На взгляд жителей ДНР, местным чиновникам очень далеко до эффективной работы — опрос
Корреспонденты ИА «Новороссия» спросили жителей ДНР, насколько эффективно работает механизм государственной службы в современных республиканских реалиях, доверяют ли люди местным чиновникам, которые обеспечивают работу определённых систем республики. После семи лет существования народной республики
Корреспонденты ИА «Новороссия» спросили жителей ДНР, насколько эффективно работает механизм государственной службы в современных республиканских реалиях, доверяют ли люди местным чиновникам, которые обеспечивают работу определённых систем республики.
После семи лет существования народной республики можно попробовать подвести итоги того, что имеем на текущий момент. Ведь прошлое — наш мотиватор и своего рода трамплин в будущее. Не просто летопись прошедших событий, а демонстрация осознанности и понимания происходящего жителями ДНР.
Сергей, макеевчанин, 38 лет, металлург
«Я где-то прочитал одну умную мысль, что если вы хотите работать в государственном управлении, то следует понимать, что это государственная служба, то есть служение гражданам своей страны. Так вот, я бы эту аксиому высек в виде лозунга в каждом нашем государственном учреждении, чтобы чиновники заучили это как мантру. Потому что у нас они руководствуются совершенно противоположными понятиями. Взять хотя бы работу водоканала. У нас в Макеевке сильный износ водопроводной системы, в некоторых местах постоянно рвёт воду… И решать эти проблемы с местными чиновниками крайне сложно, такое ощущение, что формально что-то делается, но, по сути, ничего. Хорошая реакция чиновников водоканала наблюдается только тогда, когда рвёт трубы в центре, у правительственных зданий. Зато в частном секторе вода может течь месяцами и даже годами. Могут запросто также отрезать трубу и вообще лишить несколько дворов воды, если, например, вода течёт по проезжей части, а вскрывать асфальт водоканалу, как говорится, себе дороже. Жители же живите без воды, как хотите, хоть скважины ройте, хоть ещё что… По сути, если исходить из того, что вода — источник жизни, чиновники водоканала лишают права на жизнь. Посмотрите также на наши дороги — износ полный, в прошлом году к ремонту дорог никто так и не притронулся. По моему мнению, над чиновниками нет контроля. Когда-то был народный контроль, но это было в другой стране. Возможно, нужно создать подобный орган, но контроль необходим. Иначе получается то, что имеем».
Валентина, жительница прифронтового Киевского района, 42 года, медработник
«По моему мнению, граждане ДНР не защищены в правовом поле совершенно. Отсюда происходит полный беспредел по документации в ЖКХ, в полиции, в прокуратуре. Я знаю, о чём говорю, поскольку являюсь разрушенкой. Шесть лет доказываю, что надо починить крышу в доме, в которую попал снаряд. За всё это время приходили комиссии, подписывали какие-то документы, при этом толку нет никакого. В результате четыре года потрачено на суды, а это деньги, время и нервы. Зато видимость работы наших органов отличная, нет только результата».
Геннадий, макеевчанин, инженер, 47 лет
«Надо менять систему содержания чиновников, потому что общество их фактически содержит, и оценивать их деятельность по произведённой работе. Или хотя бы премии платить по результатам эффективности их деятельности. А то что получается?.. Взять, к примеру, градоначальника: только устроился в это кресло, сразу ему идёт аванс, и немалый, а ведь он ничего ещё не сделал. При этом зарплата уже идёт. Допустим, просидел он в этом кресле год, посмотрели итоги, а они печальные, как у нас в городе. Дороги в ямах, инфраструктура не обновляется, везде грязь, мусор… Одним словом, порядка нет. Значит, снятие с должности и перевыборы! Вот наш мэр недавно взял опеку над ставком (пруд. — Прим. ред.) якобы для народа возле кинотеатра «Эра». Организации выделяли машины, рабочих. Но ничего не сделано, только разрекламировали в СМИ, а с октября ставок брошен, сплошное запустение.
Мы направляли с завода заказное письмо о том, что нам не платят зарплату, в Министерство труда и заработной платы. Пролежало оно там с месяц, а потом нам это письмо вернули с подписью «адресат не явился». И вот я хочу спросить у вас: как это можно назвать? Люди писали в прокуратуру, оттуда одни отписки, звонили на «Юнион», ответили, что это не их проблемы. Получается, платят только бюджету, а предприятиям не поставляется ни оборудование, ни ремонт. Как было у нас (на заводе) три года назад, так всё и стоит. Такое ощущение, что целенаправленно идёт уничтожение производства».
Виктория, жительница прифронтового Петровского района, 30 лет, музыкант
«Я к чиновникам стараюсь не обращаться, ещё до войны имела печальный опыт, а сейчас ничего не изменилось, разве что только в худшую сторону. Вот пример из нашей жизни: у нас неподалёку живёт многодетная семья, дом их разрушило, и им дали детсадик в чуть лучшем состоянии. Люди затратились, сделали ремонт, но, когда встал вопрос об оформлении документов, чтобы платить за жильё как за жилое, а не производственное, чиновники делают вид, что это не их дело. Бояться, что ли. Такое ощущение, что они знают, что не надолго тут и как бы чего не вышло. Тянут с оформлением уже два года. И такое везде, наши чиновники, словно манекены, для вида посаженные в кресла и создающие видимость работы».
Константин, бывший ополченец, работник милиции, 37 лет
«В исполнительную власть привлекается много людей по родственным связям, по знакомству, не всегда компетентных, без опыта работы. В этом источник проблемы. В 2014–2015 году практически весь госаппарат выехал, приходилось брать на службу тех, кто проявил себя активной политической позицией, участвовал в акциях протеста против киевского госпереворота. Но, по моему мнению, со многими этими людьми без опыта, а иногда и без должного образования должны были бы быть те, кто бы их патронировал, — наставники. Потому что в большинстве своём наша госслужба только сейчас начинает получать знания в институтах, поскольку госслужащих обязали к этому. Но я знаю много случаев, когда люди, которые приходили в госаппарат, не имели высшего образования, то есть были совершенно не подготовлены к такой работе. Я ранее предлагал, что в этом случае надо было бы создать вроде института наставничества. Патриота, допустим, поставили председателем исполкома, а до этого он был, к примеру, начальником котельной. То есть у него есть знания по ЖКХ, а основную часть надо было бы получить от наставника. Поэтому пришлось многим учиться на своих же ошибках. Но сколько таких «ошибок» отразилось на судьбах людей, которые сталкивались с этими чиновниками?..»
Яна, 36 лет, активиста ДНР, юрист
«Местные чиновники за семь лет стали отдельной кастой. Создаётся ощущение, что они и народ не только живут отдельно, но и на разных планетах. Наше население сталкивается с беспределом чиновников как раз из-за того, что нет рычагов влияния на местное чиновничество. То есть беспредел творится просто потому, что они могут это делать, поскольку не несут никакой ответственности. Полная бесконтрольность. У нас нет местного самоуправления, которое бы контролировало деятельность чиновников.
Если местное самоуправление построено на тех принципах, на которых оно построено в России, то депутаты местных советов — это и есть основные хозяева посёлка, города, района. Они дают задания и контролируют местное чиновничество, а чиновники — это наёмные люди, которых местные советы нанимают на работу. Другой вопрос, если это, например, чиновники, которые относятся к министерствам. Но опять же если сильное местное самоуправление, то, в принципе, это автоматически усиливает роль депутатов, то есть законодательную власть. А если министров утверждает Народный совет, это, по сути, ещё один рычаг влияния на чиновников».
Андрей, преподаватель, 43 года, дончанин
«Если честно, мне лично приходится с чиновниками нечасто сталкиваться, то есть мой опыт здесь минимален. Я обращался с парой вопросов в наш суд по вопросу выписки для получения паспорта, но, поскольку мне нужно было только подтверждение, этот вопрос решили буквально в течение десяти дней. Но, исходя из опыта моих знакомых, могу сказать, что чиновничий аппарат ДНР сейчас достаточно забюрократизирован. Взять хотя бы получение паспорта, ведь сравнить нельзя, как быстро это можно было сделать в 2016 году и как сложно сейчас. Сколько документов надо, справок, проверки ОБОП. В СССР даже воры в законе имели паспорта как граждане страны, а сейчас скольким людям надуманно отказывают в их получении. У нас работает преподаватель, который 40 лет вообще никуда не выезжал из ДНР, и ему отказали в получении паспорта, то есть нужны дополнительные справки. Если есть какая-то микроскопическая проблема с вашими документами, запятая не там поставлена, считайте, что на оформление всего пакета документов понадобится где-то год. Пройдите по городу и посмотрите, сколько очередей возле организаций, где выдают справки. Сейчас, правда, кое-где ввели электронные очереди. Но наша так называемая процедура оформления паспортов уже стала притчей во языцех».
Сергей, бывший ополченец, инженер
«Поскольку сам столкнулся с процедурой оформления паспорта России, могу только сказать, что работа организована крайне плохо. Если потеряется какая-то справка, как в моём случае, её можно искать очень долго, иногда около года. При этом жалобы бесполезны, поскольку наблюдается круговая порука и нет никаких рычагов воздействия. Единственное, писать в инстанции РФ. Сейчас наши граждане, получившие российское гражданство, имеют возможность голосовать за российские партии и российских депутатов, и это, я думаю, может сдвинуть дело с мёртвой точки. То есть у людей может появиться надежда, что некоторые их вопросы будут решаться благодаря российским депутатам. По моему мнению, этот взаимообмен будет способствовать большему сращиванию с Россией и будет примером, как надо работать с людьми, для местных депутатов, которые, как видно, понятия об этом не имеют до сих пор, на седьмом году республики».
Подготовила Наталья Залевская