Почему нарастает тревога?
-
Закат над Кремлем
Ушедший 2017 год нельзя назвать провальным. Оценивая его в целом, надо сказать, что Россия не сдала своих позиций в мире, а в чем-то даже упрочила. Хотя гнет санкций и даже попытки унизить нашу страну (та же история с лишением отечественных символов наших олимпийцев) были более жестокими, чем прежд
Ушедший 2017 год нельзя назвать провальным. Оценивая его в целом, надо сказать, что Россия не сдала своих позиций в мире, а в чем-то даже упрочила. Хотя гнет санкций и даже попытки унизить нашу страну (та же история с лишением отечественных символов наших олимпийцев) были более жестокими, чем прежде. Но выстояли и вели себя главное умно и достойно.
И всё же тревожные ожидания не только не исчезают, но даже нарастают. Почему?
Прежде всего, касаются они вовсе не перспектив предстоящих выборов. Конечно, возможны всякие сюрпризы, но мало, кто сомневается в их итоге. Однако все чаще смотришь с тревогой в будущее, которое ждет нас уже после избрания Президента. В обществе всё очевидней накапливается недовольство нашими внутренними делами. Ведь даже все стремления правительственных официозных источников приукрасить положение дел, создать впечатление неуклонного поступательного движения экономики страны по пути роста наталкиваются на его же, правительственные, откровения совсем иного рода.
Нищих у нас удручающе много — более 20 миллионов или 13% населения. Доходы у людей снижаются, всё тоньше становится средний класс. Несмотря на реализацию некоторых крупных проектов — тот же Крымский мост и завод СПГ в Заполярье — никак не заметно ощутимого рывка вперед во всей экономике. Отсюда и бедность, и отсутствие чувства оптимизма у многих людей. А ведь дальше, в том числе благодаря западным санкциям, положение дел может только усугубиться. Словом, все ощутимее разочарование во внутренней политике.
Нечто подобное страна уже переживала в последние десятилетия. Ведь всего за тридцать с лишним лет мы сперва ощутили тупик политики застойных лет, потом, спустя считанные годы, рухнул миф перестройки одновременно с крушением СССР. Затем закончились очевидным кризисом «святые 90-ые», после чего Путину пришлось вытаскивать страну из либерального болота, буквально склеивая ее куски властно в единое целое. И вот опять явное топтание на месте, вернее, черепашьи шажки вперед. Отсюда и усталость, и неуверенность людей при внешне зашкаливающем вверх «индексе счастья», что фиксируют социологи. А прокормленные пропагандисты горазды пустить в оборот подзабытое:
— И в этом личная заслуга…
Это чем-то напоминает заклинание, звучавшее в позднезастойные годы о том, что у нас создан самый передовой в мире социально-экономический механизм, но важно теперь, чтобы он заработал в полную силу. Так и сегодня, по сути, происходит нечто похожее. Но вот какой-нибудь яркий факт напрочь рушит всю радужную картину.
Допустим в СМИ сообщили о том, что российский железнодорожный оператор «Первая грузовая компания» планировал приобрести в 2018 году до пяти тысяч вагонов, что производит НГК «Уралвагонзавод». Однако сделать это мешают санкции, под которые подпадает это крупнейшее предприятие. А причем здесь вообще санкции, спросит читатель. Грузовая компания наша и завод наш, российский. Ан нет! «Первая грузовая» вовсе не наша, а на 99, 9% голландская, отсюда и весь сыр-бор.
Или недавняя инициатива по возвращению на Родину оффшорных капиталов наших олигархов. Их, можно сказать, умоляют «Вернись, я всё прощу», так как США в феврале нынешнего года намечают наложить лапу на активы тех, кто близок, так или иначе, к «Путинскому режиму». Но вернутся ли огромные капиталы на Родину — большой вопрос. Помнится, еще 15 лет назад тот же Путин недвусмысленно предупреждал оффшорных толстосумов — верните деньги домой, а то замучаетесь в западных судах пыль глотать. Вернули? Как бы ни так! Продолжают спокойно глотать свою золотую пыль вдали от Родины. Бегство капитала за эти годы возросло многократно.
Но нельзя не отметить, что все наши прежние кризисы носили сугубо персонифицированный характер. В застое был виноват Брежнев и его окружение, в крахе перестройки — лично Горбачев, в либеральном разрушительном урагане 90-ых — Ельцин и компания молодых жирных рыжих котов. Сегодня только ленивый не мечет громы и молнии в адрес правительства, однако, авторитет Путина и престиж его высоки без всяких натяжек. В этом своеобразный феномен Президента, его на несколько голов более высокое народное признание, чем у остальных членов команды. Но будет ли так и в дальнейшем?
То, что нас ждут, мягко говоря, непростые времена, понятно практически всем. Все знают также, что Путин не любит безо всяких оснований совершать резкие движения, не спешит он и расставаться с членами своей команды. А стиль его правления именно командный, правда, с ярко выраженным лидерством.
Но очень многие сейчас ждут, что после выборов команда будет как раз заменена. Однако вовсе не факт, что это произойдет, о чем свидетельствует высокая оценка, которую дал ей на днях сам Владимир Владимирович. Есть в обществе и другие ожидания скорых перемен, которые могут вовсе не осуществиться. Но если даже перемены и произойдут, скорого улучшения дел ждать вряд ли придется: слишком огромен и инерционен наш внутренний корабль, да и на внешнем фарватере штиля не предвидится. А завышенные ожидания часто, чему свидетельствует и история, сулят скорее разочарования, порой с трагическим исходом. Поэтому лучше быть реалистами, и, по мере сил, не оставаться лишь сторонними наблюдателями.
Сегодня, как никогда, важна осмысленная и ответственная общественная позиция, пусть даже критическая, если надо — то и резко критическая. Конечно, без истерик и работы целенаправленно на западных кураторов. А ведь в обществе сегодня, надо понять, растет чисто рефлексивный подход ко многим явлениям жизни. А так мы далеко не уедем — свидетельство тому дружная и огульная травля гимназиста из Нового Уренгоя. Без малейших попыток и желаний подробно вникнуть в то, что произошло на самом деле.
Писали и говорили у нас о чем угодно, кроме роли в этом деле Немецкого народного союза по уходу за воинскими захоронениями. А ведь именно его представители буквально выкрутили руки нашим ребятам и, по сути, заставили озвучить нужный этой организации текст. Одним словом, успешно провели операцию «мягкой силы», а мы, словно в футболе, в очередной раз проиграли. И даже не попытались разобраться, замели проблему под ковер, а народ, конечно, возмутился, что у нас растет поколение, не помнящее родства и плюющее на свою историю. Гнев праведный, но не по тому адресу.
Вывод: надо самим учиться использовать мягкую силу, честно и ответственно анализировать события, не впадая в диванную патриотическую истерику и низкопоклонство перед Западом. В общем, как писал когда-то в годину тяжелейших военных испытаний Александр Твардовский:
— Нынче мы в ответе за Россию, за народ и за всё на свете.
Источник: russmir.infо
Автор: Александр Горбатов
Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции