Павел Раста: Идеология Донбасса – это модель идеологии большой России
На Донбассе происходит становление молодого государства – Донецкой Народной Республики, созданы институт власти, более или менее жива экономика, несмотря на войну, блокаду и трудности внутреннего характера. Парадокс в том, что до сих пор темным пятном является идеологическая концепция свободн
На Донбассе происходит становление молодого государства – Донецкой Народной Республики, созданы институт власти, более или менее жива экономика, несмотря на войну, блокаду и трудности внутреннего характера. Парадокс в том, что до сих пор темным пятном является идеологическая концепция свободного Донбасса. Нет, говорят об этом немало, ведь невозможно жить в безидеологическом обществе. Тем более, что противник более, чем идеологизирован.
Поэтому периодически в головы жителей Донбасса пытаются внедрять странные идеологические конструкции, типа «С.С.С.Р.» (совесть, свобода, справедливость, равенство) или проекта «Малороссия вместо Украины», которые выглядят как профанация или откровенный саботаж. Отложим вопрос, для чего это делается, и зададим главный и насущный вопрос – какова она может быть, идеология для Донбасса?
«На самом деле, в начале событий на Донбассе идеологическая модель была одна – это Новороссия, – рассказывает общественно-политический деятель, русский доброволец и публицист Павел Раста. –То, что предлагалось после неё, было откровенными суррогатами, имеющими только внешнюю форму и не имеющие содержания. Собственного говоря, благодаря попыткам замены истинного смыслового мейнстрима на эти идеологические подмены мы до сих пор топчемся на месте. В том числе, во многом, и в плане государственного строительства, что полноценно невозможно при отсутствии идеологического вектора. Если говорить об этом векторе предметно, то первоначально речь шла о Новороссии – государственно-идеологическом концепте Русской Весны, модели, которая также не была проработана, но, тем не менее, продолжает свое существование в народе, на низовом уровне, и не только на низовом. Просто потому, что является настоящей, вот и всё.
Но давайте называть вещи своими именами: как самостоятельная идеологическая и государственная модель, Новороссия никогда не существовала, и существовать не может. Потому, что в отрыве от Русского Мира её нет. Новороссия – это некая промежуточная форма объединения русских земель бывшего государства Украина, которые в свое время были оторваны от России, с единственной целью последующего воссоединения с Россией вновь. Можно сказать, что в промежуточной форме государственно-идеологического проекта Новороссии (наиболее подходящего для западной части Юга России, который сейчас находится под оккупацией Украины на первом этапе), воплотилась идея национального воссоединения всего большого русского народа. Идея, которая живёт в этом народе очень накалённо. Поэтому Новороссия до сих пор актуальна, до сих пор на повестке дня.
Что касается основного вопроса об идеологии для Донбасса, то ответить на него можно двояко и этот ответ будет связан с тем как, мы воспринимаем сам Донбасс. Скажу, для начала, что Донбасс — это прежде всего часть Русского Мира и идеология Донбасса – это идеология Русского Мира. Никакой отдельной идеологией Донбасс обладать не может по определению, так как вне Русского Мира он существовать не может по определению (и к большой Новороссии это относится не в меньшей степени). Но здесь есть очень серьёзный нюанс.
Если Донбасс – это просто территория без особого сакрального наполнения, то естественным и единственно верным в этом случае идеологическим вектором для него является национальное воссоединение, т.е. возвращение Донбасса в большую Россию, возвращение домой. Воссоединение малой части русского народа со всем остальным народом.
Но Донбасс – не просто территория. Донбасса – это земля с великой исторической миссией, которая проявилась в полной мере в 2014 году.
Поэтому идеология Донбасса гораздо шире.
И если говорить о нём, как о части Русского Мира, давайте не забывать, что Русский Мир в настоящий момент переживает трансформацию и стоит на пороге еще более серьезной трансформации. Внутри него назрел целый пласт изменений, в том числе и идеологического плана. В свете этих назревших изменений, народное восстание на Донбассе закономерно и естественно — в ходе него все точки напряжения смыслов Русского Мира стали очевидны и проявились целиком и полностью.
И в этом смысле, Донбасс – это некая модель того, что должно (и будет) происходить на территории большой России, территории Русского Мира. Разумеется, речь не о войне, а о тех идеологических сдвигах, которые назрели и которые должны произойти там.
Я могу перечислить пять основных идеологических точек, которые, по сути, являются краеугольными камнями того народного восстания, которое произошло на Донбассе в 2014 году. Оно ведь произошло не по экономическим или политическим причинам. Причины гораздо глубже. Они носят экзистенциальный характер, пусть даже большинство восставших в тот момент не осознавало этого. Донецкая революция 1 марта произошла даже не из-за фактического запрета русского языка. Донбасс восстал против фашизма, против того, что омерзительно самой ментальности нашего народа, его памяти его предков, его истории.
Во-первых, это национальное воссоединение, то, что двигало людьми в первую очередь, то, что поднимало на борьбу многомиллионный народ, который устал быть самым большим разделенным народом на планете. Люди поднялись и сказали, мы русские и мы больше не хотим.
Так каковы же эти точки идеологического накала?
Во-первых, это национальное воссоединение, то, что двигало людьми в первую очередь, то, что поднимало на борьбу многомиллионный народ, который устал быть самым большим разделенным народом на планете. Люди поднялись и сказали, мы русские и мы больше не хотим жить порознь. Один народ, одна страна и по другому не будет. И любой компромисс по этому вопросу – это измена, причем измена против собственного народа. Надо четко понимать эту простую истину.
Вторая – это память предков. То, что можно было бы назвать историческим достоинством нации. Восстание случилось тогда, когда эту память и это достоинство глубоко оскорбили. Когда из могилы вылез фашизм, с которым предки воевали, который предки победили, и который потомки русских богатырей, бравших Берлин, ненавидят на уровне культурного кода. Когда начали топтать ногами память Великой Отечественной войны, а вместе с ней память всех погибших в ней. Когда на щит стали поднимать тех, кто был для предков врагами.
Произошла агрессивная попытка уничтожить саму нашу культуру и саму нашу историю, а значит просто лишить нас национальной идентификации. Большому русскому народу это очень надоело, и прорвалось это там, где часть Русского Мира была насильственно отторгнута от большой России – на Донбассе. В точке, где на наш народ пришлись наиболее экстремальные перегрузки. Быть может, именно потому, что Донбасс долгое время существовал в положении некой цивилизационной осажденной крепости, где все воспринимается гораздо более природно. И люди Донбасса очень четко заявили, что мы часть великого народа, у нас великие предки, а все остальные мнения нам просто не интересны.
Третий пункт. Это социальная справедливость. Если называть вещи своими именами то, 25 лет наш народ жил в обществе, где черное называли белым, а само понятие справедливость было осмеяно, сделано неприличным. И ее восстановление – это молчаливое требование, которое назревает и в большой России тоже. Оно настолько сильно, что рано или поздно обязано быть реализовано. И первая попытка произошла на Донбассе. Будет ли это, в итоге, в форме социализма или в форме чего-то ещё — не суть. Это будет. И это ещё одна ключевая веха в идеологии Русской Весны вообще и Донбасса в частности.
Четвертый пункт – Православие. Русский Мир – это православный мир, Россия – православная страна. Идет восстановление исторических и духовных скреп, а они всегда заложены в религии, которую народ исповедует, в религиозной традиции, в которой он живет. Это прошито в его культурном ядре. Это можно извлечь только вместе с душой и это мгновенно вышло наружу на Донбассе.
Пятое – коллективизм. Русский Мир – это коллективистский мир, в этом нет ничего странного, это у нас в крови. Коллективное начало в русском народе весьма сильно, и тот индивидуализм, который нам сейчас пытаются навязать, он отторгает. И восстановление коллективизма – восстановление традиционного общества с традиционными ценностями.
Это пять пунктов, без которых идеологическое строительство на Донбассе невозможно. А идеология Донбасса, по сути, модель будущей идеологии большой России, которая позволяет воплотить в жизнь многовековую мечту нашего народа о справедливом обществе. И если идеологический процесс на Донбассе возобновится — без этого он в любом случае не двинется. Как бы кому этого ни хотелось.