Павел Раста: Самоопределившиеся

Автор: Редакция Новоросинформ

Тема церковного раскола в мировом Православии, внезапно ставшая одной из главных, сейчас чуть остыла. Однако сам раскол, меж тем, набирает обороты. На днях один из его главных двигателей, вселенский патриарх Варфоломей, выступил с замечательным заявлением, в котором приравнял паству нынешней Украин

Тема церковного раскола в мировом Православии, внезапно ставшая одной из главных, сейчас чуть остыла. Однако сам раскол, меж тем, набирает обороты. На днях один из его главных двигателей, вселенский патриарх Варфоломей, выступил с замечательным заявлением, в котором приравнял паству нынешней Украины к балканским народам (https://novorosinform.org/745468).

А сказал он, в частности, следующее: “Украинцы имеют право на автокефалию, как и все балканские народы, которые некоторое время находились в прямой юрисдикции Вселенского патриархата, но пришло время, когда они стали самостоятельными. Почему все остальные имеют право на автокефалию, а 45-50 миллионов украинцев нет? Это несправедливо” (с).

Что ж, высказывание и правда замечательное. По форме его у меня всего два вопроса: 1) где в нём православный канон? 2) какое отношение оно имеет к вере? Оба вопроса риторические, так как ни того, ни другого в словах владыки нет даже близко. Если разобраться, то даже формально там вообще ничего нет, кроме политического популизма. В чём, собственно, нет ничего удивительная — в основе всего этого на сей раз лежит чистая политика, причём, это даже не политика нашего Старого Света. Впрочем, на эту чужую политику из-за далёкого океана владыка охотно поддался, о чём мы ещё упомянем. Но то по форме. А вот по содержанию вопросов больше.

И если уж разбираться всерьёз, то заявление это показывает лишь то, что удар наносится не по Русской Православной Церкви, а по мировому Православию в целом. Причём, наносится старым, проверенным оружием, обкатанным уже ни раз за минувшее столетие.

Вот скажите: вам это заявление Фанара ничего не напомнило? Ощущение дежавю не возникло? За себя говорю однозначно: напомнило. Советский Союз конца 80-х — начала 90-х. И разговоры таких же точно старцев, “убелённых сединами мудрости” о так называемом “праве народов на самоопределение”. Те самые речи, которые так радостно подхватили жаждущие власти местные князьки, запустив цепную реакцию распада. Ничего удивительного — мотивы Фанара схожи с мотивами тех “самоопределившихся” князьков. Правда, в его случае всё чуть иначе: владыкой движет гордыня и жажда стать чём-то вроде “православного папы”. Реально, а не формально. Чтоб к нему приходили на поклон “князья и цари земные”, чтоб во всех православных храмах признавали его за духовного отца, в общем, “чтоб служила мне золотая рыбка и была у меня на посылках” (с). Не важно, насколько это выполнимо: факт остаётся фактом — Константинопольский патриарх желает банального перераспределения власти. Пусть даже и путём раскола. Пусть даже и путём разрушения устоев самого Православия.

Именно ради этого, а не ради чего-то ещё, Фанар пошёл на эту авантюру, не имеющую ни малейшего признака “духовного вопроса”. Причём, до такой степени, что при всём действительно страстном и глубоком желании вселенского патриарха дать т.н. “украинской церкви” томос, они не смогли этого сделать до сих пор. Я подчёркиваю: не “не захотели”, а “не смогли”. Как минимум, потому, что за томосом должен кто-то обратиться. И это может быть кто угодно, но только не светские, политические власти. А ведь с Украиной было именно так: томоса алкает г-н Порошенко, который, при всём своём “дэржавном величии” — персонаж отнюдь не духовного сана, пусть даже и раскольнической деноминации. Просто у него есть предвыборная программа. И выборы, которые на носу. А ещё есть “верховная рада”, которая тоже шлёт подобные запросы и у которой тоже на носу выборы. И вот ради них, ради выборов этих, они и готовы сотворить то, чего в наших широтах не было уже несколько столетий — развязать религиозную войну. Действуют они, при этом, с чисто украинской инфантильностью и безответственностью злого, капризного ребёнка, которому даже в голову не приходит задуматься о последствиях собственных действий, и который потом искренне удивится, когда за эти последствия с него спросят. Как всегда, впрочем. И то верно: одну войну они уже развязали, так почему бы не развязать другую, религиозную? Однако с этой публикой всё ясно. Но зачем всё это патриарху Варфоломею? Зачем, понимая всё это, он идёт на такую катастрофическую авантюру? Зачем разрушает устои, сохранявшие мир веками?

А разрушаются они отнюдь не иллюзорно. Насколько это самое “право народов на самоопределение” соотносится с православным каноном, красноречиво свидетельствует хотя бы тот факт, что внутри одной единой поместной церкви духовному лицу под страхом самых суровых кар (вплоть до исторжения из сана и отлучения от церкви) запрещено проводить службы на чужой кафедре без разрешения того, кто эту кафедру окормляет. Даже так, друзья мои. Потому, что писавшие канонические правила отцы церкви отлично знали цену любому нарушению статус- кво, любым поползновениям на чужую каноническую территорию, любым попыткам раскола и любым, даже самым отдалённым намёкам на возможность религиозной войны. Именно по этой причине в Абхазии, Южной Осетии и даже на Донбассе не произошло никаких переделов и переподчинений епархий, и Донецк с Луганском до сих пор молятся в церквях, хоть и находящихся под амофором канонической УПЦ МП, но, при этом, подвластных проукраинскому митрополиту Иллариону, сидящему в оккупированном Мариуполе (уроженцу Львова, обожающему служить в антураже цветов “нацiонального прапора”, притеснявшего прихожан-ополченцев и отказавшегося принять икону Тихвинской Божьей Матери — покровительницы ополчения). Ни у кого даже мысли не возникает как-то его подвинуть. Потому, что нельзя. Канон это запрещает. А истинные православные верующие не должны поднимать руку на церковь.
Ну, кое-кому, вероятно, канон не писан. Причём, уже далеко не в первый раз. Вот, скажем, тот факт, что владыка в своей речи ссылается на церкви балканских народов, прекрасен уже сам по себе. Ведь если хоть чуть-чуть знать историю той же Сербской или Болгарской православных церквей, то с удивлением можно обнаружить, что Фанар долгие годы пытался заставить их подчиняться себе, используя при этом отнюдь не канонические методы: предшественники Варфоломея использовали для это грубое принуждение со стороны светских властей — византийцев, Габсбургов, да и османскими турками не гнушались. А не то же самое ли происходит сейчас? Не поддержкой ли мусульманского правителя Эрдогана заручился Фанар против своих православных единоверцев? Не с его ли помощью он пытается давить на оппонентов и в вопросе томоса, и в вопросе администратуры Крыма? Что ж, остаётся только порадоваться, что сейчас в руках у турок нет такого весомого средства поддержки притязаний вселенской патриархии, как отряды янычар, отрезающих несогласным головы. А ведь были времена, когда именно такое и испытывали на себе те самые православные славяне Балкан. Испытывали в угоду точно таким же амбициям и точно такой же жажде власти Фанара. И теперь фанариоты рассказывают о “праве народов на самоопределение”, ссылаясь на Балканы. Есть такое неправославное слово “хуцпа”, но я, пожалуй, не буду его использовать. И даже, наверное, произносить не стану.

Так вот, вспоминать канонические церкви балканских славян Фанару не стоило бы вообще, так как, срывая печати с запрета на раскол, он рискуют оживить память о слишком многих вещах. Например, о том, что Сербская церковь начала откладываться от Константинополя, когда тот впал в латинскую ересь. Это всего один эпизод, а сколько их вспомнится ещё? Стоит ли удивляться тому, что позиция церквей-сестёр в этом споре выражена вполне недвусмысленно.

Впрочем, не только их. Очевидное беспокойство по поводу происходящего демонстрирует даже Ватикан. Казалось бы, кто должен быть более всех других заинтересован в православном расколе, чем римский папа-иезуит? Что ж, римская курия и правда веками стремится ослабить Православие, своего главного исторического врага, любыми способами. Вот только граждане украинствующие градусом своего безумия, похоже, напугали даже их. Ведь гарантий того, что, отжав каноническую территорию Московской патриархии, следом не отожмут и его греко-католические епархии, папе Франциску никто не даёт. А такое вполне возможно.
Однако, пока что, процесс не форсируется, во многом, по причине чисто украинского бардака и неспособности всех договориться со всеми. Дело вот в чём: за томосом ведь действительно должен кто-то обратиться. Канонический митрополит Онуфрий делать это отказался. Говорят, после беседы на эту тему с Порошенко ему даже стало плохо, но владыка устоял. А раз каноническая УПЦ МП от участия в игрищах украинствующих воздерживается, то готовится попытка создать некий квазицерковный субстрат в качестве альтернативы ей, дабы попытаться попросить томос уже от его имени. Готовится некий объединительный съезд украинских раскольников: филаретовского УПЦ КП, УАПЦ (ещё одной раскольнической структуры), возможно ещё греко-католиков привлечь попытаются. Но вот только в этом дружном коллективе уже сейчас согласия нет. По самому животрепещущему вопросу: кто главным будет? Псевдопатриарха Филарета видеть на этом месте категорически не хотят (от чего он пребывает в явной прострации — ведь всю жизнь власти хотел). Тем более, что с его анафемой не всё так очевидно. Глава УАПЦ Милентий сам от этого поста открещивается всеми силами, перекладывая ответственность на Фанар. И это только то, что на поверхности. Кроме того, сакральный центр малороссийского Православия (и один из сакральных центров всего русского Православия), киевскую Лавру, им отжать не удалось. Что так же не добавляет им решительности и жажды находить общий язык друг с другом. Да, по закону, большая часть храмовых комплексов Украины находится в собственности государства, но пойти на такое даже режиму Порошенко оказалось страшно. Можно, конечно, предположить, что он по-прежнему лелеет надежду договориться с митрополитом Онуфриеи и убедить обратиться за томосом его, но вряд ли на что-то такое он может всерьёз рассчитывать. Что ж, глядя на их метания возникает желание выступить с рацпредложением: а пусть за томосом для них обратится госсекретарь Помпео. Так будет и проще и удобней — пусть американцы открыто “попросят” одних своих лакеев дать автокефалию другим своим лакеям. А почему нет? Так, хотя бы, честнее будет.

А то как-то даже несправедливо получается: он — один из архитекторов данной ситуации, а вся слава другим. Вообще, это очень характерно, что в администрации мистера Трампа духовный вопрос курирует бывший глава ЦРУ. Которые бывшими не бывают. В том числе и потому, что работают соответствующими методами. Например, шантажом. Например, на предмет коррупции. То есть примерно так, как и вышло в случае с Фанаром. У которого главный и почти единственный источник финансирования — это его американская епархия. Ну, а кто ещё? Не Турция же, где и раньше не любили фанариотов, а теперь и подавно поглядывают на них косо, после того, как Фанар негласно поддержал не того, кого надо во время недавней попытки переворота. И не Греция, которая сама едва сводит концы с концами. Это Америка, где более 500 приходов греческой церкви. Где огромная епархия… В которой банально проворовались. Что было использовано мистером Помпео, как веский аргумент для убеждения владыки Варфоломея прекратить уже думать о всякой ерунде, вроде православных канонов. Интересно, какими методами он сейчас убеждает другие православные деноминации?
Впрочем, я не стал бы в этом вопросе всё списывать на американцев. В этом деле они с патриархом Варфоломеем, скорее, “взаимовыгодные” партнёры — их интересы очень удачно совпали с его интересами. Быть может, поэтому он и “позволил себя заставить” начать то, что начал. По сути, это всё похоже на ролевые игры. Где Фанар неубедительно изображает жертву. Ведь для того же митрополита Онуфрия на кону куда более серьёзные вещи, нежели финансовый шантаж. И он, находясь в самом сердце фашистской Украины, от своего отказа может потерять куда больше, чем патриарх Варфоломей. Но он, тем не менее, не сдался. Ну, а Фанар в очередной раз решил сыграть в недостойные игры. Такие же, как с византийцами, Габсбургами и османскими турками. Но на этот раз с теми, кого представляет мистер Помпео.

Но только джинна из бутылки они выпускают уж больно опасного. “Право народов на самоопределение” — игрушка весьма специфическая. Если предположить, что точка зрения Варфоломея восторжествует — что будет тогда? У меня тут же возник вопрос: а какие ещё народы захотят стать “самоопределившимися” на основе этого нового правила, рождённого прецедентом? Вот, к примеру, есть на севере России такой вымирающий народ “водьи”. Или “водь”. На данный момент их в мире насчитывается 64 человека (из них 55 — в России и 9 — в Эстонии). Так вот они тоже православные. Ну, и почему им теперь тоже не завести свою собственную церковь? Если можно одним — значит можно и другим. Надо ли объяснять, какой силы это удар по всему мировому Православию?

И ведь это действительно оружие — старое и проверенное даже не на Советском Союзе, а ещё на Османской империи, которую англичане очень удачно придумали развалить по национальному признаку. Занимался этим, кстати, ни кто-нибудь, а полковник Лоуренс (тот самый, который “Лоуренс Аравийский”). Православная церковь — это тоже Империя. Только духовная. Империя Бога на земле.

И удары по ней наносят именно как по империи. Пользуясь глупостью, алчностью, гордыней и жаждой власти одного патриарха и нескольких епископов из бывшего Царьграда. Сейчас ведь речь уже не идёт о так называемой “украинской церкви”. Речь идёт о том, к чему это приведёт мировое Православие, как таковое. Во что ему обойдутся все эти “самоопределившиеся”.

И сейчас это действительно главный вопрос.

Ведь перспектива всего этого очевидна — религиозная война. А такие войны сразу не заканчиваются. Так во сколько же веков этой войны нам может обойтись их безответственность?

Павел Раста (позывной “Шекспир”)

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров