поселков Донбасса попросту вымерли. Лучшие из донбасских шахт в 2000-е оказались в руках Ахметова и приближенных к нему олигархов, которые поддерживали предприятия в более-менее работоспособном состоянии, иногда даже инвестируя средства в их развитие. Остальные все еще работающие шахты, принадлежащие государству, погрузились в глубокий кризис. Параллельно при попустительстве, а то и под контролем местных властей и силовиков Донбасс покрылся сетью нелегальных «копанок», уголь с которых участвовал в различных криминально-коррупционных схемах.

Стоит отметить, наряду с основным – стремлению к воссоединению с Россией – важным фактором активной поддержки Донбассом восстания против украинской хунты было желание восстановить экономический потенциал региона за счет возвращения к прерванным при Украине экономическим связям с постсоветским пространством. Шахты – это символ мощного Донбасса, символ донбасского характера и закрытие каждой из них оставляет рубец на сердце любого патриота Донбасса.

Хорошо помнят жители и первую реформу угольной отрасли уже при ЛНР – введение в марте 2017 года так называемого «внешнего управления» на шахты, принадлежащие структурам Ахметова. Тогда тоже много говорилось о прекрасном будущем угольной отрасли, но по факту все эти три года шахты под руководством принадлежащего скандальному олигарху Курченко «Внешторгсервиса» (ВТС) работали с перебоями, абсолютно без вложений в инфраструктуру и производство, то есть просто «на износ».

Любопытная деталь – генеральный директор новосозданного государственного унитарного предприятия (ГУП) ЛНР «Республиканская топливная компания «Восток-уголь» Владимир Шатохин, руководивший последние годы ровеньковским филиалом ВТС, в январе 2016 года, будучи директором шахтоуправления «Ясеновское» «ДТЭК Ровенькиантрацит», принадлежащего структурам Ахметова, отказался пустить на территорию предприятия и. о. главы Администрации города Ровеньки Владимира Русакова, объясняя это тем, что предприятиям ДТЭК «ЛНР не указ». Теперь этот человек руководит всей угольной отраслью Республики. Может ли он представлять и сегодня интересы того же Ахметова? Вопрос риторический.

Сегодня в официальных СМИ ЛНР новая программа реорганизации угольной промышленности рисуется исключительно в светлых тонах. В поддержку реформ выступили практически все официальные и полуофициальные (именуемые «общественниками») спикеры ЛНР. У обычного телезрителя или радиослушателя должны были возникнуть исключительно положительные мнения о данной программе. Только вот этот давно устаревший метод разъяснения гражданам действий властей, без реального диалога, с замалчиванием негативных моментов и игнорированием мнений, отличных от «линии партии», работает плохо, несмотря на все старания официальной пропаганды. Ну что поделать, если по-другому руководители соответствующих ведомств действовать не хотят или не умеют. По этой же причине Донбасс в официальном информационном  поле зачастую проигрывает Украине, где в сфере информационных технологий все чаще работают по современным технологиям, с привлечением лучших западных специалистов. Но это отдельная тема, вернемся к угольным делам.

На сайте Главы ЛНР 21 апреля был опубликован Закон «О ликвидации убыточных предприятий по добыче (переработке) угля и социальной защите их работников». При этом ни одно официальное республиканское СМИ об этом не сообщило, а депутаты Народного Совета на брифинге по принятым парламентом законопроектам, предпочли о данном законе умолчать. Все в «лучших» традициях информационной политики ЛНР – вместо разъяснения людям необходимости непопулярных мер, лучше просто промолчать, дав лишний повод для спекуляций украинским СМИ. Отметим, что ряд положений этого закона вызвал разнотолки и недоумение в луганских группах в соцсетях, а окончательного списка подлежащих закрытию предприятий до сих пор нет.

Примерно в это же время на ряде угольных предприятий ЛНР начались забастовки. В частности, 21 апреля работники шахты «Комсомольская» ГУП ЛНР «Антрацит» отказались выходить на поверхность. Всего в забастовке приняли участие 136 человек. После погашения большей части задолженности шахтеры согласились выйти на поверхность.

По республике пошли слухи о скором закрытии нерентабельных угольных предприятий. Причем в число «нерентабельных» было решено включить не только фактически остановленные предприятия, а и действующие шахты. Например, градообразующее предприятие города Зоринска – шахту «Никанор-Новая».

20 апреля в сети появилось открытое письмо коллектива шахты к главе ЛНР Леониду Пасечнику, в котором говорится о тяжелом восстановлении предприятия после боевых действий 2014 года, сохранении коллектива и даже вводе в эксплуатацию новой лавы.

«Все объективные доводы коллектива руководству ГУП ЛНР «ЦЕНТРУГОЛЬ» о продолжении работы шахты не принимаются во внимание. Идет подготовка по передаче шахты в реструктуризацию на «сухую» консервацию… Закрытие Филиала «Шахта «Никанор-Новая» повлечет за собой оставление без средств к существованию работников и членов их семей, деградации и вымиранию г.Зоринска и близлежащих поселков, значительному ухудшению социально-экономического положения в Перевальском районе, что может привести к социальному коллапсу на нашей территории. Шахта «Никанор-Новая» является единственным работающим угольным предприятием в Перевальском районе. Промышленных предприятий, расположенных на территории района и в радиусе 40 км. для трудоустройства населения нет.
Просим ВАШЕЙ помощи в положительном решении вопроса о дальнейшей работе градообразующего предприятия Филиал « Шахта «Никанор-Новая» ГУП ЛНР «ЦЕНТРУГОЛЬ», — сказано в открытом письме.



По-видимому, никакой реакции на письмо жители Зоринска не дождались, и шахтеры решили пойти на крайнюю меру – подземную забастовку. И снова в СМИ ЛНР об этом ни слова. Но в сегодняшний век информационных технологий замолчать то или иное событие достаточно сложно. Информация о происходящем на «Никанор-новой» быстро просочилась в соцсети, откуда ее, перекручивая на свой лад, взяли украинские СМИ, вылившие за последние дни очень много грязи на жителей Донбасса: «добились чего хотели», «вот и помогла вам ваша Россия», «правильно, за это воевали» и т.п. Особенно гнусно выглядят потуги украинских пропагандистов на фоне того, что шахты, оказавшиеся на подконтрольной Украине территории «Луганской области», находятся в еще худшем состоянии, чем предприятия в ЛНР, восстановленные после обстрелов ВСУ.

Отметим, что в информационном пространстве ЛНР ситуацию подробно освещал паблик «Луганский инсайд» и частично структуры «Казачьей медиа группы».

Визиты чиновников среднего звена на шахту ни к чему не привели. Пришлось выехать в Зоринск председателю Совета министров ЛНР Сергею Козлову. Видео его встречи с родственниками оставшихся под землей шахтеров красноречиво показывает настроение жителей.

На этой встрече Сергей Козлов, в частности, заявил, что шахта нерентабельна, поэтому ее переводят на «сухую консервацию» и присоединяется к ГУП ЛНР «Углереструктуризация». По его словам, подземные работники будут трудоустроены на другие шахты, а остальных либо трудоустроят в «Углереструктуризацию», либо предложат «какие-то другие должности», либо отправят на пенсию.

При этом ранее власти ЛНР неоднократно обещали, что шахту «Никанор-Новая» никто закрывать не будет. Более того, менее чем год назад, в июне 2019 года на шахте с пафосом была запущена новая лава. Репортаж об этом вышел в том числе в российских СМИ.

Возникает вопрос, как меньше чем за год шахты вдруг стала «нерентабельной»?

Визит Козлова не убедил шахтеров подняться на поверхность. На шестой день забастовки на шахту приехал министр топлива, энергетики и угольной промышленности ЛНР Павел Мальгин. После продолжительного разговора с директором предприятия он лично спустился в шахту к горнякам и убедил их прекратить забастовку.

«Было обещано выплатить шахтерам всю текущую задолженность (напомню, прямая задолженность почти полгода) до 25 мая. Уже вчера шахтерам перечислили 2-х месячную задолженность за октябрь и ноябрь. Так что просто закрыть шахту и «забыть» долги не вышло.
Что касается «сухой консервации» шахты, то это решение остается в силе (как вы понимаете — решение утвердили не в ЛНР). Шахту переведут в «Углереструктуризацию» и оставят 200 работников. Кого – рассмотрят посписочно», — пишет «Луганский инсайд».


Какие выводы можно сделать из всей этой ситуации?

Жители Донбасса вполне обоснованно с подозрением относятся к любым реформам угольной отрасли, потому что все предыдущие реформы заканчивались плохо. Вместе с тем реформа угольной отрасли давно назрела. Но ее успех зависит от конечной цели. К чему мы стремимся – сохранить угольную промышленность с наименьшими потерями для жителей республик или избавиться от лишнего «балласта» в виде угольных предприятий, оставив несколько рентабельных шахт, которые можно и дальше использовать «на износ»? Жители Донбасса должны знать правду и быть сопричастны к решениям, от которых зависит их будущее.

Можно ли ожидать, что очередная попытка реформ приведет к положительным результатам? Это, пожалуй, главный вопрос, волнующий Донбасс. Если руководители Республики и их советники действительно заинтересованы в восстановлении экономики, то проведение реформы угольной отрасли – это один из первых необходимых шагов в этом направлении. А если перед руководством ЛНР стоит другая задача – переформатировать оставшиеся шахты под нужды очередного олигарха и выдавить работоспособных людей на заработки в Россию, то последствия таких «реформ» будут печальными. Я все же склоняюсь к первому варианту. Иначе, зачем было делать шаги, направленные на стабилизацию ситуации в республиках, – раздавать российские паспорта жителям ЛНР и ДНР без переезда в Россию, существенно поднимать зарплаты и пенсии, переводить школы и вузы на российские образовательные программы? Пока все идет к тому, что республики Донбасса через некоторое время будут фактически в составе России, пусть и с каким-то особым, полупризнанным статусом. Но ситуация в мире сегодня меняется очень быстро, поэтому могут возникнуть и другие варианты.

Ну и последнее. Руководство ЛНР придает особое значение поддержанию ностальгических настроений жителей по временам СССР, что не удивительно, ведь при Союзе, собственно, и было построено подавляющее большинство донбасских шахт, а профессия шахтера действительно была привилегированной. Да и в целом при советской власти Донбасс был процветающим — уровень жизни, снабжения был одним из самых высоких среди регионов СССР. Люди старшего поколения это хорошо помнят.

Но вряд ли советская стилистика без элементарного социального государства, развитой промышленности и экономики, слово «Ворошиловоград» без того выраженного в реальных делах внимания, которое К.Е.Ворошилов уделял родному краю, — это хорошая затея. Тут уместно слово «карго-культ» — воспроизводство поверхностных декоративных элементов какого-то явления без реального содержания.

Создается впечатление, что, пользуясь этой ностальгией по СССР, власти внедряют как раз скорее негативные стороны советского строя, особенно в информационном поле. В СМИ ЛНР  патриотическая тематика, в основном, сводится к коммунистической пропаганде, а альтернативная от «линии партии» точка зрения проскакивает скорее в виде исключения. В Луганске один (!) телевизионный канал, нет никаких более-менее независимых СМИ, за исключением нескольких пабликов в соцсетях, которые зачастую, несмотря на их патриотическую направленность, тоже то и дело записывают в «украинские агенты» за критику тех или иных решений властей или действий чиновников. Продолжение подобной информационной политики с замалчиванием многих реальных проблем Республики, отсутствием настоящего диалога власти с народом и навязыванием «единственно правильной» точки зрения ни к чему хорошему не приведет. Поэтому реформы в сфере информационной политики и системы управления Луганской Республике необходимы не меньше, чем в угольной отрасли.

Тихон Гончаров, специально для ИА «Новороссия».

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров