Привет, циничный Бандера!
Польский сенат наконец-то принял закон об Институте национальной памяти с поправками, устанавливающими уголовную ответственность за отрицание участия украинских националистов и членов украинских организаций, сотрудничавших с Третьим рейхом, в преступлениях против поляков. Реакция Киева ждать себя не
Польский сенат наконец-то принял закон об Институте национальной памяти с поправками, устанавливающими уголовную ответственность за отрицание участия украинских националистов и членов украинских организаций, сотрудничавших с Третьим рейхом, в преступлениях против поляков.
Реакция Киева ждать себя не заставила.
Порошенко в Facebook выразил обеспокоенность решением парламента, назвав оценки, содержащиеся в этом решении, абсолютно необъективными и категорически неприемлемыми.
Ранее украинский МИД призвал сенат к «политической мудрости».
Но больше всего от перспективы принятия закона «бомбануло» у главного бандеровца Украины — Владимира Вятровича. Накануне голосования в польском сенате он призвал депутатов Верховной рады обратиться к польским коллегам с целью предотвратить принятие Польшей поправок.
Чего же это так забеспокоился наш Володимир свет-Михайлович?
Ну, об этом он сам написал ранее:
«Ответственность распространяется не только на граждан Польши, но и на иностранцев, которые даже не находятся на территории Польши (статья 55 b). То есть, написал/сказал что-то неправильное с точки зрения польской власти, даже не на территории Польши, IPN (Instytut Pamięci Narodowej) возбуждает уголовное дело, а дальше даже через Интерпол можно подавать запросы на экстрадицию».
Тут все становится понятно. Вятрович — просто-таки эталонный бандеровец, главный пропагандист «бандеровщины». По некоторым данным, он находится на почетном первом месте в списке украинцев, которым запрещен въезд в Польшу. Поляки свои списки преднамеренно не обнародуют, так что о запрете въезда бандеровцы должны узнавать только на границе.
Впрочем, ясное дело, что Вятрович в Польшу не собирается в этой жизни — там его, разумеется, арестуют немедленно. А теперь, как оказывается, могут и потребовать выдачи.
Понятно, что даже если такой запрос поступит, Киев вряд ли выдаст Вятровича — слишком уж заметная фигура. Даже для того, чтобы умилостивить Варшаву, если та поставит ультиматум. Тут на кону слишком многое: то самое бандеровское большинство, при помощи которого нынешняя власть стала властью, не поймет и не оценит.
Да и с бандеровцами рангом поменьше не так все просто: если выдать хоть одного, скандал будет ужасный. Такое возможно было только в бывшей Югославии, да и то после того, как она была поставлена Западом на колени, и после того, как там сменилась власть.
Но все же Вятрович чего-то боится, если не за себя, так за других. А если не за других, так за собственные начинания. Ведь его идеология, его институт, который продвижением оной занимается, объявлены преступными в стране Евросоюза, куда Украина так стремится. Если Варшаве удастся навязать антибандеровский дискурс Европе или США, это будет его личный крах и крах всей постмайданной мифологии.
Недавно, когда Польша сменила Украину в качестве непостоянного члена Совбеза ООН от Восточной Европы, в СМИ появилась информация, что Польша зарегистрировала проект резолюции о признании актов геноцида, проводившихся украинскими националистами против поляков во время Второй мировой войны, предусматривающей возложение на украинские власти «ответственности за преступления, совершенные украинскими националистами в годы войны».
В случае принятия Польша может потребовать денег с нынешних украинских властей, провозгласивших себя наследниками Бандеры. Кончено, в успех такого предприятия никто всерьез не верит. Тут дело в принципе — вынести спор двух стран на международный уровень.
Информация о появлении резолюции, впрочем, не подтвердилась. Пока. Возможно, ждали принятия скандального закона. Возможно, намерено организовали утечку информации. Так что появление подобной резолюции вполне возможно.
И что самое интересное: в случае внесения эта резолюция имеет шансы на принятие.
Россия, которая неоднократно вносила резолюции против героизации нацизма и его пособников, регулярно отвергавшиеся США и, конечно же, Украиной, — за такую резолюцию проголосует с радостью. Китай? Ну, точно ветировать не будет.
Остаются США и страны Западной Европы, которых такой расклад ставит в немного глупое положение. С одной стороны, они несут прямую ответственность за то, что произошло на Майдане и после оного. Поддержать резолюцию значит признать свои ошибки и признать причастность к возрождению фашизма! К тому же, подобная резолюция явно будет воспринята как играющая на руку Москве, что для Запада совершенно не допустимо. С другой стороны, Польша, более давний и ценный друг Запада, ее очень легко обидеть, если плюнуть своим ветированием на ее исторические боли на глазах всего мира. Обычно сюзерен предпочитает не вмешиваться, когда конфликтуют вассалы, но Средневековье немного прошло, и Совбез ООН — не то место, где можно просто так отстраниться от чужих разборок. Ведь воздержание от голосования фактически будет означать голос «за».
Американцы уже начинают понимать, что закрытие глаз на преступления одних союзников, вопреки ожиданиям других союзников, может обернуться конфузом. И уже начинают шепотом признавать, что на Украине — о ужас! — есть нацизм. Впрочем, как обычно, обвиняя в его появлении Россию.
Спецпредставитель Госдепартамента США по Украине Курт Волкер в недавнем интервью Deutsche Welle пролепетал, что большинство украинских политиков не являются крайне правыми националистами, но боятся, что их могут заподозрить в том, что они не борются за суверенитет и территориальную целостность государства.
Ранее тот же Волкер говорил, что Москва сама виновата в том, что Украина стала антирусской и прозападной.
На самом деле и в отношениях США с Польшей не все так просто. Равно как и в отношениях Польши с Западной Европой. И тут тоже вмешиваются «исторические споры», высосанные из пальца.
Например, Варшава «вдруг» вспомнила о том, что Германия не заплатила ей репараций, хотя сама же в свое время отказалась от них в пользу СССР. «Внезапно» вспомнилось, что этот отказ был осуществлен Польской народной республикой, а следовательно, нынешняя Польша не обязана выполнять эти обязательства.
На самом деле все эти требования нужны лишь для одного: чтобы было чем ответить на нападки со стороны Брюсселя (читай Берлина). Напомню, в ЕС очень недовольны внутренними польскими реформами, которые якобы нарушают основы демократии, и даже применили санкции против Варшавы.
Надо же Варшаве было защищаться. Вот и извлекли тему с якобы недоплаченными репарациями.
Тема преступлений Второй мировой и расплаты за них по-прежнему актуальна и используется многими странами в качестве рычагов давления. И Польша, в которой тоже были свои коллаборационисты, поучаствовавшие в преступлениях нацистов, в которой располагались многие известные «лагеря смерти», может оказаться в центре такого искусственно раздутого скандала не только в роли жертвы.
Польша давно и яростно пытается отмыться от всего этого, запрещая использовать само словосочетание «польские лагеря смерти», активно отслеживая употребление его по всему миру, заваливая суды исками, и регулярно их выигрывая, в том числе, в самой Германии.
Однако избавиться от этого наследия, оказывается, не так просто. На самом деле, польские националисты не меньше, чем украинские, любят привлекать к себе внимание, только с Польши, как с члена ЕС и НАТО, спросу больше.
Еще больше масла в огонь подлил недавний «неонацистский скандал» после того, как репортеры польско-американского телеканала засняли, как неонаци празднуют день рождения Гитлера. И все это на фоне активации разговоров о репарациях.
Впрочем, все это могло стать защитной мерой — по некоторым данным, американские и международные еврейские организации сами собираются подавать иск против Варшавы за присвоение имущества убитых на территории Польши в годы войны евреев. В СМИ появилась информация, что соответствующий законопроект уже появился или вот-вот появится в американском конгрессе, и в том, что он будет одобрен и парламентом, и президентом, можно не сомневаться, учитывая роль еврейского лобби при Трампе. Как мы видим, Трамп не побоялся буквально со всем миром поссориться из-за посольства в Иерусалиме, лишь бы угодить Израилю.
Таким образом, поправки к польскому закону еще и дают Польше возможность защищаться от обвинений в пособничестве нацизму и прочих «наездов» со стороны их же западных союзников.
И тут «бандеровская карта» как нельзя кстати. Мол, мы не только больше всех пострадали от немецких нацистов, но и от их украинских пособников. Однако сама по себе «бандеровская карта» не только призвана быть щитом от обвинений Запада и переводом стрелок. Но это еще и реально больная тема для польского общества, не только его националистически настроенной части.
На самом деле, трудно сказать, кто вызывает больше исторических болей у поляков: русские или бандеровцы. Конечно, до недавнего времени главными врагами были все-таки русские.
Серьезные опасения в польском обществе попытки реабилитации «бандеровщины» вызывали давно, однако до «майдана» эти попытки все же не имели такого масштаба, а главное, успеха. Максимум до чего дошел президент Ющенко на исходе своего первого и последнего срока — присвоение Бандере и Шухевичу званий героя Украины, но его указы были отменены Януковичем.
Однако при Януковиче скатывание Украины в пучину национализма и русофобии не было остановлено, а лишь замедлилось. Лишь для того, чтобы после свержения Януковича продолжиться небывалой силой и скоростью. И, несмотря на то, что все эти процессы были направлены против России, нельзя было воспитать новое поколение украинских националистов в ненависти только к русским, но не к полякам.
Не знаю, понимали ли идеологи возрождения бандеровщины, что рискуют серьезно рассориться с Польшей, которая всегда считалась «адвокатом Украины»? Или понимали, но ничего сделать не могли, ведь, повторю, нельзя было выскоблить из Бандеры ненависть к полякам. Бомба под «нерушимую дружбу» Варшавы и Киева против Москвы была заложена изначально. Ее взрыв был вопросом времени.
«До этого мы сжимали зубы… Однако мы признали, что нас используют, что Украина достаточно беззаботно смотрит на эту проблему и исходит из расчета, что мы безусловно будем поддерживать безопасность и независимость Украины, стоять на ее стороне в конфликте с Россией и не требовать решения двусторонних проблем — исторических или образовательных», — заявил осенью прошлого года тогдашний глава МИД Польши Витольд Ващиковский, который у нас считается ярым русофобом, а на Украине не менее ярым украинофобом.
С его увольнением ситуация особо не изменилась для России. Для Украины она продолжила ухудшаться, свидетельством чему — свежепринятый закон, который на самом деле разработали еще в 2015-м, но все временили с принятием. Последнее событие, до которого его откладывали — визит президента Польши Анджея Дуды в Киев в конце прошлого года.
Видимо, визит этот не удовлетворил Варшаву, и последнее препятствие оказалось снято.
Польша и прежде вслух говорила Украине о необходимости одуматься и предпринимала конкретные шаги: признала Волынскую резню геноцидом поляков, составила списки лиц, которым запретила въезд.
Шаг за шагом Варшава «обкладывала» Киев, посылала сигналы о необходимости слегка притормозить. Но Киев их не воспринимал. Возможно, верил, что Варшава никогда не пойдет на серьезное обострение из-за боязни потерять ключевого союзника по «антироссийской коалиции».
С другой стороны, Киев никак не мог избавиться от Бандеры, так как постмайданная Украина без него просто невозможна, а попытки выхолостить из нее Бандеру приведут к тому, что власть, пришедшая в кабинеты на штыках ультраправых боевиков, на тех же штыках оттуда будет вынесена и на них же насажена.
Обратите внимание, что сейчас происходит на улицах украинских городов, которые патрулируют нацистские «народные дружины» созданные на основе признанного даже американцами нацистским батальона «Азов». Уже на Украине ходят слухи, что фюрер «Азова» Билецкий готовится к захвату власти.
Разве может в нынешней ситуации Порошенко пойти на уступки Варшаве?
Но в Варшаве это понимают, и именно потому сейчас усиливают давление.
Как пишет Порошенко, принятый закон не соответствует провозглашенным принципам стратегического партнерства между Киевом и Варшавой. «Призываю Польшу к объективности и диалогу. Только вместе победим», — написал он.
Опомнился! К диалогу их неоднократно призывала Варшава, однако Киев постоянно отворачивался, цедя сквозь зубы, мол, это наша история, наши герои, кого хотим — того и славим. Ну, славьте теперь на здоровье!
Кстати, если что возглавляемый Вятровичем украинский институт национальной памяти создан по аналогии с польским, буквально, содран с него. Вот теперь расхлебывайте! За что скакали…
«Мы, прежде всего, помним наши общие победы и борьбу против тоталитарных режимов. Ни одно политическое решение не может заменить историческую правду», — пишет Порошенко.
Судя по всему, в Варшаве в кои-то веки все же осознали, что историческая правда может быть не только антироссийской, но и антипольской, а в правящей партии «Право и справедливость», несмотря на весь ее антироссийский настрой, что кампания по безоговорочной поддержке «Майдана» может в итоге выйти Польше боком и что пора эту политику несколько скорректировать.
Особенно на фоне нападок со стороны западных союзников. Польша начинает огрызаться и кусаться. Больно.
Разумеется, это не пересмотр отношения к Москве, а усиление давления на Киев. Вчерашний закон — предупреждение. Если не поймут, последуют репрессии.
Вопрос в том, в чем они будут заключаться? Создаст ли Польша аналог Центра Симона Визенталя и будет ли вычислять бандеровцев и преследовать их по всему миру? По закону теперь может.
Другой вопрос, что Киев, как я уже говорил, никого выдавать не будет, а другие страны, Интерпол и прочие международные организации, скорее всего, предпочтут отстраниться. Но Польше не это нужно. Чтобы всерьез припугнуть Киев, достаточно посадить или даже серьезно оштрафовать пару-тройку украинцев, которых на территории Польши полно, причем большинство из них — гастарбайтеры из западных областей Украины, наверняка среди них найдутся если не члены запрещенных в России УНА-УНСО, «Свободы» и «Правого сектора», то просто те, кто где-то засветился с факелом или пост в соцсети написал.
Наконец, Польша может попытаться закрыть «шенген» уличенным в антипольских настроениях. И тут уже напряжется не только Вятрович, который итак никуда не ездит, ибо является нерукопожатным во всем мире, а целая армия заробитчан, да и вся украинская элита, которую обвинить в «бандеровщине» не составит труда, кроме разве что депутатов от бывшей компартии и «Оппозиционного блока».
Конечно, еще большой вопрос, пойдет ли Варшава на столь радикальные меры. Но вчера она показала, что может.
«Привет вам, 271 депутат (проголосовавшие за предоставление ОУН-УПА статуса борцов за независимость Украины. — Прим. ред.). Привет, вятровичи! Привет, Кабмин! Привет, циничный Бандера! Пламенный привет из Польши. Уголовно-правовой. Так обломать в риторике перед выборами», — еще на прошлой неделе, когда закон принял сейм, написала экс-министр юстиции Украины Елена Лукаш.
Остается лишь присоединиться. Привет вам, клоуны! Скачите дальше, только не останавливайтесь! Show must go on!
Дмитрий Родионов
Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции