Наводнение 1824 года: Санкт-Петербург был затоплен на 4,2 метра
В 1824 году Петербург испытал наводнение, поднявшее уровень воды на 4,2 метра. Стихия затопила две трети города, вызвала разрушения и гибель людей. Очевидцы описывали улицы, превращённые в реки, и героизм спасателей во главе с генералом Бенкендорфом.
Санкт-Петербург с момента своего основания в 1703 году регулярно страдал от наводнений. Петр Великий в письме к Александру Меншикову в 1708 году писал:
Третьего дни ветром вест-зюйд-вест такую воду нагнало, какой, сказывают, не бывало.
Впоследствии вода поднималась выше обычного уровня на несколько метров.
Осенью 1824 года уровень воды поднялся на 4,2 метра выше нормы. В северной столице и сегодня можно найти таблички, указывающие уровень воды в те дни. На них значится: «Ноября 7-го (19-го по новому стилю) дня».
6 ноября все время шел дождь, и дул юго-западный ветер. Вода в реках и каналах Петербурга почти достигала берегов. Однако, как описывал Самуил Аллер в своей работе 1826 года «Описание Наводнения в С.-Петербурге и окрестностях оного», многие жители города не воспринимали ситуацию как опасную и просто наблюдали за стихией. К вечеру ветер начал стихать.
На башне Адмиралтейства свечи фонари, сигнализируя о чрезвычайной ситуации. По ночам звучали пушечные выстрелы. Однако утром 7 ноября ветер усилился, и буря срывала крыши и вырывала деревья с корнями. Бурные воды Невы изменили направление. К полудню две трети столицы оказались под водой, за исключением Литейной и Московской частей, которые были «непоняты водою».
К трем часам дня уровень воды продолжал расти. Вода ломала мосты и заборы, затопляла подвалы и первые этажи домов, сметала фонари и выбивала стекла. Улицы полностью превратились в бушующие реки, заполненные обломками и гаваньными судами.
В истории наводнения оставили след такие образы, как «Зимний дворец среди бурного моря» и «люди в отчаянии, ждущие помощи». Башуцкий описывал водовороты и разрушительные последствия для города, добавляя, что буря с легкостью срывала крышу как пух.
Император Александр I велел генерал Бенкендорфу, командиру 1-й Кирасирской дивизии, отправить катер для спасения людей. Бенкендорф лично участвовал в спасательных операциях несмотря на опасность. После наводнения он стал временным военным губернатором Васильевского острова для восстановления порядка.
Также сохранилась память о героических поступках, таких как гвардейский гренадер, спасший ребенка на столе. Люди передвигались по затопленным улицам на лодках и плотах, но многие стали жертвой своих попыток спасти других.
Наводнение, о котором писал Пушкин в «Медном всаднике», стало трагедией для города. Несмотря на первоначальное легкомысленное отношение, он был тронут масштабами катастрофы и выразил готовность помочь пострадавшим.
Ущерб от наводнения 1824 года был огромным. По разным оценкам, жертвами стали от 400 до 4000 человек. Точные цифры неизвестны, поскольку многие тела исчезли в Финском заливе.
- Пострадали жилые помещения и склады Нижнего этажа
- Повредились запасы сахара и соли
Профессор Мартынов приводил примеры мародерства, что подтверждает масштабы бедствия.
Наводнения продолжали беспокоить город на протяжении столетия, но защита значительно улучшилась с постройкой защитной дамбы в конце XX века. Сейчас Санкт-Петербургу, благодаря дамбе, наводнения практически не угрожают.