«Разрушенцы» и строители против бумажной волокиты: Реалии восстановления жилья в ДНР

  • «Разрушенцы» и строители против бумажной волокиты: Реалии восстановления жилья в ДНР
    Давид Худжец
Автор: Редакция Новоросинформ

Проблема восстановления разрушенного украинскими обстрелами жилья — одна из острых проблем в ДНР, поскольку время идет, а многие сотни домов по всей республике, шестой год находясь в аварийном состоянии, продолжают разрушаться. В некоторых из них, не до конца разбитых, продолжают жить люди, предпочи

Проблема восстановления разрушенного украинскими обстрелами жилья — одна из острых проблем в ДНР, поскольку время идет, а многие сотни домов по всей республике, шестой год находясь в аварийном состоянии, продолжают разрушаться. В некоторых из них, не до конца разбитых, продолжают жить люди, предпочитающие иметь хоть какой-то свой угол, чем не иметь его вовсе. В республике также проживают граждане, дома которых почти полностью уничтожила украинская артиллерия. Они ютятся в плохо обустроенных общежитиях, у родственников и даже на съемных квартирах.

Посмотрим, как же работает программа по восстановлению жилья в ДНР

По словам главы Минстроя ДНР, по скромным подсчетам сейчас необходимо предоставить кров 1809 семьям, утратившим свое жилье из-за вооруженного конфликта. Хотя на самом деле таких людей много больше. Благодаря республиканским чиновникам к этой многочисленной категории граждан стали применять особый термин — «разрушенцы».

«Я, как это сейчас говорят, «разрушенка», так как в мой дом попал украинский снаряд, в кухню, — рассказывает Светлана, жительница 3-го микрорайона прифронтовой Ясиноватой. — Недавно к нам приезжал глава. Между прочим, обсуждали вопрос, когда начнут выдавать квартиры людям, совсем оставшимся без жилья, — доверительно рассказывает женщина. — Это очень обнадеживает, мы все очень надеемся, что наше положение наконец-то изменится к лучшему», — добавляет она.

Тем не менее в деле получения жилья «разрушенцу» имеется ряд сложностей. В республике, например, нет жилищного фонда, поскольку не проведена инвентаризация заброшенного жилья. До сих пор нет, закрепленной законодательно, программы по выдаче жилья, в которой бы указывалось, каким категориям граждан в первую очередь оно выдается: «разрушенцам», военнослужащим или молодым специалистам.

Недавно министр сообщил еще одну приятную для этой категории граждан новость. «Минстрой с администрациями городов и районов разработал план мероприятий по созданию так называемого маневренного жилого фонда. То есть, в рамках этой программы уже подобраны семь недостроенных многоэтажек в Донецке, Макеевке, Горловке, Шахтерске, Углегорске и Старобешево. Введение их в строй позволит выделить переселенцам 337 квартир. Но для этого опять же необходимы средства».

Долой «недострой»

Надо сказать, что программа восстановления жилых объектов, пострадавших в результате проведения боевых действий, приобрела четкие очертания лишь к 2016 году. Тогда же Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР, куда поступало множество обращений граждан по вопросу восстановления жилья, разработало ряд этапов, своего рода алгоритм восстановления жилых объектов, первый — для «разрушенцев» многоквартирных домов и второй, касающийся жильцов частного сектора.

Пройти все ступени данной процедуры непросто. Сначала надо было обратиться в ЖЭК, который, в свою очередь, обращается в администрацию района. Эта организация направляет комиссию для оценки всего жилого дома, а не только вашей личной квартиры. Составляется акт оценки объемов разрушенного имущества, который передается в Минстрой. Потом надо ждать, пока в министерстве сформируют перечень домов, которые подлежат восстановлению. Затем согласовывается его очередность. Дело это, сами понимаете, небыстрое. Ждать приходится долго и не факт, что вам сделают все качественно.

Из досье ИА «Новороссия»

История Валентины, проживающей по улице Собинова 154 в полуразрушенном доме второй категории, к сожалению, типична для многих жителей республики, оставшихся по вине ВСУ без нормального жилья. Дом, в котором она проживает, был официально признан аварийным еще в 2016 году. По закону проживающий в таком доме не обязан платить за жилплощадь, и Валентина не платила. Через год жилищное управление подало в суд на «разрушенку» за то, что она является злостным неплательщиком.

Давид Худжец
«Перед тем как подать на меня иск, надо было восстановить дом, отремонтировать крышу, которая течет после обстрела ВСУ, поставить металлопластиковые оконные блоки, согласно документам. Хотя на деле, окна мне только застеклили. То есть выдать мне на руки акт о восстановлении дома, а потом уже требовать плату за квартиру и судить меня как злостного неплательщика. Но никаких восстановительных работ, кроме того, что застеклили окна, произведено не было. Хотя во всех инстанциях, в которые я обращалась, в том числе к омбудсмену Морозовой, мне показывали «документы» о том, что все работы в доме были якобы сделаны. Четыре года продолжались суды за то, что я не оплачиваю квартиру… Я не против оплачивать, но пусть коммунальное предприятие Киевского района выполнит свою часть работ, согласно тем документам, по которым такие работы уже якобы были произведены, т.е. устранит течь на крыше, а не предлагает мне подвесные потолки…», — говорит Валентина.

Аналогичная история у Людмилы, сын которой проживал в доме за номером 68 по Киевскому проспекту.

Давид Худжец
«Этот дом одним из первых попал под обстрел ВСУ. Там с 2014 года никто не живет, однако с год назад в доме поставили пластиковые окна и покрыли крышу, но при этом забыли почему-то включить свет и газ. Когда они доведут ремонт до конца — неизвестно», — рассказывает женщина.

Имеется немало подобных строений и по улице Буслаева.

Все зависит от того, где вы живете

В ДНР выделят 322 млн. рублей на восстановление и капремонт жилья и объектов социальной сферы. Сюда входят почти 100 объектов жилищного фонда, в том числе 46 многоквартирных домов. Об этом на пресс-конференции в Донецке сообщил министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства республики.

«В пределах установленного финансирования мы сможем восстановить 98 объектов, в том числе 46 многоквартирных домов и 33 социальных объекта, поврежденных в результате боевых действий, а также провести капитальный ремонт на 19 объектах соцсферы», — сказал Наумец.

«Ремонтные работы охватят 13 городов и районов. Наиболее масштабные запланированы по Донецку. Здесь будут восстановлены 16 домов. В общей сложности большинство соцобъектов, где в этом году будет проведен ремонт, относятся к сфере образования — школы, детские сады, училища, еще семь — к сферам здравоохранения и культуры. Что касается домов, то в данный момент, в приоритете здания коммунальной собственности», — рассказывает он.

Звучит утешительно для обитателей расстрелянных ВСУшниками многоэтажек, в которых от полного восстановления уже имеется внешний лоск. Но при этом забыли включить воду, залатать крышу, зато предложили навесные потолки. Почему-то происходит так, что за бумажной волокитой и бесхозяйственностью в Народной республике иногда не видно простого человека и того, в каких условиях он продолжает жить (вернее выживать).

Но если в многоэтажках, т.е. домах коммунальной собственности, «восстановление» как-то осуществляется, частный сектор этим практически не охвачен.

«Я слышала о программе восстановления, одна надежда, чтобы нас она (программа) не минула, — невесело улыбается Светлана, жительница прифронтового поселка Александровка в Петровском районе Донецка. — Но пока все только обещают. Мне еще повезло, у меня небольшая жилплощадь в Донецке, в которую я въехала, после того как дом разбомбило, — добавляет Светлана. — Когда я смогу в него вернуться, неизвестно. Ходят разговоры, что восстановление может затянуться не на один год. Хотя проще было такой дом снести, чем кормить обещаниями народ. В центре Донецка, наверное, все сделали бы быстро».

Действительно, в Ворошиловском районе темпы борьбы с разного рода разрушениями значительно ускоряются. Так, дом, находящийся в аварийном состоянии по Розе Люксембург, 71 добротно отремонтировали еще в 2016 году. В это же самое время многие жители городских окраин боролись с чиновниками за право быть внесенными в списки так называемых разрушенцев.

«Когда у нас была встреча с местным депутатом, я подняла этот вопрос. Дом столько простоял без ремонта во время Украины, а теперь после обстрелов и совсем осыпался. Стала шуметь, — вспоминает Елена, одна из жительниц многоэтажки. — В общем, они (местная власть) пообещали, что будут делать ремонт. Честно не верила, но оказалось — правда. Все сделали и довольно качественно», — рассказывает она.

Совсем уж скоростными темпами заменили находящиеся еще с украинского периода подъездные козырьки в доме номер 3 по проспекту Мира, известном как китайская стена. «Лично я всем доволен, — рассказывает Валентин, жилец второго подъезда. — При Украине, сколько обивали пороги, а здесь быстро все сделали. Причем зимой поставили временные подпорки, а летом все снесли и поставили новые козырьки и наши подъезды получили как бы новое обрамление».

С «разрушенцами», которые живут на окраинах, картина несколько иная. Что же касается домов в прифронтовых красных зонах Донецка, в Петровском районе, северной части города, поселках Октябрьский, Спартак, они вообще напоминают индийские трущобы. Многие частные дома разрушены настолько, что проще снести и построить новые, чем ремонтировать то, что от них осталось. По большинству, впрочем, принято именно такое решение.

О чем говорят строители

Различные бюрократические проволочки сильно затягивают процесс восстановления. По словам некоторых работников строительных компаний, участвующих в программе восстановления, людям, которые ждут, пока их жилье отремонтируют или вселят в новое, не объяснишь все сложности. Я поинтересовалась у одного строителя, как же организован сам процесс. Оказывается, согласованный и утвержденный перечень объектов, подлежащих восстановлению, направляется генеральному подрядчику, который и формирует саму программу восстановления. Затем она утверждается руководством республики, так как на программу надо выделить финансирование.

После чего подрядчик, условно трест, распределяет объекты, подлежащие восстановлению среди строительных организаций. По словам Виктора, специалиста одной такой организации, за расходом стройматериалов следят очень жестко.

«Отчитываешься за все. Приходится оформлять кипы бумаг и все в трех экземплярах. Чтобы, например, обосновать замену одного окна, я должен предоставить заказчику минимум три фотографии повреждений», — говорит он.

Я интересуюсь, откуда поступают стройматериалы. «Они поступают из Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи. Так что с этим все нормально. Нам бы еще технику… ведь у многих по понятным причинам баз и техники почти не осталось. Рабочих собираем в телефонном режиме. Заработки небольшие, но для многих здесь, как говорят, выбирать не приходится. Хорошо уже, что работа есть. Хотя платят как до войны 70%, остальное выплачивается, если нет претензий у заказчика», — рассказывает строитель.

Он также говорит, что сильно затягивается время и с документальной сдачей объектов. Это может занять едва ли не больше времени, чем восстановление объекта. «Объект уже сдан, а по документам нет, приходится ждать, пока оформят, в моей практике до трех месяцев ждали», — добавляет он.

По его словам, проблема в том, что дома ремонтируются несвоевременно. «Здесь надо изменить сам подход, на ключевых постах должны быть люди, которые хорошо разбираются в строительстве, надо также убрать ненужные звенья в цепи восстановления и лишнюю отчетность».

На сегодня, по официальным данным, в Донецкой народной республике восстановлено больше 11 тысяч домов, которые были повреждены обстрелами украинских боевиков. Это составляет чуть больше 40 процентов от общего числа разрушений жилищного фонда. И это добавляет оптимизма. Хотелось бы, чтобы заново отстроенные дома и отремонтированные квартиры, вошедшие в эти проценты, на деле не обернулись просто красивой картинкой. А люди, в них живущие, не думали бы, как своими силами заделать крышу или решить проблемы газоснабжения и электросетей.

Наталья Залевская

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров